г. Москва |
|
19 мая 2022 г. |
Дело N А40-23435/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.05.2022.
Полный текст постановления изготовлен 19.05.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Лазаревой И.В.
судей Беловой А.Р. и Федуловой Л.В.
при участии в заседании:
от истца - Канаев Ю.Н., по доверенности от 02.02.2021 N 2
от ответчика - Быкова Н.А., по доверенности от 12.05.2022, Лупашко А.И., по доверенности от 23.03.2022
от третьего лица - Управления делами Президента Российской Федерации - Лютак Ю.Я., по доверенности от 23.12.2021 N УДИ-5182
от третьего лица - Прокуратуры города Москвы - Семихина О.Н., служебное удостоверение
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Сенатор Клуб" (ответчика) на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 по делу N А40-23435/2020
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации
к Обществу с ограниченной ответственностью "Сенатор Клуб"
об обязании совершить действия,
третьи лица: Управление делами Президента Российской Федерации, Прокуратура города Москвы
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации (далее - ФГБУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации, Учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сенатор Клуб" (далее - ООО "Сенатор Клуб", общество, ответчик) об обязании в двухмесячный срок с момента вынесения решения устранить недостатки на инвестиционном объекте по адресу: 32-й км Калужского шоссе, поселение Воскресенское, домовладение 1, г. Москва, 108803.
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление делами Президента Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.08.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
К участию в деле в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечена Прокуратура города Москвы.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 решение Арбитражного суда города Москвы от 10.08.2020 отменено по основаниям части 6.1 статьи 268, пункта 6 части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исковые требований удовлетворены с учетом уточнений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд обязал ООО "Сенатор Клуб" в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу постановления Девятого арбитражного апелляционного суда устранить недостатки, выявленные при реализации инвестиционного договора от 03.04.2004 N УД1502д, по адресу: г. Москва, п. Воскресенское, территория ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна", корпуса 2-1; 2-2; 2-3; 2-4; 2-5; 2-6; 2-7 (площадка N 2), теннисный корт (площадка N 5), а именно:
1) привести цветовое решение наружной поверхности оконного блока корпусов 2-1, 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7 в соответствие с проектным решением;
2) в корпусе 2-7 выполнить герметизацию по периметру окон в соответствии с требованиями нормативных документов, привести существующие отливы в соответствие с требованиями действующих нормативных документов, восстановить окрасочное покрытие перемычек оконных проемов в местах коррозии, установить оконные приборы для запирания, смонтировать отсутствующее светопрозрачное заполнение правой створки оконного блока (стеклопакета) на 2-ом этаже и заменить оконный проем с трещиной, смонтировать подоконные доски;
3) провести обследование технического состояния корпуса 2-7, завершить строительство в корпусе 2-7, в том числе выполнить внутреннюю отделку;
4) в корпусе 2-6 выполнить герметизацию по периметру окон в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, привести существующие отливы в соответствие с требованиями действующих нормативных документов, восстановить окрасочное покрытие перемычек оконных проемов в местах коррозии, отрегулировать створки окон в один уровень, смонтировать подоконные доски, выполнить отделку оконных откосов;
5) провести обследование технического состояния корпуса 2-6, завершить строительство в корпусе 2-6, в том числе выполнить внутреннюю отделку;
6) в корпусе 2-5 привести существующие отливы в соответствие с требованиями действующих нормативных документов, восстановить окрасочное покрытие перемычек оконных проемов в местах коррозии, устранить отслоение отделочного слоя оконного откоса;
7) в корпусе 2-4 привести существующие отливы в соответствие с требованиями действующих нормативных документов, устранить следы увлажнения по периметру оконных блоков и на откосах, устранить отслоение окрасочного слоя оконного откоса, устранить причину отслоения - увлажнение монтажного шва и откоса оконного блока, заменить треснувшее светопрозрачное заполнение оконного блока;
8) в корпусе 2-3 привести существующие отливы в соответствие с требованиями действующих нормативных документов, восстановить окрасочное покрытие перемычек оконных проемов в местах коррозии, устранить следы увлажнения на оконных откосах;
9) в корпусе 2-2 привести существующие отливы в соответствие с требованиями действующих нормативных документов, восстановить окрасочное покрытие перемычек оконных проемов в местах коррозии;
10) в корпусе 2-1 выполнить герметизацию по периметру окон в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, а также привести существующий отлив в соответствие с требованиями действующих нормативных документов, восстановить окрасочное покрытие перемычек оконных проемов в местах коррозии, привести светопрозрачные ограждающие конструкции в соответствие проектному решению, установить отсутствующие оконные отливы, устранить механические повреждения отлива;
11) устранить строительно-монтажный дефект различия высоты ступеней лестничных маршей корпусов 2-1, 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7;
12) представить ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации актуальное проектное решение в части различия высоты ступеней лестничных маршей корпусов 2-1, 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7;
13) устранить нарушение требований пожарной безопасности по недостаточной ширине площадки на 1-ом этаже перед эвакуационной лестницей трехэтажных блоков корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-7;
14) представить ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации актуальное проектное решение в части ширины площадки на 1-ом этаже перед эвакуационной лестницей трехэтажных блоков корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-7;
15) выполнить перегородку в обособленном помещении под лестницей в двухэтажных секциях корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7 в соответствии с проектом;
16) представить ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации документацию в объеме, достаточном для установления необходимости установки дверей в обособленном помещении под лестницей в двухэтажных секциях корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7;
17) убрать строительный мусор в виде кирпичного боя, цементных отходов, древесных отходов, металлических отходов, обрезков проводки и гофрированных труб в техподполье корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7;
18) устранить коррозию на стальных балках перекрытия технического подполья корпусов 2-6 и 2-7;
19) представить ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации документацию в объеме, достаточном для установления факта наличия или отсутствия технического подполья в корпусе 2-1.
