г. Москва |
|
6 мая 2022 г. |
Дело N А40-35387/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.05.2022.
Полный текст постановления изготовлен 06.05.2022.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Цыбиной А.В.,
судей Голобородько В.Я., Кольцовой Н.Н.,
при участии в заседании:
от истца: общества с ограниченной ответственностью "Букинистъ" - Урусов С.Н. по дов. от 17.08.2021,
от ответчика: Департамента городского имущества города Москвы - Бушуев Б.А. по дов. от 13.12.2021 (онлайн),
от третьего лица: Правительства Москвы - Бушуев Б.А. по дов. от 28.05.2021 (онлайн),
рассмотрев 4 мая 2022 года
в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Букинистъ"
на решение от 12 июля 2021 года Арбитражного суда города Москвы
и постановление от 19 ноября 2021 года Девятого арбитражного апелляционного суда
по иску общества с ограниченной ответственностью "Букинистъ"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании права на имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы, обязании произвести перерасчет арендной платы,
третье лицо: Правительство Москвы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Букинистъ" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик) о признании права на получение имущественной поддержки в качестве субъекта малого предпринимательства в виде установления для истца по договору на аренду нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы от 19.02.1998 N 01-00206/98 льготной ставки арендной платы в размере 4 750 рублей в год за 1 кв.м и об обязании ответчика произвести перерасчет размера арендной платы за 2021 год по договору на аренду нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы от 19.02.1998 N 01-00206/98 за 2021 год с учетом установления для истца в 2021 году льготной ставки арендной платы в размере 4 750 рублей в год за 1 кв.м.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.07.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просил названные решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указывая на неправильное применение норм материального и процессуального права. В обоснование кассационной жалобы истец указал на то, что суды при принятии судебных актов по делу сделали неправильный вывод о прекращении договора аренды с 15.06.2018, поскольку данный договор был возобновлен сторонами на неопределенный срок на тех же условиях в порядке п. 2.3 договора в отсутствие возражений сторон. По мнению истца, неправильный вывод судов о прекращении договора аренды повлек за собой неправильную оценку судами договора аренды, как не соответствующего требованиям пункта 1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в казне города Москвы", вывод судов о расчете размера арендной платы на основании пункта 2.4 Постановления N 800-ПП и неправомерный отказ в удовлетворении исковых требований.
От ответчика и третьего лица отзывов на кассационную жалобу не поступило.
Представитель истца, присутствовавший в судебном заседании, поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель ответчика и третьего лица, присутствовавший в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), возражал против доводов жалобы, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что принятые по делу решение и постановление подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 19.02.1998 истцом (арендатор) и ответчиком (арендодатель) заключен договор на аренду нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы N 01-00206/98 (далее - договор аренды) в редакции дополнительного соглашения от 12.11.2008, в соответствии с которым истец арендовал у ответчика нежилое помещение (подвал, пом. XI, комн. 2, 3, 4; 1 этаж, пом. VII, комн. 1-8, 11, 12) общей площадью 272,4 кв.м., расположенное в здании по адресу: г. Москва, ул. Маросейка д. 6-8, стр. 1.
Согласно п. 8 дополнительного соглашения арендатор вправе в одностороннем порядке не чаще одного раза в год изменять ставку арендной платы. Указанное изменение ставки производится при принятии Правительством Москвы решения о централизованном изменении ставки арендной платы. Изменение арендной ставки арендной платы оформляется уведомлением, которое направляется арендодателем в адрес арендатора с указанием нормативного акта и нового установленного размера арендной платы с приложением расчета. В этом случае ставка арендной платы считается измененной в одностороннем порядке и считается согласованной сторонами через один месяц с момента отправления такого уведомления.
Истец ссылался на то, что в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - Постановление N 800-ПП) для истца, как для субъекта малого предпринимательства, арендующего объект нежилого фонда площадью до 300 кв. м., находящийся в имущественной казне города Москвы, по договору аренды, заключенному без проведения торгов, до 2020 года включительно была установлена льготная ставка арендной платы, которая, в соответствии с уведомлением о ставке арендной платы с 2020 года от 19.12.2019 N 33-6-506084/19-(0)-1 в 2020 году составляла 4 750 рублей в год за 1 кв. м или 1 293 900 рублей в год за 272,4 кв. м.
