г. Москва |
|
29 апреля 2022 г. |
Дело N А40-98158/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.04.2022.
Полный текст постановления изготовлен 29.04.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью ДОК "Калевала" - Семушина А.Н. (представителя по доверенности от 01.01.2022),
от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации - Кимлыка И.С. (представителя по доверенности от 17.12.2021),
от Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - извещено, представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "Карлис-Пром" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 25.04.2022 в судебном заседании кассационную жалобу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
на решение от 27.09.2021
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 22.12.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-98158/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью ДОК "Калевала"
к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации
об оспаривании бездействия,
третьи лица: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, общество с ограниченной ответственностью "Карлис-Пром",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью ДОК "Калевала" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - министерство) о признании незаконным бездействия, выразившееся в невнесении изменений в состав сведений о приоритетном инвестиционном проекте в области освоения лесов "Создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры", реализуемом обществом.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия и общество с ограниченной ответственностью "Карлис-Пром".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.09.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе министерство просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель общества возражал против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в заседание суда округа не направили, что с учетом норм части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
В приобщении к материалам дела отзыва общества на кассационную жалобу министерства отказано ввиду несоблюдения при его подаче требований статьи 279 АПК РФ, а именно: не представлены документы, подтверждающие направление данного отзыва третьим лицам по делу.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что общество является инвестором в рамках приоритетного инвестиционного проекта "Создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры", включенного в перечень приоритетных инвестиционный проектов в области освоения лесов приказом министерства от 22.04.2011 N 554.
Общество во исполнение обязательств как инвестора по условиям приоритетного инвестиционного проекта инвестировало 8,4 млрд. рублей и в период 2010-2013 гг., создало и ввело в эксплуатацию 25.11.2013 деревообрабатывающее предприятие по производству ориентировочно-стружечной плиты с объемом производства 300 тыс. куб. м. в год при потреблении 500 тыс. куб. м. в год низкосортной древесины (балансы/дрова), выполнив свои инвестиционные обязательства.
В целях обеспечения производства сырьем Концепцией инвестиционного проекта, утвержденной приказом министерства от 22.04.2011 N 554, в составе проектной документации, предусмотрено предоставление в аренду лесных участков в Суоярвском, Муезерском, Костомукшском и Калевальском лесничествах с общим объемом разрешенного отпуска до 500 тыс. куб. м. в год (с 2013 год и далее).
Согласно Концепции лесные участки предоставляются по мере их высвобождения, поскольку на момент запуска производства свободных лесных участков с необходимым объемом разрешенного отпуска в указанных лесничествах не имелось. В период до конца 2017 года общество получило в аренду лесные участки в Муезерском и Калевальском лесничествах с общим объемом разрешенного отпуска 79,8 тыс. куб. м в год.
Поскольку разрешенный объем заготовки на уже предоставленных лесных участках не превышал, согласованную Концепцией, потребность в древесине, общество имело право на получение дополнительных лесных участков.
Процедура включения в приоритетный инвестиционный проект дополнительных участков предусмотрена Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 (далее - Положение), а именно: инвестор подает в заинтересованный орган (Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия) заявку на внесение изменений в инвестиционный проект (пункт 28 Положения); заинтересованный орган направляет заявку инвестора на согласование в Рослесхоз (абзац 1 пункта 29 Положения); Рослесхоз принимает решение о согласовании заявки инвестора (абзац 2 пункта 29 Положения); после получения согласования Рослесхоза заинтересованный органа принимает решение об утверждении заявки инвестора и направляет пакет документов в министерство (абзац 3 пункта 29 Положения); министерство после получения пакета документов от заинтересованного органа вносит изменение в состав сведений в инвестиционный проект (абзац 4 пункта 29 Положения), либо отказывает в утверждении заявки инвестора (абзац 5 пункта 29 Положения).
В связи с высвобождением лесных участков в Суоярвском центральном лесничестве 14.09.2017 общество в порядке пункта 28 Положения обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия с заявлением о включении дополнительных лесных участков в приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов, необходимых для реализации проекта в Суоярвском центральном лесничестве с общим объемом разрешенного отпуска до 86,4 тыс. куб. м.
По итогам рассмотрения заявки Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия издало распоряжение от 12.07.2018 N 45-ро "Об утверждении заявки ООО ДОК "Калевала" от 19.06.2018 N 246 о включении дополнительных лесных участков в приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов, необходимых для реализации проекта", утверждающее заявку общества.
Заявка общества была направлена в Рослесхоз, который согласовал испрашиваемое увеличение размера расчетной лесосеки (письмо от 14.08.2018 N АВ-06-32/13693), поскольку такое увеличение не превышает заявленную потребность (500 тыс. куб. м), согласно Концепции инвестиционного проекта.
