город Москва |
|
13 мая 2022 г. |
Дело N А40-125832/21-93-922 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ИП Жигулина А.А.: Горшковой И.В. (дов. от 01.07.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Госинспекции по недвижимости: не явились, извещены;
рассмотрев 11 мая 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Госинспекции по недвижимости
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29 октября 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2021 г.,
по делу N А40-125832/21-93-922
по заявлению индивидуального предпринимателя Жигулина Александра Алексеевича
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 2710-ЗУ/9084305/2-21 от 28 мая 2021 г.,
УСТАНОВИЛ: 21 апреля 2021 г. главным инспектором Управления контроля за объектами недвижимости по Северо-Западному административному округу Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости, административный орган) на основании планового рейдового задания от 21 апреля 2021 г. N 3846, поручения на проведение планового рейдового обследования от 21 апреля 2021 г. N 9084305 проведено плановое рейдовое обследование территории с адресными ориентирами: г. Москва, 1-й Митинский пер., вл. 3.
В ходе проведения обследования административным органом установлено, что по сведениям Информационной системы по формированию и ведению реестра объектов недвижимости города Москвы (далее - ИС РЕОН) земельный участок с кадастровым номером 77:08:0002008:22 площадью 13 121 кв.м с адресным ориентиром: г. Москва, 1-й Митинский пер., вл. 3, принадлежит на праве собственности ООО "Конти".
Для указанного земельного участка установлено следующее разрешенное использование: для размещения объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения.
Согласно данным ИС РЕОН ранее вышеуказанный земельный участок был предоставлен Федеральному государственному предприятию Опытный завод торгового оборудования Главного Управления торговли Министерства обороны Российской Федерации договорами аренды: от 28 сентября 1998 г. N М-08-502291 сроком действия по 07 марта 2000 г. для реконструкции производственной базы (договор не действует); от 07 марта 2000 г. N М-08-503228 сроком действия по 10 декабря 2001 г. для реконструкции и последующей эксплуатации производственной базы без права переоформления на новый срок (договор не действует); от 10 декабря 2001 г. N М-08-504283 сроком действия по 10 июля 2003 г. для реконструкции и последующей эксплуатации производственной базы (договор не действует).
Впоследствии земельный участок был предоставлен ДГУП N 4511 "Опытный завод" ФКП 5113 ЦТЗБ в соответствии с договором безвозмездного срочного пользования от 10 июля 2003 г. N М-08-602833 сроком по 21 октября 2011 г. для эксплуатации и разработки проекта реконструкции производственной базы (договор не действует).
На земельном участке расположено одноэтажное нежилое здание 1991 года постройки с кадастровым номером 77:08:0002008:1050 площадью 1 984,50 кв.м по адресу: Москва, 1-й Митинский, пер., вл. 3, стр. 1, принадлежащее ООО "Конти" на праве собственности, что подтверждается записью в ЕГРН от 10 апреля 2012 г. N 77-77-08/017/2012-604.
Установлено, что ранее учтенные 13 марта 2009 г. ГБУ МосгорБТИ помещения, не входящие в общую площадь: этаж 1, комн. N а, б суммарной площадью 154,1 кв.м, демонтированы. На их месте к строению возведена пристройка площадью 568,7 кв.м (этаж 1, помещения, не входящие в общую площадь, N ком. б, 61; 1 антресоль, помещения VI, не входящие в общую площадь, комн. N 1-8), площадью застройки 300 кв.м. Помещения указанной пристройки подключены к сетям водоснабжения и электропитания, используются под офисные, складские цели.
Пристройка возведена в период с 2009 по 2013 г., учтена ГБУ МосгорБТИ 29 апреля 2013 г.
Пристройка не входит в общую площадь здания, поставленного на кадастровый учет. Согласно данным портала Росреестра сведения о зарегистрированных правах на пристройку отсутствуют.
По данным Информационно-аналитической системы Управления градостроительной деятельностью и информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Москвы, письма Мосгосстройнадзора от 08 декабря 2020 г. N 09-29/20-(1548)-1, разрешение на строительство/реконструкцию объектов по указанному адресу не выдавалось.