20) устранить увлажнение локальных участков цокольной конструкции в цоколях корпусов 2-1, 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7;
21) в корпусах 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7 привести часть материала цокольной конструкции в соответствие с проектным решением;
22) в корпусе 2-7 выполнить работы по заполнению швов каменной кладки в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации;
23) представить ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации документацию в объеме, достаточном для установления соответствия утепления перекрытия над техническим подпольем корпусов 2-1, 2-2, 2-3, 2-4, 2-5 проектному решению, представить акты скрытых работ;
24) привести конструкцию цоколя корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7 в части примененного материала в соответствие с проектным решением;
25) привести конструкцию цоколя корпуса 2-7 в соответствие с требованиями действующей нормативно-технической документации;
26) представить ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации документацию в объеме, достаточном для установления соответствия фундаментов корпусов 2-1, 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7 проектным решениям, представить акты скрытых работ;
27) в корпусах 2-6 и 2-7 выполнить устройство утеплителя (теплоизоляционного слоя) перекрытия над техническим подпольем;
28) привести ограждение террас корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-7 в соответствие с проектом, установить ограждения террас в корпусе 2-6, выполнить антикоррозионную защиту ограждений;
29) заменить поврежденные участки облицовочного кирпича над оконными и дверными проемами эркеров корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7, в местах примыкания ограждений балконов корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-7;
30) привести ограждения балконов, в том числе над эркерами, и террас корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-7 в соответствие с проектом;
31) привести расположение лестниц террас квартир 1, 3, 5 корпусов 2-2 и 2-3; 1, 3, 5 и 7 корпусов 2-4 и 2-5 в соответствие с проектом;
32) привести ограждения террас и балконов корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-7 в части наличия локальных участков коррозии в соответствие с требованиями нормативно-технической документации;
33) привести ограждения террас и балконов корпуса 2-7 в части отсутствия конструктивной составляющей влияющей на высоту ограждения в соответствие с требованиями нормативно-технической документации;
34) представить ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации документацию в объеме, достаточном для установления соответствия покрытия пола балконов корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-7 проекту;
35) в корпусе 2-6 установить ограждение террас, выполнить укладку напольного покрытия балконов и террас в соответствии с проектом;
36) привести входные двери корпусов 2-7, 2-6, 2-5, 2-4, 2-3, 2-2, 2-1 в части наличия следов коррозии на металлических элементах дверного блока, в части отсутствия уплотняющих прокладок по всему периметру притвора дверных блоков, в части наличия следов коррозии на установленных запирающих устройствах, в части наличия вздутия и неплотности примыкания защитно-декоративного слоя отделки металлических дверных блоков в соответствие с требованиями действующей нормативно-технической документации;
37) привести входные двери корпусов 2-6, 2-3, 2-2, 2-1 в части наличия механических повреждений элементов дверного блока в соответствие с требованиями действующей нормативно-технической документации;
38) привести входные двери корпусов 2-7, 2-5, 2-4 в части наличия механических повреждений и "волнистости" декоративно-отделочного слоя дверного полотна в соответствие с требованиями действующей нормативно-технической документации;
39) привести входные двери корпуса 2-7 в части повсеместного отсутствия запирающих устройств дверных блоков, кроме одной квартиры, в соответствие с требованиями действующей нормативно-технической документации;
40) привести входные двери корпусов 2-7, 2-6, 2-5, 2-4, 2-3, 2-2 в части отсутствия фрамуги над дверями - по типу оконных блоков, в соответствие с проектом;
41) представить ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна" "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации документацию в объеме, достаточном для установления необходимости замены установленных металлических дверей с декоративной панелью во всех квартирах корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7;
42) выполнить устройство глазков во входных дверях, в которых отсутствует их устройство;
43) привести внешний вид (форма) установленных козырьков над входной группой квартир корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5 2-6 и 2-7 в соответствие с проектом;
44) привести состояние отделки (выполнить отсутствующую) крылец входной группы корпуса 2-6 в соответствие с проектом и требованиями действующей нормативно-технической документации;
