• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 мая 2022 г. N Ф05-8088/22 по делу N А40-125775/2020

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Суд первой инстанции, утверждая в деле о несостоятельности (банкротстве) ИП Гамидова А.Д. план реструктуризации долгов гражданина, представленный должником на изложенных в нем условиях, руководствовался пунктом 1 статьи 213.17, статьей 213.19 Закона о банкротстве и исходил из того, что представленный должником проект плана содержит положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов, а также из того, что срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина соответствует требованиям пункта 2 статьи 213.14 Закона о банкротстве, а также к представленному проекту плана реструктуризации долгов приложены необходимые документы, установленные пунктом 1 статьи 213.15 Закона о банкротстве.

При этом суд первой инстанции учел, что требования кредиторов Гамидова А.Д. по текущим обязательствам, первой и второй очередей в настоящее время отсутствуют.

Кроме того, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 2, пунктом 2 статьи 213.13, статьей 213.16, пунктом 4 статьи 213.17, статьей 213.18 Закона о банкротстве, пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", отклонил доводы кредитора ООО "АБК-Инвест", поскольку установил, что вопреки доводам кредитора, источником финансирования плана реструктуризации являются средства от планируемой реализации двух жилых помещений, находящихся в залоге у АО "Тинькофф Банк", рыночная сумма которого значительно превышает его совокупную кадастровую стоимость, что позволит полностью покрыть требования залоговых кредиторов.

Суд первой инстанции также отметил, что несмотря на желание кредитора ООО "АБК-Инвест" получить удовлетворение своих требований исключительно от продажи нежилых помещений, находящихся у него в залоге, должник в данном случае имеет право выбора способа удовлетворения денежных требований кредиторов, в том числе залоговых. Воспрепятствование должнику, как более слабой стороне спора, в реализации плана реструктуризации может свидетельствовать о злоупотреблении правом со стороны кредитора, что не допустимо в силу действующего законодательства. Очевидно, что утверждение плана реструктуризации является компромиссом между должником - обязанным и стремящимся исполнять свои обязательства, но испытывающим в этом объективные затруднения - и его кредиторами.

При этом суд первой инстанции исходил из необходимости соблюдения баланса интересов кредиторов и должника и целей процедур банкротства (максимальное удовлетворение требований кредиторов). В случае реализации плана кредитор получит удовлетворение своих требований, одновременно не ущемляются права должника на достойное существование. Реализация плана при его неисполнении не влечет нарушение интересов кредитора, который может удовлетворить свои требования в ходе следующей процедуры реализации имущества. Должник в настоящее время не трудоустроен, однако должником представлены договоры аренды, согласно которым ежемесячный доход должника составляет 38000 руб. Должник в браке не состоит, не имеет на иждивении несовершеннолетних детей. Должник пояснил суду, что на период реализации недвижимого имущества планируется получение временной финансовой помощи от родственников в сумме прожиточного минимума.

Суд первой инстанции также отклонил доводы кредитора о том, что планом реструктуризации не установлена выплата мораторных процентов, как не являющиеся основанием для отказа в утверждении плана реструктуризации долгов, ввиду того, что мораторные проценты на сумму требований конкурсных кредиторов не включаются в план реструктуризации долгов, начисляются финансовым управляющим после удовлетворения в полном объеме требований кредиторов и при условии достаточности у гражданина денежных средств для уплаты процентов (пункт 2 статьи 213.19 Закона о банкротстве). Кроме того, план реструктуризации долгов гражданина по смыслу норм Закона о банкротстве может считаться реализованным и в случае недостаточности у гражданина средств для уплаты мораторных процентов. А потому права и законные интересы кредитора не могут быть нарушены невключением в план реструктуризации его долгов положений об уплате мораторных процентов.

Также суд первой инстанции отметил, что финансовый управляющий обязан осуществлять контроль за ходом выполнения плана реструктуризации долгов гражданина (пункт 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве).

Иные доводы также отклонены судом первой инстанции, как не соответствующие представленным в материалы дела доказательствам. Кредитор, ссылаясь на необходимость введения в отношении должника процедуры реализации имущества, не подтвердил документально, что у должника отсутствует источник дохода, и возможность его извлечения в будущем безвозвратно утрачена, что путем реализации имущества должника, будут погашена имеющаяся перед ним задолженность, исходя из того, что представляется общеизвестным то обстоятельство, что реализация имущества (вещей) в делах о банкротстве осуществляется по существенно заниженным ценам (в основном на последних этапах снижения цены посредством публичного предложения), не соответствующим рыночным.

Суд первой инстанции также исходил из того, в силу статьи 213.24 Закона о банкротстве процедура реструктуризации долгов гражданина может быть прекращена практически в любое время, поскольку реализация имущества должника вводится судом как в случае непредставления плана реструктуризации, так и в случае отмены арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина.

Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции, указав, что должник соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленным пунктом 1 статьи 213.13 Закона о банкротстве.

...

Суды руководствовались нормами пункта 1 статьи 213.1, пунктов 1, 7 статьи 213.12, ст. 213.16, пункта 4 статьи 213.127, пункта 1 статьи 213.13, пункта 3 статьи 213.14 Закона о банкротстве и разъяснениями пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан"."