11.01.2021 ответчиком в адрес истца отправлено уведомление о ставке арендной платы с 2021 года N 33-6-749203/20-(0)-1, которым ответчик уведомил истца об установлении в 2021 году арендной ставки по договору, исходя из размера рыночной ставки с учетом коэффициента дефлятора в размере 59 472,08 рублей в год за 1 кв. м. или 16 200 194,59 рублей.
Посчитав решение ответчика о замене льготной арендной ставки по договору на рыночную необоснованным и нарушающим установленное постановлением Правительства N 800-ПП право истца, как субъекта малого предпринимательства, на получение имущественной поддержки, истец обратился с настоящим иском в суд.
Разрешая спор по существу, суды первой и апелляционной инстанции, исходили из того, что срок действия договора аренды истек 15.06.2018, а в связи с задолженностью по арендной плате за спорный период истец утратил право на имущественную поддержку. Ввиду изложенного выше, суды отказали в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Между тем, судами обеих инстанций не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных данным Федеральным законом.
Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должны оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами) (пункт 5 статьи 3 Закона N 209-ФЗ).
В части 1 статьи 16 Закона N 209-ФЗ приведены виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовая, имущественная, информационная и другие). Одним из видов поддержки является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (статья 18 данного Закона).
Согласно части 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки указанным субъектам устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Субъект Российской Федерации - город Москва принял Закон от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" (далее - Закон города Москвы N 60), регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве. Данным Законом определены формы поддержки (имущественная, финансовая, информационная и другие), виды такой поддержки, источники ее средств и ресурсов, а также цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
В пунктах 2.8.1 и 2.8.5 Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП, указано, что в целях реализации полномочий города Москвы, предусмотренных Законом N 209-ФЗ, уполномоченные органы власти города Москвы могут оказывать имущественную и иную предусмотренную законодательством поддержку субъектов экономической деятельности; к мерам государственной имущественной поддержки относится установление регулируемых ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы.
Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления (пункты 1, 4 части 3 статьи 6 Закона N 209-ФЗ, статья 3 Закона города Москвы N 60).
Постановлением N 809-ПП утвержден Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях, к которым относится осуществление субъектом малого предпринимательства хозяйственной деятельности на условиях, определенных соответствующим нормативным правовым актом Москвы.
Правительство Москвы, осуществляющее от имени города Москвы полномочия по управлению государственным имуществом, в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ, Закона N 209-ФЗ и Закона города Москвы N 60 25.12.2012 приняло Постановление N 800-ПП о предоставлении имущественной поддержки в виде установления с 01.01.2020 ставки арендной платы в размере 4750 рублей за 1 кв. м в год субъектам малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, арендующим объекты площадью до 300 кв. м (пункт 1 Постановления N 800-ПП в редакции от 16.12.2020).
Право на применение льготы, предусмотренной пунктом 1 в виде ставки 4750 рублей при аренде помещения до 300 кв. м ограничивается субъектным составом (субъект малого предпринимательства, сведения о котором включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и находятся в свободном доступе) и объектным (площадь до 300 кв. м).
В Постановлении N 800-ПП приведен исчерпывающий перечень оснований, при которых субъекты малого предпринимательства утрачивают право на льготную арендную плату (в случае выявления нецелевого использования помещений, наличия задолженности по арендной плате, передачи без согласия арендодателя помещений в субаренду). В пункте 2.4 указанного постановления во всех редакциях предусмотрено, что по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, арендная плата подлежит установлению на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой ставки арендной платы за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 1, 1(1) настоящего постановления.
В том случае, если арендатор перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в Постановлении N 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правового акта, предоставившего льготу, у арендатора возникнет обязанность по внесению арендной платы в размере рыночной ставки, определенной по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда.
Данная правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации по применению положений законодательства Москвы о поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства, Постановления N 800-ПП приведена в нескольких определениях Судебной коллегии по экономическим спорам, в том числе в определениях от 01.10.2020 N 305-ЭС20-1800, N 305-ЭС19-26856, от 23.10.2020 N 305-ЭС20-4888, N 305-ЭС20-7258.
По смыслу статей 71 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду надлежит исследовать и дать оценку доказательствам, представленным в материалы дела, и доводам лиц, участвующих в деле; привести мотивы, по которым он принимает или отвергает имеющиеся в деле доказательства и заявленные доводы.