45) привести боковую часть крылец входной группы корпуса 2-6 в части отсутствия ограждений в соответствие с проектом и требованиями действующей нормативно-технической документации;
46) привести существующие люки на холодные чердаки в двухэтажных секциях корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5 в соответствие с требованиями действующей нормативно-технической документации;
47) представить ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации документацию в объеме, достаточном для установления соответствия установленных люков на холодные чердаки корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5 проектным решениям;
48) в корпусе 2-1 выполнить работы по устройству проёма на холодный чердак, в двухэтажных секциях корпусов 2-6, 2-7 выполнить работы по заполнению проемов (установка люков) на холодные чердаки;
49) выполнить замену поврежденного утеплителя чердачного перекрытия двухэтажных секций корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7;
50) привести устройство утеплителя двухэтажных секций корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7 в части отсутствия перехлеста верхнего и нижнего слоя теплоизолирующих матов в соответствие с требованиями действующей нормативнотехнической документации;
51) представить ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации документацию в объеме, достаточным для установления материала фактически устроенного утеплителя чердачного перекрытия двухэтажных секций корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7 и установления его соответствия проектному решению;
52) привести стыковку швов ветрозащитной мембраны в двухэтажных секциях корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7 в соответствие с требованиями действующей нормативно-технической документации;
53) выполнить огне- и биозащитную обработку деревянной стропильной системы несущих конструкций кровли корпусов 2-1, 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7;
54) выполнить пароизоляционный слой чердачного перекрытия двухэтажных секций корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7;
55) выполнить конструкцию (пирог) чердачного перекрытия по проекту;
56) выполнить подшивку кровли мансарды корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7 изнутри гипсокартонными листами в 2 слоя в соответствии с требованиями рабочей документации;
57) привести снегозадерживающие устройства в корпусах 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7 в части наличия непредусмотренных (дополнительно освидетельствованных) в соответствие с проектом;
58) установить отсутствующие снегозадерживающие устройства в корпусе 2-6 в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации;
59) устранить недостатки (дефекты) кровельного покрытия корпуса 2-7 в части наличия механических повреждений отдельных элементов покрытия кровли из металлочерепицы;
60) устранить недостатки (дефекты) кровельного покрытия корпуса 2-6 в части наличия неплотного (не герметичного) примыкания конькового элемента кровли;
61) привести отмостку корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7 в части наличия локальных неровностей и разрушения, зазоров в местах примыкания к цоколю здания, в части отсутствия или нарушения целостности гидроизоляции в соответствие с требованиями действующей нормативно-технической документации;
62) привести отмостку корпуса 2-1 в части отсутствия отмостки по периметру корпуса 2-1 в соответствие с требованиями действующей нормативно-технической документации;
63) представить ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации раздел проектной документации с указанием сведений об отмостке корпусов 2-1, 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7;
64) выполнить отмостку в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации, обеспечив отвод осадков от стен цоколя зданий;
65) выполнить замену герметизирующего слоя деформационных швов отделочной кладки фасадов корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7 с использованием полиуретанового или полиуретан-силиконового герметика;
66) представить ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации документацию с указанием информации о фактически смонтированном материале цоколя террас, привести материал облицовки цоколя террас в соответствие с проектными решениями;
67) представить ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации документацию в объеме, достаточном для установления соответствия цвета облицовки цоколя террас корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7 проектному решению;
68) устранить неровности, выбоины и разрушения полотна, привести конструкцию покрытия тротуаров в соответствии с проектным решением, с соблюдением вертикальной планировки территории и осуществлением отвода поверхностных вод с тротуаров, расположенных вдоль террас площадки N 2;
69) представить ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации документацию в объеме, достаточном для установления расположения пожарных выездов площадки N 2;
70) завершить работы по устройству пожарного выезда с южной стороны площадки N 2;
71) выполнить покрытие тротуаров в соответствии с проектом.
