г. Москва |
|
11 мая 2022 г. |
Дело N А40-133979/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Филиной Е.Ю.,
судей Беловой А.Р., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Алексеев А.В., доверенность от 01.06.2021;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.10.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022 по делу N А40-133979/2021
по заявлению Администрации поселения Киевский
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании недействительным уведомление,
УСТАНОВИЛ:
Администрация поселения Киевский (далее - заинтересованное лицо) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо) от 12.05.2021 N КУВД-001/2020-10525173/7 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав и об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.10.2021 признано недействительным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 12.05.2021 N КУВД-001/2020-10525173/7 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022 решение Арбитражного суда города Москвы от 19.10.2021 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.
Заинтересованное лицо своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судами Администрация поселения Киевский обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета и прекращения права муниципальной собственности Администрации в отношении надземной тепловой сети с кадастровым номером 77:21:0150601:988 протяженностью 21 м., обеспечивающей теплоснабжение КНС, находящейся в эксплуатации акционерного общества "Мосводоканал" (далее - общество) и ликвидированной названным обществом в ходе осуществления мероприятий по реконструкции упомянутой КНС.
Уведомлением от 17.08.2020 N КУВД-001/2020-10525173/1 осуществление действий по снятию с государственного кадастрового учета и прекращению права на рассматриваемый объект было приостановлено.
Уведомлением от 12.05.2021 N КУВД-001/2020-10525173/7 в снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права отказано.
Посчитав, что основания, указанные в оспариваемом отказе, не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы, заявитель обратился в суд.
Исследовав материалы дела и доводы заявления, суды установили, что действия регистрирующего органа противоречат законодательству в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем в данном случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решений или действий незаконными. Кроме того в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
При исследовании обстоятельств дела, исходя из представленных доказательств, суды установили, что представленные Администрацией материалы позволяли регистрирующему органу осуществить государственный кадастровый учет и прекратить право собственности заявителя на указанный в его заявлении объект.
Приостанавливая уведомлением от 20.04.2021 испрашиваемые действия, Управление Росреестра по Москве исходило из того, что в составе поданных в составе заявления документов отсутствовало уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства.
В оспариваемом отказе от 12.05.2021 Управление Росреестра по Москве привело аналогичные причины отказа в снятии с государственного кадастрового учета и прекращения права собственности заявителя, а также указало, что в составе документов отсутствует ордер на проведение земляных работ ОАТИ, а документы, приложенные к акту обследования, не соответствуют Требованиям к подготовке акта обследования, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861.
Вместе с тем приказом N 861 не установлено запретов для составление акта обследования без приложения каких-либо документов к нему, в связи с чем свидетельствование кадастровым инженером факта прекращения существования объекта недвижимости по результатам осмотра места его нахождения в разделе акта "Заключение кадастрового инженера", является достаточным доказательством прекращения существования объекта недвижимости.
Кроме того как установлено судами, вопреки доводам Управления, при сносе теплосети земляные работы не проводились. Оформление ордера ОАТИ на проведение земляных работ не требовалось. Ордер ОАТИ оформлялся в рамках производства работ по реконструкции КНС "Киевский" и прилагался к акту обследования.
Таким образом, заявителем были представлены необходимые документы, представленные документы соответствовали действующему закону и оформлены в соответствии с установленными требованиями, и являются достаточными для снятия с государственного кадастрового учета и прекращения права собственности заявителя.
В силу пункта 38 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и по смыслу части 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества. Право на вещь, таким образом, не может существовать при отсутствии самой вещи. При этом не снятие объекта с кадастрового учета влечет за собой невозможность прекращения права собственности на объект, что будет противоречить нормам гражданского законодательства.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции. Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов не допущено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.10.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022 по делу N А40-133979/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
Е.Ю. Филина |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В оспариваемом отказе от 12.05.2021 Управление Росреестра по Москве привело аналогичные причины отказа в снятии с государственного кадастрового учета и прекращения права собственности заявителя, а также указало, что в составе документов отсутствует ордер на проведение земляных работ ОАТИ, а документы, приложенные к акту обследования, не соответствуют Требованиям к подготовке акта обследования, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861.
Вместе с тем приказом N 861 не установлено запретов для составление акта обследования без приложения каких-либо документов к нему, в связи с чем свидетельствование кадастровым инженером факта прекращения существования объекта недвижимости по результатам осмотра места его нахождения в разделе акта "Заключение кадастрового инженера", является достаточным доказательством прекращения существования объекта недвижимости.
...
В силу пункта 38 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и по смыслу части 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества. Право на вещь, таким образом, не может существовать при отсутствии самой вещи. При этом не снятие объекта с кадастрового учета влечет за собой невозможность прекращения права собственности на объект, что будет противоречить нормам гражданского законодательства."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 мая 2022 г. N Ф05-8332/22 по делу N А40-133979/2021