город Москва |
|
16 мая 2022 г. |
Дело N А40-174392/2021-147-1294 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу конкурсного управляющего ООО "Компания Оргстройинвест" Агапова С.А.
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28 октября 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 января 2022 г.,
по делу А40-174392/2021-147-1294
по заявлению Щелковской городской прокуратуры Московской области
к конкурсному управляющему общества с ограниченной ответственностью "Компания Оргстройинвест" Агапову Станиславу Александровичу
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Компания Оргстройинвест" (далее - ООО "Компания Оргстройинвест", общество, должник) является застройщиком объектов долевого строительства, расположенных на территории городского округа Лосино-Петровский.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 апреля 2019 г. по делу N А40-309725/18-70-377 "Б" ООО "Компания Оргстройинвест" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Агапов Станислав Александрович (далее - Агапову С.А., конкурсный управляющий).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 17 июня 2019 г. по делу N А40-309725/18-70-377 "Б" дело о несостоятельности (банкротстве) ООО "Компания Оргстройинвест" передано по подсудности в Арбитражный суд Московской области (дело N А41-64268/2019).
В период с 13 июля 2021 г. по 27 июля 2021 г. Щелковской городской прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения законодательства о несостоятельности (банкротстве) в сфере долевого строительства в отношении ООО "Компания Оргстройинвест", в ходе проведения которой установлены факты несоблюдения конкурсным управляющим должника требований положений пункта 8 статьи 12.1, пункт 2 статьи 129, пункт 4 статьи 61.1, пункта 1 статьи 61.22 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Так, в соответствии карточкой ООО "Компания Оргстройинвест" в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) конкурсным управляющим Агаповым А.С. в нарушение пункта 8 статьи 12.1 Закона о банкротстве не опубликовано сообщение о решениях, принятых на собрании работников, бывших работников должника, которое созывалось 14 мая 2019 г. в 16.00 час., в то время как решения, принятые на указанном собрании, подлежали опубликованию в ЕФРСБ в течение 5 рабочих дней с даты его проведения, т.е. до 20 мая 2019 г.
Конкурсным управляющим Агаповым А.С. также нарушен трехдневный срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве, по опубликованию в ЕФРСБ сведений о результатах инвентаризации имущества ООО "Компания Оргстройинвест" (инвентаризационная опись от 23 июля 2019 г., сообщение в ЕФРСБ от 30 июля 2019 г. N 4005964).
В нарушение пункта 4 статьи 61.1 Закона о банкротстве конкурсным управляющим в ЕФРСБ не опубликованы следующие сведения:
о подаче в Арбитражный суд Московской области заявления о признании договора от 12 апреля 2017 г. N ИК 12-17, заключенного с Кондратьевой Е.А., недействительным (определение Арбитражного суда Московской области от 07 июля 2020 г. по делу N А41-64268/2019), срок опубликования - 08 июля 2020 г.;
о вынесении Арбитражным судом Московской области 27 августа 2020 г. по делу N А41-64268/19 решения об отказе в удовлетворения заявления о признании договора от 12 апреля 2017 г. N ИК 12-17, заключенного с Кондратьевой Е.А., недействительным (определение Арбитражного суда Московской области от 13 июля 2020 г. по делу N А41-64268/2019), срок опубликования - 28 августа 2020 г.;
о вынесении Арбитражным судом Московской области 15 июня 2021 г. по делу N А41-64268/19 определения об отказе в удовлетворения заявления о признании недействительной сделки, заключенной с ИП Сосновым К.Ю. (определение Арбитражного суда Московской области от 20 мая 2021 г. по делу N А41-64268/2019), срок опубликования - 16 июня 2021 г.
В ЕФРСБ конкурсным управляющим в нарушение пункта 1 статьи 61.22 Закона о банкротстве не размещены сведения о подаче заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника солидарно Третьякову СТ. и Кондратьеву Е.А. (определение Арбитражного суда Московской области от 13 июля 2020 г. по делу N А41-64268/2019), срок опубликования - 15 июля 2020 г.
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения зафиксированы в акте проверки соблюдения федерального законодательства от 14 июля 2021 г.
11 августа 2021 г. заместителем Щелковского городского прокурора Московской области вынесено постановление о возбуждении в отношении конкурсного управляющего ООО "Компания Оргстройинвест" Агапова С.А. дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Щелковской городской прокуратуры Московской области в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении конкурсного управляющего ООО "Компания Оргстройинвест" Агапова С.А. к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 октября 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 января 2022 г., арбитражный управляющий Агапов С.А. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
В кассационной жалобе арбитражный управляющий Агапов С.А. просит об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение Щелковской городской прокуратурой Московской области положений части 2 статьи 28.2 и пункта 1 статьи 29.5 КоАП РФ в части неверного определения места совершения конкурсным управляющим административного правонарушения, что является основанием для отказа в привлечении его к административной ответственности, поскольку дело о банкротстве находится в производстве Арбитражного суда Московской области, и, следовательно, место совершения - Московская область, а не город Москва (адрес места регистрации должника).