72) представить ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации оформленные в соответствии с требованиями нормативно-технической документации акты освидетельствования скрытых работ на перекрытия и иные конструктивные слои пола корпуса 2-1;
73) заменить перемычки, выполненные из корродированной арматуры, зафиксированные в проемах внутренних перегородок в корпусе 2-1, на перемычки в соответствии с проектом;
74) в корпусе 2-1 демонтировать отдельные обойные полотна с последующим устройством без проведения полного демонтажа с выполнением новой отделки;
75) устранить повреждения полотна натяжного потолка в жилой комнате корпусов 2-2 и 2-5 в местах расположения пожарного извещателя;
76) выполнить переустройство отделки потолка корпусов 2-2 и 2-5 в соответствии с проектом;
77) заменить светопрозрачное заполнение (стеклопакет) дверного блока в эркере на 1 этаже корпуса 2-2-3;
78) привести узел крепления отливов к конструкции оконных блоков корпуса 2-4-5 в части отсутствия заведения отливов в паз оконных профилей и негерметичного сопряжения торцов отливов с наружными боковыми откосами оконных проемов в соответствие с нормативными требованиями;
79) установить под оконными отливами корпуса 2-4-5 прокладки, снижающие шумовое воздействие дождевых капель;
80) установить накладки на крепежные детали (петли) части оконных блоков корпуса 2-4-5;
81) заменить отдельные конструктивные элементы окна (светопрозрачное заполнение оконного блока) корпуса 2-4-5;
82) представить ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации документацию в объеме, достаточном для установления соответствия крылец входных и эвакуационных групп теннисного корта проекту;
83) привести крыльца входной группы в части глубины горизонтальной входной площадки менее нормативной и в части разрушения одной из ступеней в соответствие с требованиями действующей нормативно-технической документации;
84) привести крыльца входной группы в части глубины горизонтальной входной площадки менее нормативной и в части отсутствия ограждений в соответствие с требованиями действующей нормативно-технической документации;
85) выполнить крыльца входных и эвакуационных групп теннисного корта в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации;
86) устранить изломы ограждающих конструкций кровли и деформации (выпирание) деревянной конструкции цокольного узла теннисного корта;
87) выполнить монтаж системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей в теннисном корте;
88) привести систему автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей в корпусах 2-1, 2-2, 2-3, 2-4, 2-5 в части незакрепленного положения части пожарных извещателей системы пожарной сигнализации в соответствие с требованиями законодательства РФ;
89) представить ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации документы, подтверждающие соответствие выполненных систем автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей в корпусах 2-1, 2-2, 2-3, 2-4, 2-5 требованиям законодательства РФ;
90) завершить монтаж инженерных сетей в корпусах 2-6 и 2-7;
91) представить ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации документацию в объеме, достаточном для определения соответствия внутреннего освещения площадки теннисного корта проекту и требованиям действующей нормативно-технической документации;
92) в корпусах 2-2, 2-3, 2-4 выполнить в соответствии с проектом внутренние инженерные сети, освидетельствованные в техническом подполье: систем водоснабжения, канализации и отопления в части несоответствия трассировки проекту, систем отопления и (или) водоснабжения в части несоответствия материала трубопроводов проектному решению;
93) в корпусах 2-5, 2-7 выполнить в соответствии с проектом внутренние инженерные сети, освидетельствованные в техническом подполье: систем водоснабжения и канализации в части несоответствия трассировки проекту, систем отопления и (или) водоснабжения в части несоответствия материала трубопроводов проектному решению;
94) в корпусах 2-6 и 2-7 выполнить в соответствии с проектом внутренние инженерные сети, освидетельствованные в техническом подполье: систем отопления и (или) водоснабжения в части несоответствия материала трубопроводов проектному решению, а также в части неоконченного монтажа;
95) в корпусах 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7 выполнить в соответствии с проектом внутренние инженерные сети, освидетельствованные в техническом подполье: в части наличия систематически установленных элементов типа "тройник" с вентилем, вместо соединительных муфт;
96) представить ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации исполнительную документацию в объеме, достаточном для определения точной трассировки инженерных сетей выше отметки чистого пола 0,000 в корпусах 2- 1, 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, а также установления соответствия внутренних существующих инженерных сетей указанных корпусов требованиям действующей нормативно-технической документации;
97) установить гильзы в местах прохода трубопроводов инженерных сетей из полимерных материалов через строительные конструкции в пространстве технического подполья в корпусах 2-1, 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, а также гильзы в местах прохода трубопроводов системы канализации из полимерных материалов через перекрытия указанных корпусов;
98) выполнить демонтаж запорной арматуры и трубопровода непосредственно в проеме люка техподполья и проложить трубопровод в местах, где исключены его механические повреждения.
99) представить ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации документацию в объеме, достаточном для установления соответствия внутренних существующих инженерных сетей теннисного корта требованиям проекта и требованиям действующей нормативно-технической документации;
100) в теннисном корте выполнить в соответствии с проектом внутренние инженерные сети систем водоснабжения в части несоответствия материала трубопроводов проектному решению;
101) в теннисном корте установить гильзы в местах прохода системы канализации через перекрытие;
102) в технических подпольях корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7 установить гильзы трубопроводов из полимерных материалов зафиксированных инженерных систем при проходе через строительные конструкции;
103) в корпусах 2-6 и 2-7 установить гильзы в местах прохода трубопроводов систем отопления, водоснабжения и канализации через строительные конструкции;
104) в корпусах 2-2, 2-3, 2-4 и 2-5 установить гильзы в местах прохода трубопроводов системы канализации через перекрытия;
105) представить ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации исполнительную документацию по корпусам 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, подтверждающую факт установки гильз в местах прохода через строительные конструкции трубопроводов систем отопления выше отметки чистого пола 0,000;
106) привести в соответствие с проектными решениями инженерные системы отопления и водоснабжения корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7 и теннисного корта, вне зависимости от наличия/отсутствия гильз в местах пересечения строительных конструкций фактически устроенными трубопроводами систем отопления и водоснабжения;
107) привести в соответствие с проектными решениями систему канализации корпусов вне зависимости от наличия/отсутствия гильз в местах пересечения строительных конструкций;