Распоряжение Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 12.07.2018 N 45-ро об утверждении заявки общества было направлено в министерство, которое сообщило о возможности выделения обществу дополнительных лесных участков для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры" (письмо от 20.08.2018 N 53346/08).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 17.01.2019 N 55 утверждена проектная документация лесных участков в Суоярвском, Толвоярвском, Хаутаваарском и Куолисимском участковых лесничествах Суоярвского центрального лесничества. В течение 2019 года проведены необходимые кадастровые работы по уточнению площадей и границ лесных участков, лесные участки поставлены на кадастровый учет.
Ввиду отсутствия объективных препятствий для предоставления лесных участков в 2019 году общество 25.10.2019 обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия с заявлением о заключении договоров аренды.
Однако письмом от 18.11.2019 N 2.3-22/16442 Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия сообщило об отсутствии возможности заключить договоры аренды лесных участков в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта по причине непредоставления обществом пакета документов для завершения инвестиционного проекта, предусмотренных пунктом 34 Положения.
Отказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия был оспорен обществом в Арбитражный суд Республики Карелия, который по результатам рассмотрения дела N А26-472/2020 признал названный отказ обоснованным, однако по тем основаниям, что на заключительном этапе внесения изменений в инвестиционный проект министерством не принято решение о внесении изменений в инвестиционный проект "Создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры" по заявке общества от 19.06.2018 N 246.
С учетом этого общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к министерству о признании незаконным бездействия, выразившееся в невнесении изменений в состав сведений о приоритетном инвестиционном проекте в области освоения лесов "Создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры", реализуемом обществом.
Разрешая спор в пользу общества, суды первой и апелляционной инстанций, признав причины пропуска трехмесячного срока подачи обществом заявления в суд уважительными, восстановив его в соответствии со статьей 198 АПК РФ, пришли к выводу о том, что министерством не издавалось приказа или иного распорядительного документа, утверждающего внесение изменений в состав сведений об инвестиционном проекте, в связи с чем общество оказалось лишено законного права на получение лесных участков без проведения торгов, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Бездействие министерства, выразившееся в невнесении изменений в состав сведений об инвестиционном проекте "Создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры", как признали суды с учетом судебных актов по делу N А26-472/2020, повлекло за собой нарушение прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суды указали, что исходя из того, что оснований для отказа в утверждении заявки об изменении инвестиционного проекта, предусмотренных подпунктом "д" пункта 19 Положения, не было установлено, из позиции, сформулированной судами в рамках дела N А26-472/2020, министерству оставалось лишь внести изменения в состав сведений об инвестиционном проекте, путем издания соответствующего приказа.
Суды отметили, что введение в эксплуатацию объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры в ситуации с обществом, когда объекты были введены в 2013 году, то есть задолго до вступления в силу Положения, не означает завершение инвестиционного проекта, не ограничивает общество в праве на получение в аренду дополнительных лесных участков и, соответственно, не исключает возможность для министерства издать приказ о внесении изменений в состав сведений о приоритетном инвестиционном проекте.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, с соблюдением требований АПК РФ, и на применении норм ЛК РФ, Положения, с учетом таких обстоятельств. Оснований полагать, что судами при рассмотрении дела не были учтены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, не усматривается.
Доводы кассационной жалобы министерства, направленные на иную, чем у судов оценку обстоятельств дела, не могут быть приняты как состоятельные, поскольку их переоценка находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Что касается довода министерства о пропуске обществом срока для обращения в суд, то министерство не учло, что в данном случае заявлено требование о признании незаконным бездействия министерства, при этом, как следует из судебных актов и доводов лиц, участвующих в деле, такое бездействие продолжалось и на дату обращения общества в суд по настоящему делу.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.09.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 по делу N А40-98158/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разрешая спор в пользу общества, суды первой и апелляционной инстанций, признав причины пропуска трехмесячного срока подачи обществом заявления в суд уважительными, восстановив его в соответствии со статьей 198 АПК РФ, пришли к выводу о том, что министерством не издавалось приказа или иного распорядительного документа, утверждающего внесение изменений в состав сведений об инвестиционном проекте, в связи с чем общество оказалось лишено законного права на получение лесных участков без проведения торгов, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Бездействие министерства, выразившееся в невнесении изменений в состав сведений об инвестиционном проекте "Создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры", как признали суды с учетом судебных актов по делу N А26-472/2020, повлекло за собой нарушение прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суды указали, что исходя из того, что оснований для отказа в утверждении заявки об изменении инвестиционного проекта, предусмотренных подпунктом "д" пункта 19 Положения, не было установлено, из позиции, сформулированной судами в рамках дела N А26-472/2020, министерству оставалось лишь внести изменения в состав сведений об инвестиционном проекте, путем издания соответствующего приказа."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 апреля 2022 г. N Ф05-5682/22 по делу N А40-98158/2021