г. Москва |
|
6 мая 2022 г. |
Дело N А40-161929/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.04.2022.
Полный текст постановления изготовлен 06.05.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Роберт Бош" - Голендухина В.С. (представителя по доверенности от 12.08.2021),
от Московской областной таможни - Александровой Т.А. (представителя по доверенности от 29.11.2021),
рассмотрев 28.04.2022 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Роберт Бош"
на решение от 04.10.2021
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 20.12.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-161929/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Роберт Бош"
к Московской областной таможне
о взыскании излишне взысканных таможенных платежей, пени, процентов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Роберт Бош" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее - таможня) о взыскании излишне взысканных в соответствии с уведомлениями о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 05.11.2020 N N 10013000/У2020/0007425, 10013000/У2020/0007428, 10013000/У2020/0007430, 10013000/У2020/0007432, от 09.11.2020 NN 10013000/У2020/0007481, 10013000/У2020/0007483, 10013000/У2020/0007485, 10013000/У2020/0007489 таможенные платежи и пени в сумме 188 694,76 рублей, процентов, начисленных на сумму 188 694,76 рублей, начиная с 01.12.2020 по дату ее фактического возврата.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.10.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель таможни возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, возражений на отзыв, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что общество в 2017 году декларировало в регионе деятельности таможни товар - механические дисковые пилы модели GCO20-14 по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10013110/260917/0014215, 10013110/031017/0015475, 10013110/091017/0016511, 10013110/131017/0017213, 10013110/171017/0018012, 10013110/181017/0018043, 10013110/241017/0019118, 10013110/081117/0021721.
В отношении данных ДТ таможней в 2020 году проведена камеральная таможенная проверка на основании статьи 332 ТК ЕАЭС, по итогам которой таможней составлен акт камеральной таможенной проверки от 13.08.2020 N 10013000/210/130820/А000014.
По итогам проверки таможней были приняты решения N РКТ-10013000-20/000694 о классификации товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС и N 10013000/210/160920/Т000014/001 о внесении изменений и дополнений в сведения, заявленные в указанных ДТ.
На основании данных решений таможня доначислила таможенные платежи и впоследствии направила обществу уведомления от 05.11.2020 N 10013000/У2020/0007425, 10013000/У2020/0007428, 10013000/У2020/0007430, 10013000/У2020/0007432, от 09.11.2020 NN 10013000/У2020/0007481, 10013000/У2020/0007483, 10013000/У2020/0007485, 10013000/У2020/0007489 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
По факту получения указанных уведомлений общество 26.11.2020 направило в таможню письмо N LOF-Mk-124/20, в котором не согласилось с указанными уведомлениями и просило их отозвать в связи с составлением и направлением указанных уведомлений за рамками трехлетнего срока, установленного для применения мер принудительного взыскания таможенных платежей.
Таможня данные уведомления не отменила, 01.12.2020 произвела списание денежных средств с единого лицевого счета общества в общем размере 188 694,76 рублей.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с указанным заявлением.
Признавая заявление общества не подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 74 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) и ссылаясь составление КДТ 04.11.2020 и 08.11.2020, пришли к выводу о том, что уведомления таможни направлены в адрес общества с соблюдением срока, установленного частью 15 статьи 73 Закона N 289-ФЗ.
Суды отметили, что уведомление представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, а не мерой взыскания таможенных пошлин, налогов.