108) привести существующие инженерные сети коммуникации (водоснабжение и канализация) в корпусах 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7 в соответствие с проектными решениями и заново выполнить их монтаж в соответствии с проектом и требованиями действующей нормативно-технической документации;
109) представить ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации исполнительную документацию по существующим электрическим сетям, расположенных выше отметки чистого пола 0,000 в корпусах 2-2, 2-3, 2-4, 2-5;
110) в корпусах 2-6 и 2-7 завершить неоконченный и выполнить отсутствующий монтаж электрических сетей;
111) привести существующие инженерные сети в корпусах 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7 в соответствие с проектными решениями и требованиями нормативно-технической документации и заново выполнить их монтаж в соответствии с проектом и требованиями действующей нормативно-технической документации;
112) обеспечить безопасную эксплуатацию распределительного щитка слабых токов в корпусе 2-3;
113) привести в соответствие с проектом трубу с заглушкой, расположенной в техническом подполье квартиры 4 корпуса 2-5;
114) провести обследование технического состояния корпуса 2-6 для оценки возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации и необходимости его восстановления;
115) представить ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации документацию в объеме, достаточном для установления соответствия крепления трубопроводов в техподполье корпусов 2-1, 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7 проекту;
116) привести в соответствие с проектными решениями инженерные системы корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7 вне зависимости от расположения и/или отсутствия поддерживающих хомутов и зафиксированных участков провисания фактически устроенных трубопроводов в техническом подполье;
117) заменить корродированные переходники-футорки биметаллических радиаторов;
118) привести отопительные приборы корпусов в соответствие с проектом;
119) представить ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации исполнительную и техническую документацию, подтверждающую факт установки трансформатора 1000 кВа и выполнения ремонта в электроподстанции;
120) представить ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации исполнительную документацию подрядных организаций, выполненную в процессе строительства в соответствии с требованиями п. 4 Приказа Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128;
121) представить ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации исполнительные схемы по внутренним инженерным сетям корпусов, теннисного корта в соответствии с требованиями п. 4 Приказа Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128;
122) представить ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации исполнительную документацию по сетям электроснабжения и сетям связи в соответствии с требованиями п. 4 Приказа Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128;
123) представить ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации паспорта и сертификаты на материалы и комплектующие инженерных систем, отделочные материалы как часть исполнительной документации в соответствии с требованиями п. 4 Приказа Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128;
124) в корпусе 2-6 выполнить монтаж внутренних лестничных маршей квартир 2,3 и 4;
125) установить ограждения внутренних лестничных маршей квартир корпуса 2-7, квартиры 1 корпуса 2-6;
126) привести устройство узла примыкания балкона к эркеру в корпусах 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6 и 2-7 в соответствие с проектным решением;
127) устранить механические повреждения (трещины, пустоты, отбитости) керамической плитки террас корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5 и 2-7, а также балкона корпуса 2-7;
128) выполнить монтаж теплоизолирующих матов чердачного перекрытия двухэтажных секций корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6 и 2-7 с устройством перехлеста верхнего и нижнего слоя;
129) устранить механические повреждения (выбоины, сколы, трещины), отслоения и установить крепление плит облицовки террас корпусов 2-6 и 2-7;
130) устранить локальные неровности, выбоины, разрушения, разрывы полотна тротуаров, а также устранить участки с застоем влаги;
131) выполнить прослойку покрытия из линолеума в корпусе 2-1;
132) убрать заваленное дерево с выезда в сторону площадки N 3, восстановить функционирование выезда в сторону площадки N 3;
133) установить в корпусах 2-2, 2-3, 2-4 и 2-5 санитарно-техническое оборудование в соответствии с проектной и рабочей документацией;
134) привести отделку потолков корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5 в соответствие с проектным решением;
135) устранить изломы, повреждения и установить крепление местами ограждающей конструкции цоколя теннисного корта;
136) привести наличие и расположение вводно-распределительного щитка слабых токов в корпусе 2-3 в соответствие с проектом;
137) завершить строительство корпуса 2-6 и 2-7;
138) привести пристройку теннисного корта в соответствие с проектным решением;
139) привести внешний вид колонн крылец корпусов 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6 и 2- 7 в соответствие с проектным решением;
140) выполнить монтаж устройств, предназначенных для отвода поверхностных вод с территории площадки N 2;
141) привести внутреннюю отделку стен части помещений корпусов 2-1, 2-2, 2-3, 2-4, 2-5 в соответствие с проектным решением.
Не согласившись с принятым постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "Сенатор Клуб" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2021 отменить, а решение Арбитражного суда города Москвы от 10.08.2020 - оставить без изменения.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального и материального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам, указывает, что суд апелляционной инстанции вынес постановление об удовлетворении уточенных исковых требований, тогда как решение суда первой инстанции отменено не было, первоначально заявленные требования не разрешены; строительно-техническая экспертиза была проведена с нарушением норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без перехода к рассмотрению дела по правилам первой инстанции; в нарушение статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело по правилам первой инстанции; оставил ходатайство ответчика об отводе суду без рассмотрения; привлек Прокурора в качестве третьего лица без перехода к рассмотрению дела по правилам первой инстанции; отказал в вызове экспертов в судебное заседание при наличии противоречий в выводах эксперта; не принял процессуальное решение по итогам рассмотрения заявления о фальсификации доказательств; рассмотрел новые исковые требования в день их принятия; переоценил обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами; не применил срок исковой давности; не дал оценку всем представленным доказательствам и имеющимся обстоятельствам по делу; не применил закон, подлежащий применению; неправильно исчислил гарантийный срок.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
До рассмотрения кассационной жалобы от ФГБУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации, Управления делами Президента Российской Федерации поступили отзывы на кассационную жалобу, которые приобщены судебной коллегией к материалам дела в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До рассмотрения кассационной жалобы от ООО "Сенатор Клуб" поступили письменные возражения по делу.