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур банкротства, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В отношении арбитражного управляющего принцип разумности означает соответствие его действий определенным стандартам, установленным, помимо законодательства о банкротстве, правилами профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утверждаемыми постановлениями Правительства Российской Федерации, либо стандартам, выработанным правоприменительной практикой в процессе реализации законодательства о банкротстве.
Добросовестность действий арбитражного управляющего выражается в действиях, не причиняющих вреда кредиторам, должнику и обществу.
Пунктом 8 статьи 12.1 Закона о банкротстве установлено, что сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием работников, бывших работников должника, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты проведения такого собрания, а в случае его проведения иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания работников, бывших работников должника. Это сообщение наряду со сведениями, указанными в пункте 8 статьи 28 настоящего Федерального закона, должно содержать сведения о количестве работников, бывших работников должника, присутствующих на собрании работников, бывших работников должника, и о сумме требований кредиторов второй очереди.
Согласно пункту 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания.
В силу пункта 4 статьи 61.1 Закона о банкротстве сведения о подаче в арбитражный суд заявления о признании сделки недействительной по основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе, о вынесении судебного акта по результатам рассмотрения заявления и судебных актов о его пересмотре подлежат включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, не позднее трех рабочих дней с даты, когда арбитражному управляющему стало известно о подаче заявления или вынесении судебного акта, а при подаче заявления арбитражным управляющим - не позднее следующего рабочего дня после дня подачи заявления.
Согласно пункту 1 статьи 61.22 Закона о банкротстве сведения о подаче заявления о привлечении к ответственности, о судебных актах, вынесенных по результатам рассмотрения по существу такого заявления, и судебном акте о его пересмотре подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
Пунктом 2 статьи 28 Закона о банкротстве предусмотрено, что Единый федеральный реестр сведений о банкротстве представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве является неотъемлемой частью Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц. Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, подлежат размещению в сети "Интернет" и могут использоваться без ограничений, в том числе путем дальнейшей их передачи и (или) распространения.
Наряду со сведениями, подлежащими включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом, включению в указанный реестр подлежат сведения, перечень которых устанавливается регулирующим органом (пункт 3 статьи 28 Закона).
Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, утвержден приказом Минэкономразвития России от 05 апреля 2013 г. N 178 (далее - Порядок).
Действия, связанные с неисполнением арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ и определена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей и на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Удовлетворяя требование заявителя о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего Агапова А.С., суды пришли к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в связи с нарушением требований Закона о банкротстве.
Судами дана подробная оценка действиям (бездействиям) конкурсного управляющего при исполнении им обязанностей в деле о банкротстве должника в части несоблюдения требований положений пункта 8 статьи 12.1, пункт 2 статьи 129, пункт 4 статьи 61.1, пункта 1 статьи 61.22 Закона о банкротстве.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что арбитражным управляющим были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено. Судом таких обстоятельств не установлено.
Протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в отношении арбитражного управляющего составлен полномочным на то лицо в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности на дату принятия судом первой инстанции решения не истек.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судами не установлено.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов о наличии оснований для привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В кассационной жалобе арбитражным управляющим Агаповым А.С. приведены доводы о нарушении Щелковской городской прокуратурой Московской области положений части 2 статьи 28.2 и пункта 1 статьи 29.5 КоАП РФ в части неверного определения места совершения конкурсным управляющим административного правонарушения, указывая на то, что поскольку дело о банкротстве находится в производстве Арбитражного суда Московской области, то место совершения правонарушения - Московская область, а не город Москва (адрес места регистрации должника).
Указанный довод подлежит отклонению, поскольку место совершения административного правонарушения определено как место нахождения ООО "Компания Оргстройинвест" - г. Москва, Краснопресненская набережная, д. 12, подъезд 7, пом. 510.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 октября 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 января 2022 г. по делу А40-174392/2021-147-1294 оставить без изменения, кассационную жалобу конкурсного управляющего ООО "Компания Оргстройинвест" Агапова С.А. - без удовлетворения.
Судья |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в отношении арбитражного управляющего составлен полномочным на то лицо в соответствии с требованиями КоАП РФ.
...
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судами не установлено.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов о наличии оснований для привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В кассационной жалобе арбитражным управляющим Агаповым А.С. приведены доводы о нарушении Щелковской городской прокуратурой Московской области положений части 2 статьи 28.2 и пункта 1 статьи 29.5 КоАП РФ в части неверного определения места совершения конкурсным управляющим административного правонарушения, указывая на то, что поскольку дело о банкротстве находится в производстве Арбитражного суда Московской области, то место совершения правонарушения - Московская область, а не город Москва (адрес места регистрации должника)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 мая 2022 г. N Ф05-7548/22 по делу N А40-174392/2021