Суды также сочли, что общество добровольно уплатило денежные средства в указанной сумме, что не может являться основанием для возврата данных денежных средств в связи с получением уведомления по истечении трех лет после выпуска товаров.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно пункту 3 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 4 статьи 55 ТК ЕАЭС таможенный орган не направляет указанное в пункте 3 настоящей статьи уведомление в следующих случаях: выявление после выпуска товаров, а в отношении товаров, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары, - после направления электронного документа либо проставления соответствующих отметок, предусмотренных пунктом 17 статьи 120 настоящего Кодекса, факта неуплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, исчисленных в одной декларации на товары, в размере, не превышающем в совокупности сумму, эквивалентную 5 евро по курсу валют, действующему на день применения курса валют для исчисления таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом (подпункт 1); выявление факта неуплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, исчисленных в одном расчете таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, указанном в пункте 4 статьи 52 настоящего Кодекса, или в одном таможенном документе, указанном в абзаце втором пункта 4 статьи 277 настоящего Кодекса, в размере, не превышающем в совокупности сумму, эквивалентную 5 евро по курсу валют, действующему на день применения курса валют для исчисления таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом (подпункт 2).
На основании пункта 7 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, а также в случаях, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, когда такое уведомление не направляется, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 настоящего Кодекса.
К мерам по взысканию таможенных пошлин, налогов относится взыскание таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет сумм таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих возврату в соответствии со статьями 67 и 76 настоящего Кодекса, и (или) сумм авансовых платежей, за счет обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) Договором о Союзе (пункт 2 статьи 68 ТК ЕАЭС).
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 68 ТК ЕАЭС предусмотрено, что меры по взысканию таможенных пошлин, налогов не принимаются в случае, если срок взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, установленный законодательством государства-члена, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, истек.
В силу части 1 статьи 71 Закона N 289-ФЗ взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится с плательщиков, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также за счет товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.
Меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Кодекса Союза, частями 10 и 11 статьи 76, частью 2 статьи 79 настоящего Федерального закона такое уведомление не направляется, а также если плательщиком является таможенный орган (часть 6 статьи 71 Закона N 289-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 71 Закона N 289-ФЗ меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.
Трехлетний срок для взыскания таможенных платежей является давностным, пресекательным, ограничивающим полномочия таможенного органа на инициирование им принудительных мер по их уплате строго определенными временными рамками, направлен, в том числе на обеспечение баланса государственных и частных интересов, на предотвращение и недопущение дестабилизации существующего положения хозяйствующего субъекта как участника соответствующих правоотношений в случае несвоевременной реализации самим государственным органом его контролирующих функций.
Направление уведомления является составной частью процедуры принудительного взыскания таможенных платежей.
Таким образом, истечение указанного трехлетнего срока препятствует выставлению уведомления плательщику и применению последующих мер по принудительному взысканию таможенных платежей.
Вывод судов об отсутствии оснований для взыскания с таможни излишне взысканных в соответствии с уведомлениями о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей ввиду их добровольной уплаты обществом не соответствует указанным судами фактическим обстоятельствам, не дана оценка доводам общества о том, что общество было не согласно с выставлением рассматриваемых уведомлений.
Как указали суды, 26.11.2020 общество обратилось в Московскую областную таможню с заявлением N LOF-Mk-124/20 об отмене данных уведомлений в связи с нарушением трехлетнего срока, установленного для применения мер принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов. При этом просьба общества о списании задолженности с единого лицевого счета общества по названным ДТ в случае невозможности отмены выставленных уведомлений была заявлена, как отметили суды, во избежание негативных последствии для общества в виде изменения категории уровня риска и иных рисков и негативных последствий для общества.
В связи с этим нельзя согласиться с выводами судов об отсутствии оснований для взыскания таможенных платежей.
Судами не были проверены заявленная к взысканию сумма таможенных платежей и требование общества о взыскании с таможни процентов, начисленных на сумму 188 694,76 рублей, начиная с 01.12.2020 по дату ее фактического возврата. Каких-либо выводов по данному требованию в обжалуемых судебных актах не содержится.
В связи с этим судебные акты подлежат отмене в соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.10.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021 по делу N А40-161929/2021 отменить, дело направить дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 71 Закона N 289-ФЗ меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.10.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021 по делу N А40-161929/2021 отменить, дело направить дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 мая 2022 г. N Ф05-5609/22 по делу N А40-161929/2021