Между тем в нарушение требований указанных статей суды не исследовали, подлежала ли предоставлению истцу в спорный период льгота, на которую он претендовал.
Судами установлено, что у сторон имелись договорные отношения по аренде помещений площадью до 300 кв.м., принадлежащих городу Москве, срок договора аренды до 15.06.2018. Судами сделан вывод о том, что договор аренды считается возобновленным на неопределенный срок после 15.06.2018. Ввиду установления судами обстоятельства возобновления договора аренды на неопределенный срок, выводы судов о расчете арендной платы в соответствии с пунктом 2.4 Постановления N 800-ПП и об отсутствии у истца права на применение льготы, установленной пунктом 1 Постановления N 800-ПП, в силу истечения действия договора аренды, являются противоречащими друг другу.
Согласно сложившейся правоприменительной практике (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2021 N 05-ЭС21-82) судам необходимо при рассмотрении вопроса о наличии у арендодателя права на применение в спорный период льготной ставки арендной платы исследовать обстоятельства о соответствии или несоответствии арендатора критериям, установленным Постановлениями N 800-ПП и N 809-ПП, для признания за ним права на имущественную поддержку.
В нарушение требований статей 70, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды не исследовали, являлся ли ответчик в спорный период субъектом малого предпринимательства и соответствовал ли критериям, установленным для применения в спорный период льготной ставки, установленной пунктом 1 Постановления N 800-ПП, поскольку продолжение пользования помещениями в отсутствие возражений арендодателя по окончанию срока действия договора аренды не исключает при определении размера арендной платы применения пункта 1 Постановления N 800-ПП. Сделав вывод о невозможности применения минимальной ставки аренды к договорам аренды, заключенным на условиях части 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", суды не учли того обстоятельства, что истец не утверждал о наличии оснований для применения пункта 1(1) Постановления N 800-ПП. Принимая во внимание изложенное, кассационная коллегия считает, что решение от 12.07.2021 и постановление от 19.11.2021 приняты с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, вследствие чего указанные судебные акты на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, установить, являлся ли истец в спорный период субъектом малого предпринимательства и соответствовал ли он критериям, установленным для применения льготной ставки, предусмотренной пунктом 1 Постановления N 800-ПП с учетом правовой позиции относительно применимой редакции Постановления N 800-ПП, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2022 N 305-ЭС22-3695; устранить противоречия в выводах судов о наличии у сторон договорных отношений, определить нормы материального права, применимые к спорным правоотношениям, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12 июля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2021 года по делу N А40-35387/2021 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
А.В. Цыбина |
Судьи |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В нарушение требований статей 70, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды не исследовали, являлся ли ответчик в спорный период субъектом малого предпринимательства и соответствовал ли критериям, установленным для применения в спорный период льготной ставки, установленной пунктом 1 Постановления N 800-ПП, поскольку продолжение пользования помещениями в отсутствие возражений арендодателя по окончанию срока действия договора аренды не исключает при определении размера арендной платы применения пункта 1 Постановления N 800-ПП. Сделав вывод о невозможности применения минимальной ставки аренды к договорам аренды, заключенным на условиях части 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", суды не учли того обстоятельства, что истец не утверждал о наличии оснований для применения пункта 1(1) Постановления N 800-ПП. Принимая во внимание изложенное, кассационная коллегия считает, что решение от 12.07.2021 и постановление от 19.11.2021 приняты с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, вследствие чего указанные судебные акты на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, установить, являлся ли истец в спорный период субъектом малого предпринимательства и соответствовал ли он критериям, установленным для применения льготной ставки, предусмотренной пунктом 1 Постановления N 800-ПП с учетом правовой позиции относительно применимой редакции Постановления N 800-ПП, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2022 N 305-ЭС22-3695; устранить противоречия в выводах судов о наличии у сторон договорных отношений, определить нормы материального права, применимые к спорным правоотношениям, после чего принять законный и обоснованный судебный акт."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 мая 2022 г. N Ф05-776/22 по делу N А40-35387/2021
Хронология рассмотрения дела:
06.04.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-776/2022
14.12.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-84063/2022
27.10.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-35387/2021
06.05.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-776/2022
19.11.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-51726/2021
12.07.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-35387/2021