Судебной коллегией суда кассационной инстанции на рассмотрение поставлен вопрос о приобщении письменных возражений ООО "Сенатор Клуб".
Судебная коллегия суда кассационной инстанции определила возвратить письменные возражения ООО "Сенатор Клуб" на отзыв истца, поскольку представление письменных возражений производится в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что относится к разряду доказательств и не может приниматься в материалы дела в суде кассационной инстанции.
В судебном заседании представленное заключение специалиста N 13-22 по результатам проведения строительно-технического исследования корпусов 2-1, 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7 от 05.05.2022 возвращено представителям ООО "Сенатор Клуб" (Быкова Н.А., по доверенности от 12.05.2022, Лупашко А.И., по доверенности от 23.03.2022), поскольку приобщение и оценка новых доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Сенатор Клуб" поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представители ФГБУ "Оздоровительный комплекс "Десна" Управления делами Президента Российской Федерации и Управления делами Президента Российской Федерации возражали против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам своих отзывов на нее, представитель Прокуратуры города Москвы возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, проверив в порядке статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции по заявленным в жалобе доводам, поскольку считает, что при рассмотрении настоящего дела была дана правильная квалификация спорным правоотношениям сторон, применены подлежащие применению нормы материального права, установлены все имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства, не допущено таких нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 03.04.2004 между Управлением делами Президента Российской Федерации, Федеральным государственным учреждением "Санаторий и Дом отдыха "Десна" (в настоящее время Федеральное государственное бюджетное учреждение "Оздоровительный комплекс "Десна", и ООО "Рескоровка" (в настоящее время ООО "Сенатор клуб") заключен инвестиционный договор N УД-1502д, в соответствии с которым инвестор обязался за счет собственных и привлеченных средств осуществить строительство новых объектов капитального строительства по адресу: Московская область, Ленинский район, п/о Ватутинки, "Санаторий и Дом отдыха "Десна" (современный адрес: г. Москва, пос. Воскресенское, "ФГБУ ОК "Десна"), открытой автостоянки и закрытого теннисного корта, осуществить меблировку помещений доли Управлением делами Президента Российской Федерации, а также направить денежные средства на капитальный ремонт и меблировку номерного корпуса санатория.
В соответствии с пунктом 2.2 инвестиционного договора ответчик обязался осуществить вложение собственных и/или привлеченных денежных средств в строительство комплекса многоквартирных блокированных и отдельно стоящих жилых домов общей площадью 16 665,4 кв.м, открытых автостоянок на 110 машино-мест, гаражных боксов, закрытого теннисного корта, спортивных площадок, площадок для выгула собак, общественного центра, детских площадок, пунктов охраны, оборудованных мест отдыха, ограждения по периметру, осуществить меблировку жилых помещений доли распорядителя/учреждения, а также направить денежные средства на ремонт и меблировку номерного фонда главного корпуса санатория учреждения, разработать технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта, предпроектную и проектную документацию, согласовать ее в установленном законом порядке.
Согласно пункту 3.1 инвестиционного договора (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 31.08.2004) в собственность Российской Федерации передаются все дома и сооружения, построенные на участке N 3 (строительная площадка N 2).
Пунктом 7.2.1 инвестиционного договора ответчик обязан обеспечить за счет собственных (заемных и/или привлеченных) средств финансирование и реализацию инвестиционного проекта в полном объеме в соответствии со своими обязательствами по договору, в том числе произвести оплату услуг организаций, выполняющих работы по разработке и согласованию проектной документации, строительных работ, работ по получению разрешения на производство строительных работ и сдаче инвестиционных объектов в эксплуатацию, и сдать инвестиционный объект Государственной комиссии по приемке объектов в эксплуатацию.
В силу пункта 7.2.2 инвестиционного договора ответчик обязан обеспечить строительство и ввод инвестиционного объекта в эксплуатацию в сроки, установленными инвестиционным договором, и с качеством в соответствии с действующими строительными нормами.
Таким образом, по условиям инвестиционного договора ответчик обязался за счет собственных и/или привлеченных денежных средств обеспечить строительство и ввод инвестиционного объекта в эксплуатацию в сроки, установленные инвестиционным договором, с качеством соответствующим действующим строительным нормам.