Земельный участок под строительство (реконструкцию) данного объекта недвижимости не предоставлялся.
Таким образом, объект (пристройка площадью 568,7 кв.м (этаж 1, помещения, не входящие в общую площадь, N комн. б, б1; 1 антресоль, помещения VI, не входящие в общую площадь, комн. N 1 - 8).) возведен без разрешительной документации.
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения зафиксированы в рапорте о результатах планового рейдового обследования от 21 апреля 2021 г. N 9084305/3 и произведенной фотосъемкой.
На основании полученных данных 17 мая 2021 г. Госинспекцией по недвижимости в отношении управляющего - индивидуального предпринимателя ООО "Конти" Жигулина Александра Алексеевича (далее - Жигулин А.А.) был составлен протокол об административном правонарушении N 9084305/2, в котором зафиксировано выявленное нарушение.
Постановлением Госинспекции по недвижимости от 28 мая 2021 г. по делу об административном правонарушении N 2710-ЗУ/9084305/2-21 управляющий - индивидуальный предприниматель ООО "Конти" Жигулин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 6.7 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП города Москвы), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере в размере 1 171 899 руб. 00 коп.
Считая указанное постановление незаконным, Жигулин А.А. обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Госинспекции по недвижимости о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 октября 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2021 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Госинспекция по недвижимости просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на наличие в действиях Жигулина А.А. вменяемого ему состава административного правонарушения, и соблюдении срока давности привлечения к административной ответственности.
В заседании кассационной инстанции представитель Жигулина А.А. возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель Госинспекции по недвижимости в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон о землепользовании) в договорах купли-продажи земельных участков, правовых актах Правительства Москвы (уполномоченного им органа) о передаче в собственность земельных участков собственникам зданий, сооружений или обладателям права постоянного (бессрочного) пользования, приобретаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливается запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке (далее - запрет на строительство, реконструкцию).
Запрещается проведение работ по строительству, реконструкции зданий, строений, сооружений, а также размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства, с нарушением требований гражданского, земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, а также правовых актов города Москвы, определяющих порядок оформления документов, являющихся основанием для использования земельных участков, и (или) порядок размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства (часть 6 статьи 7 Закона о землепользовании).
Действия, связанные с нарушением требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения, установленных законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о недоказанности в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы.
При этом судами установлено, что помещения созданы без получения разрешения на реконструкцию/строительство в период с 2009 г. по 2013 г., общество зарегистрировало право собственности, что подтверждается записью в ЕГРН от 10 апреля 2012 г. N 77-77-08/017/2012-604. Работ по строительству и/или реконструкции на указанном земельном участке заявитель не проводит.
Между тем, Госинспекция по недвижимости указывает на то, что площадь пристройки не входит в общую площадь здания, право собственности на которое зарегистрировано.
Судами не дана оценка приведенному доводу, обстоятельства, связанные с регистрацией права собственности на спорную пристройку, не выяснены.
Обстоятельства, связанные с проведением работ по строительству и/или реконструкции на указанном земельном участке в настоящий момент, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку объективной стороной вмененного правонарушения является использование земельного участка с нарушением требований и ограничений, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения.
Принимая во внимание, что требуется дополнительное выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении суду следует установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дать оценку доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, после чего принять решение в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29 октября 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2021 г. по делу N А40-125832/21-93-922 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Запрещается проведение работ по строительству, реконструкции зданий, строений, сооружений, а также размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства, с нарушением требований гражданского, земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, а также правовых актов города Москвы, определяющих порядок оформления документов, являющихся основанием для использования земельных участков, и (или) порядок размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства (часть 6 статьи 7 Закона о землепользовании).
Действия, связанные с нарушением требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения, установленных законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о недоказанности в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 мая 2022 г. N Ф05-5212/22 по делу N А40-125832/2021