город Москва |
|
16 мая 2022 г. |
Дело N А41-38076/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Дунаева Валерия Николаевича: лично по паспорту;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены;
от Министерства экологии и природопользования Московской области: не явились, извещены;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 12 мая 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение от 22 сентября 2021 года
Арбитражного суда Московской области
на постановление от 31 января 2022 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-38076/21
по заявлению индивидуального предпринимателя Дунаева Валерия Николаевича
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
третьи лица: Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Московской области,
о признании,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Дунаев В.Н. (далее - предприниматель, ИП Дунаев В.Н.) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - управление) о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии решения по существу и ненаправлении ответа на заявление предпринимателя от 07.03.2021 и обязании восстановить нарушенные права заявителя путем обязании заинтересованного лица предоставить сведения, указанные в письме от 07.03.2021.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Межрайонная ИФНС России N 16 по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 сентября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2022 года, заявленные требования удовлетворены частично.
В кассационной жалобе управление просит об отмене указанных судебных актов, полагая, что они приняты при неправильном применении норм процессуального права.
В заседании кассационной инстанции представитель ИП Дунаевой Г.В. возражал против удовлетворения кассационной жалобы, в приобщении представленного отзыва отказано в связи с нарушением положений статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при его подаче.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направило, что, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Судами установлено и следует из материалов дела, что предприниматель 07.03.2021 обратился в управление с заявлением в котором просил предоставить ему:
1. Предоставить информацию (сообщить): были ли утверждены каким-либо Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, действовавшие в 2017 - 2018 годах, относительно земельных участков с кадастровыми номерами 50:44:0020302:4 и 50:44:0020302:5, с видами разрешенного использования:
1.1. Для жилищного строительства в проектируемом 5-ом микрорайоне? или
1.2. Для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии?
2. Если Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области были утверждены результаты государственной кадастровой оценки испрашиваемых Объектов недвижимости (земельных участков), то сообщите:
2.1. Каким именно (номер, дата) Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, действовавшие в 2017 - 2018 годах, относительно земельных участков с кадастровыми номерами 50:44:0020302:4 и 50:44:0020302:5, с видами разрешенного использования: 2.2. Для жилищного строительства в проектируемом 5-ом микрорайоне Для размещения административных зданий, объектов образования. науки, здравоохранения и социального обеспечения. Физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, а также сообщите - номер приложения и строку (строки) пиложения к указанному Распоряжению, содержащие испрашиваемую информацию.
3. Предоставить надлежаще заверенный документ:
3.1 Извлечение из Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов.Московской области", которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, действовавшие в 2017 - 2018 годах, относительно земельных участков с кадастровыми номерами 50:44:0020302:4 и 50:44:0020302:5, с видами разрешенного использования:
3.2 Для жилищного строительства в проектируемом 5-ом микрорайоне
3.3 Для размещения здравоохранения административных зданий, объектов образования, науки и социального обеспечения. Физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
4. Предоставить информацию (сообщить): какие Объекты недвижимости были зарегистрированы в ЕГРН, в 2017 - 2018 годах и какими документами (Заявлениями, Решениями, Выписками.) подтверждается указанное обстоятельство:
4.1 Земельный участок площадью 283900 кв. м с кадастровым номером 50:44:0020302:4, вид разрешенного использования: для жилищного строительства в проектируемом 5-ом микрорайоне?
4.2 Земельный участок площадью 7000 кв. м с кадастровым номером 50:44:0020302:5, вид разрешенного использования: для жилищного строительства в проектируемом 5-ом микрорайоне?
или
4.3. Земельный участок площадью 283900 кв. м с кадастровым номером 50:44:0020302:4, вид разрешенного использования: для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта. Культуры, искусства, религии?
Земельный участок 50:44:0020302:5, вид административных зданий, и социального обеспечения, искусства, религии?
Доказательств принятия решения по существу заявления предпринимателя, направления в его адрес ответа по вопросу наличия или отсутствия в регистрационных делах запрошенных предпринимателем документов, наличия или отсутствия у управления полномочий по розыску и предоставлению запрошенной предпринимателем информации управлением не представлено, что послужило основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд.
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов(решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: 1) реестра объектов недвижимости; 2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества; 3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий; 4) реестровых дел; 5) кадастровых карт; 6) книг учета документов.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, являются общедоступными, если иное не установлено законом (часть 5 указанной статьи).
Согласно части 1 статьи 62 названного Закона сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются публично-правовой компанией, указанной в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, по запросам любых лиц, в том числе посредством использования информационнотелекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются на основании запроса, форма которого устанавливается органом нормативно-правового регулирования. Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (в том числе порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, состав и порядок заполнения таких запросов и форм), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 5 указанной статьи).
Согласно пункту 30 приказа Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" (далее - приказ N 968), действовавшего в спорный период, запрос представляется в орган регистрации прав по выбору заявителя в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении; в виде бумажного документа путем его отправки по почте; в электронной форме путем заполнения формы запроса, размещенной на официальных сайтах и едином портале; в электронной форме посредством отправки электронного документа с использованием веб-сервисов.
В силу части 13 статьи 62 Закона N 218-ФЗ сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются только, среди прочего: 1) самим правообладателям или их законным представителям; 2) физическим и юридическим лицам, имеющим доверенность от правообладателя или его законного представителя; 3) залогодержателю в отношении объектов недвижимого имущества, которые находятся у него в залоге или права на которые предоставлены ему в залог.
Признавая незаконным бездействие заинтересованного лица, выразившееся в нерассмотрении по существу и непринятия решения (ответа) по заявлению индивидуального предпринимателя Дунаева В.Н. от 07.03.2021, суды правомерно исходили из следующего.
Правоотношения, связанные с реализацией закрепленного Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Закона. При этом часть 1 статьи 11 Закона N 59-ФЗ предусматривает, что в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
Судами установлено, что обращение предпринимателя содержит все необходимые реквизиты.
В силу части 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Вместе с тем, какого-либо ответа от управления по обращению предпринимателя не поступило. Доказательств принятия решения по существу заявления предпринимателя, направления в его адрес ответа по вопросу наличия или отсутствия в регистрационных делах запрошенных предпринимателем документов, наличия или отсутствия полномочий по розыску и предоставлению запрошенной предпринимателем информации управлением не представлено.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятого судом судебного акта либо влекущих безусловную отмену последнего, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого в кассационном порядке судебного акта, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 сентября 2021 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2022 года по делу N А41-38076/21 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Закона. При этом часть 1 статьи 11 Закона N 59-ФЗ предусматривает, что в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
...
В силу части 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 мая 2022 г. N Ф05-8195/22 по делу N А41-38076/2021