В обоснование заявленных требований истец указал, что фактически по состоянию на 07.02.2020 (дата подачи искового заявления), на участке N 3 (строительная площадка N 2) возведено 6 корпусов (корпуса 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7) на 36 апартаментов, подлежащих передаче в собственность Российской Федерации; в соответствии с пунктом 4.1 инвестиционного договора (в редакции пункта 3 дополнительного соглашения N 1/УД-945д от 28.11.2013), реализация инвестиционного проекта осуществляется в соответствии со сроками, определенными в проектно-сметной документации, но не позднее 30.09.2014; однако инвестиционный проект до настоящего времени не реализован; имущество, подлежащее передаче в собственность Российской Федерации, не передано.
Обязанности по обеспечению реализации инвестиционного проекта, строительству и вводу объектов в эксплуатацию в сроки, установленные инвестиционным договором, и с качеством в соответствии с действующими строительными нормами (пункт 7.2.2 инвестиционного договора) ответчиком, по мнению истца, не выполнены.
В соответствии с пунктом 6.1.2 инвестиционного договора, истцом 27.12.2018, 06.03.2019 произведены осмотры участка N 3 (строительная площадка N 2), по результатам которых были составлены акты осмотров с выявленными недостатками и составлен перечень несоответствий выполненных работ условиям инвестиционного договора.
Истцом был инициирован строительно-технический аудит независимой компанией (ЗАО "Строительная компания "ИРБИС", 191124, г. Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 656), согласно отчету от 25.06.2019 которого установлено, что замечания, отраженные в вышеупомянутых актах осмотров не устранены; также выявлены нарушения нормативных требований и правил, несоответствия фактически выполненных работ проектной документации, которые истец требует устранить.
Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, руководствуясь положениями статей 199, 720, 724 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 43 О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности, пункта 8 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 О государственном строительном надзоре в Российской Федерации, пришел к выводу, что представленной в материалы дела документацией подтверждается, что в настоящее время инвестиционный проект реализован, актом приемки объекта капитального строительства от 25.12.2015 заказчик (застройщик) Учреждение приняло от генподрядчика представленный к приемке объект в объеме, предусмотренном договором и проектной документацией; справкой о передаче апартаментов по объекту малоэтажные одноквартирные сблокированные корпуса и теннисный корт от 25.12.2015 подтверждается, что представленный к приемке объект капитального строительства принят истцом от генерального подрядчика
для подготовки к эксплуатации; согласно заключению Мосгосстройнадзора построенный объект соответствует требованиям технических регламентов и утвержденной проектной документации. Кроме того, суд первой инстанции указал, что до настоящего времени истцом не исполнена обязанность по получению разрешения на ввод в эксплуатацию, вследствие чего право федеральной собственности на построенные в рамках договора объекты не зарегистрировано; недостатки, выявленные в отчете ЗАО "Строительная компания" противоречат заключениям специалистов. Также суд констатировал, что гарантийный срок предъявления претензий по качеству пропущен истцом, поскольку документы, подтверждающие сдачу истцу работ, были подписаны в 2007 - 2015 г.г. Учитывая, что указанные в отчете недостатки являются явными, они должны были быть выявлены при приемке заказчиком работ.
При рассмотрении апелляционных жалоб истца и третьего лица, суд апелляционной инстанции, установив, что в материалах дела отсутствуют аудиозаписи судебных заседаний суда первой инстанции, в протоколе судебного заседания суда первой инстанции различаются даты составления, (судебное заседание открыто 03.08.2020, протокол составлен 05.08.2020, перерывов не объявлялось), резолютивная часть решения суда первой инстанции от 05.08.2020 не соответствует мотивировочной части решения суда, изготовленной 10.08.2020, на основании части 6.1 статьи 268, пункта 6 части 3 статьи 270, а также части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, исходя из разъяснений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции и удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Рассмотрев ходатайство истца о назначении по делу судебной экспертизы, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что согласно представленному истцом отчету от 25.06.2019 по проведенному строительно-техническому аудиту выявлено, что замечания, отраженные в актах осмотров не устранены, имеются нарушения нормативных требований и правил, несоответствия фактически выполненных работ проектной документации, для проверки доводов и возражений сторон, определением от 18.01.2021 назначил проведение судебной строительно-технической экспертизы.
В соответствии с заключением судебной экспертизы при выполнении работ на инвестиционном объекте допущены недостатки, без устранения которых безопасная эксплуатация инвестиционного объекта невозможна.
С учетом экспертного заключения истцом заявлено изменение предмета исковых требований, которое принято апелляционным судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как не противоречащее закону и не нарушающее права третьих лиц.
Удовлетворяя уточненные заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
По условиям инвестиционного договора ответчик обязался за счет собственных и/или привлеченных денежных средств обеспечить строительство и ввод инвестиционного объекта в эксплуатацию в сроки, установленные инвестиционным договором, с качеством, соответствующим действующим строительным нормам.
