город Москва |
|
12 мая 2022 г. |
Дело N А40-207544/2021 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Карповой Г.А.,
без вызова сторон,
рассмотрев 12 мая 2022 года кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 07 декабря 2021 года
Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 14 февраля 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятые в порядке упрощенного производства
по делу по иску акционерного общества "Борисоглебский ордена Трудового Красного Знамени завод химического машиностроения"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании пени
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Борисоглебский ордена Трудового Красного Знамени завод химического машиностроения" (АО "Борхиммаш", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании 777 343 руб. неустойки с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД", ответчик).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.12.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022, иск удовлетворен частично, взыскано 260 678,21 руб. неустойки, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении иска.
Считает, что с учетом принятого судами довода ОАО "РЖД" об увеличении нормативного срока доставки грузов на 3 суток в соответствии с договором от 05.04.2018 N 5/07/УСД-18 просрочки в доставке груза по накладной ЭП473741 не имеется. При расчете неустойки по накладной ЭП473741 судами допущена ошибка и необоснованно взыскано 260 678,21 руб. неустойки с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке статьей 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального, процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа считает судебные акты подлежащими отмене в части взыскания 260 678,21 руб. неустойки по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ОАО "РЖД" приняло на себя обязательства по перевозке железнодорожным транспортом грузов по накладным N ЭП473741 и N АР012135.
Обращаясь в суд с настоящим иском о взыскании неустойки за просрочку доставки грузов, истец указал на нарушение перевозчиком нормативного срока доставки грузов, определенного в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила исчисления сроков доставки N 245).
Суды, рассмотрев спор, пришли к выводу о необоснованном начислении неустойки в размере 125 647 руб. ввиду отсутствия просрочки в доставке груза по накладной АР012135.
В части отказа во взыскании 125 647 руб. неустойки по накладной АР012135 судебные акты ОАО "РЖД" не обжалуются.
По накладной ЭП473741 суды указали следующее.
Как следует из материалов дела, 31.10.2020 ОАО "РЖД" приняло к перевозке груз по накладной ЭП473741, на станцию назначения груз прибыл 04.12.2020, что подтверждается штемпелями, проставленными в нижнем и верхнем правом углу оборотной стороны дорожных ведомостей. В указанную дату груз получен грузополучателем, о чем также имеется отметка в дорожных ведомостях.
Согласно расчету истца общий нормативный срок доставки груза по спорной накладной составил 30 суток, по мнению истца груз должен быть доставлен по этой накладной 30.11.2020.
Вместе с тем, расчет истца произведен без учета 1 суток согласно п. 5.4 Правил исчисления сроков доставки N 245 и 3 суток по договору от 05.04.2018 N 5/07/УСД-18.
Из представленных в дело доказательств следует, что перевозка груза по спорной железнодорожной накладной осуществлялась в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, то есть по единому договору перевозки с участием морского перевозчика ОАО "Сахалинское морское пароходство".
В соответствии со статьей 65 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозки грузов осуществляются в прямом смешанном сообщении посредством взаимодействия железнодорожного транспорта с водным (морским, речным), воздушным, автомобильным транспортом. Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении осуществляются на основании единого транспортного документа (транспортной накладной (дорожной ведомости)), оформленного на весь маршрут следования грузов.
Расчет нормативного количества дней доставки груза в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении должен производиться в соответствии со статьей 75 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и § 33 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденных МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17/24.04.1956.
В соответствии с пунктом 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок (статья 792 Гражданского кодекса).
Согласно статье 33 Устава железнодорожного транспорта перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и Правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает в соответствии со статьей 97 Устава железнодорожного транспорта пени, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 этого Устава обстоятельств.
Пунктом 15 Правил исчисления сроков доставки N 245 установлено, что перевозчик и грузоотправители, отправители порожних вагонов могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены этими Правилами, сроки доставки грузов, порожних вагонов, о чем делается в графе "Особые заявления и отметки отправителя" накладной отметка "Договорной срок доставки. Договор от __ дата __". Договорный срок доставки в пути следования увеличивается перевозчиком в соответствии с названными Правилами.
Следовательно, увеличение срока доставки груза возможно по соглашению сторон.
Как следует из материалов дела, в договоре от 05.04.2018 N 5/07/УСД-18 его стороны (перевозчик и грузоотправитель) согласовали увеличение установленного Правилами исчисления сроков доставки N 245 срока доставки грузов и/или порожних собственных (арендованных) вагонов, отправляемых со станций Юго-Восточной железной дороги на 3 суток, предусмотрев, что заказчик при оформлении перевозочных документов на отправку грузов на обороте накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя" указывает номер договора и количество суток увеличения срока доставки, а ОАО "РЖД" при приеме перевозочных документов на отправку грузов на лицевой стороне накладной указывает увеличенный срок доставки.
Спорная накладная ЭП473741 содержит отметку грузоотправителя о договорном сроке доставки груза с указание реквизитов договора и количества дополнительных суток, срок доставки в разделе накладной "срок доставки истекает" рассчитан с учетом дополнительных суток, предусмотренных договором - 05.12.2020.
Следовательно, срок доставки груза, указанный в накладной ЭП473741, перевозчиком нарушен не был, так как согласно дорожной ведомости вагоны с грузом поданы для выгрузки до истечения срока, указанного в накладной, а именно 04.12.2020.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций применены правильные нормы права, однако неправильно произведен расчет и неустойка в размере 260 678,21 руб. взыскана необоснованно.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Согласно части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Учитывая, что обстоятельства дела исследованы судами в полном объеме, вся совокупность доказательств была предметом оценки, выяснения дополнительных обстоятельств не требуется, суд кассационной инстанции считает судебные акты в части взыскания 260 678,21 руб. неустойки подлежащими отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 декабря 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2022 года по делу N А40-207544/2021 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Судья |
Г.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок (статья 792 Гражданского кодекса).
Согласно статье 33 Устава железнодорожного транспорта перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
...
За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает в соответствии со статьей 97 Устава железнодорожного транспорта пени, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 этого Устава обстоятельств.
Пунктом 15 Правил исчисления сроков доставки N 245 установлено, что перевозчик и грузоотправители, отправители порожних вагонов могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены этими Правилами, сроки доставки грузов, порожних вагонов, о чем делается в графе "Особые заявления и отметки отправителя" накладной отметка "Договорной срок доставки. Договор от __ дата __". Договорный срок доставки в пути следования увеличивается перевозчиком в соответствии с названными Правилами."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 мая 2022 г. N Ф05-8841/22 по делу N А40-207544/2021