Судом апелляционной инстанции установлено, что акт приемки объекта капитального строительства был подписан 25.12.2015 генеральным директором ФГБУ "Оздоровительный комплекс "Десна", не обладающим специальными знаниями в строительно-технической области, при этом Управлением делами Президента Российской Федерации, как основным выгодоприобретателем по договору и собственником застраиваемого земельного участка, в нарушение условий инвестиционного договора данный акт подписан не был; инвестиционный объект рабочей комиссией также не принимался; распоряжением Мосгосстройнадзора от 12.07.2016 N 331-30-Р/ЗОС утверждено заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, несмотря на наличие нарушений, в том числе требований пожарной безопасности, которые препятствуют безопасной эксплуатации объектов; уведомлением Мосгосстройнадзора от 06.03.2020 истцу было отказано в выдаче разрешения на ввод инвестиционного объекта в эксплуатацию в связи с несоответствием построенного объекта разрешению на строительство и проектной документации, представленных технических планов требованиям, определенным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.12.2015 года N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" и Федеральным законом от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В связи с отказом Мосгосстройнадзора в выдаче запрашиваемого разрешения истцом в адрес ответчика неоднократно направлялись требования об устранении замечаний, выявленных Мосгосстройнадзором, однако данные требования не были исполнены ответчиком.
Исследовав и оценив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у истца и Управления делами Президента Российской Федерации в настоящее время отсутствует возможность принять результаты инвестиционной деятельности, поскольку данные объекты не могут быть сданы в эксплуатацию по вине ответчика. Учитывая невозможность получения разрешения на ввод в эксплуатацию, а также неустранение ответчиком причин отказа в выдаче указанного разрешения, принимая во внимание пункт 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", истец не лишен права представить возражения по объему и стоимости работ.
Согласно выводам судебной строительно-технической экспертизы объем выполненных работ на инвестиционном объекте не соответствует объему работ, предусмотренному проектной документацией и условиями инвестиционного договора.
Указанные выводы эксперта приняты судом апелляционной инстанции как подтверждающие позицию истца о том, что безопасная эксплуатация объекта на сегодняшний день невозможна.
Отклоняя доводы ответчика о том, что выявленные недостатки выполненных работ являются явными, и могли быть обнаружены при обычном способе приемки объекта, апелляционной суд обоснованно указал, что приемка надлежащим образом не была произведена, кроме того, предельный срок обнаружения дефектов по договорам строительного подряда в силу статьи 756 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет пять лет, возможность его уменьшения законом не предусмотрена; по настоящему делу недостатки в строительных работах обнаружены в пределах пятилетнего срока; кроме того, инвестиционный проект до настоящего времени не реализован в полном объеме, договор не расторгнут и продолжает действовать.
Исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, принимая во внимание результат проведённой по делу экспертизы, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции у суда округа не имеется.
Довод кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции неправомерно удовлетворил ходатайство истца о назначении по делу судебной экспертизы, тем самым нарушил положения статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению судом кассационной инстанции, поскольку указанное ходатайство разрешено судом апелляционной инстанции, исходя из положений статей 66, 82, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при этом вопрос о необходимости проведения экспертизы, согласно статье 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находится в компетенции суда, разрешающего дело по существу.
Довод заявителя о том, что судом апелляционной инстанции неправомерно приняты уточнения исковых требований, подлежит отклонению, поскольку нарушений норм процессуального права (статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) судом апелляционной инстанции не допущено; истцом был изменен только предмет заявленных требований с учетом заключения эксперта, при этом основание иска осталось прежним. Судом апелляционной инстанции рассмотрены заявленные требования с учетом принятых уточнений.
Доводы ответчика о допущенных судом апелляционной инстанцией нарушениях (необоснованный переход по правилам рассмотрения дела в суде первой инстанции, привлечение к участию в деле в качестве третьего лица Прокурора, отклонение и не рассмотрение заявленных ответчиком ходатайств и др.), проверены судом кассационной инстанции и признаны необоснованными. Указанные в жалобе обстоятельства наличие оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных актов не подтверждают.
Иные изложенные в кассационной жалобе доводы с учетом установленных фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, не подтверждают нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше установленных обстоятельств, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 по делу N А40-23435/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
И.В. Лазарева |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно выводам судебной строительно-технической экспертизы объем выполненных работ на инвестиционном объекте не соответствует объему работ, предусмотренному проектной документацией и условиями инвестиционного договора.
Указанные выводы эксперта приняты судом апелляционной инстанции как подтверждающие позицию истца о том, что безопасная эксплуатация объекта на сегодняшний день невозможна.
Отклоняя доводы ответчика о том, что выявленные недостатки выполненных работ являются явными, и могли быть обнаружены при обычном способе приемки объекта, апелляционной суд обоснованно указал, что приемка надлежащим образом не была произведена, кроме того, предельный срок обнаружения дефектов по договорам строительного подряда в силу статьи 756 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет пять лет, возможность его уменьшения законом не предусмотрена; по настоящему делу недостатки в строительных работах обнаружены в пределах пятилетнего срока; кроме того, инвестиционный проект до настоящего времени не реализован в полном объеме, договор не расторгнут и продолжает действовать."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 мая 2022 г. N Ф05-5664/22 по делу N А40-23435/2020
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-90181/2022
13.03.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5664/2022
15.12.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-80854/2022
19.05.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5664/2022
22.12.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-50867/20
10.08.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-23435/20