г. Москва |
|
25 мая 2022 г. |
Дело N А41-63476/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.05.2022.
Полный текст постановления изготовлен 25.05.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Лазаревой И.В.
судей Федуловой Л.В. и Филиной Е.Ю.
при участии в заседании:
от заявителя - не явился, извещен
от заинтересованного лица - не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве (заинтересованного лица) на решение Арбитражного суда Московской области от 22.11.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2022 по делу N А41-63476/2021
по заявлению Администрации городского округа Пущино
к Управлению Росреестра по Московской области
о признании незаконным отказа от 04.05.2021 КУВД-001/2021-1606609/2 в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: Контора питомника площадью 99,4 кв.м по адресу: Московская область, г.Пущино, ул.Грузовая, д.4, обязании произвести регистрационные действия
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Пущино (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление, регистрирующий орган, заинтересованное лицо), оформленного уведомлением от 04.05.2021 N КУВД-001/2021-1606609/2, об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: контору питомника площадью 99,4 кв.м по адресу: Московская область, г.Пущино, ул. Грузовая, д. 4 (далее - питомник), об обязании произвести регистрационные действия.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.11.2021, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2022, заявление Администрация удовлетворено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Администрации. В обоснование кассационной жалобы заинтересованное лицо ссылается на нарушение судом норм материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и указывает, что по предоставленным Администрацией документам невозможно идентифицировать объект, заявленный к учету.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
До рассмотрения кассационной жалобы от Администрации поступил отзыв на кассационную жалобу, а также ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Лица, участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей этих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов, судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления по заявленным в жалобе доводам, поскольку считает, что судами при рассмотрении настоящего дела была дана правильная квалификация спорным правоотношениям сторон, применены подлежащие применению нормы материального права, установлены все имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства, не допущено таких нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в целях оформления муниципального имущества городского округа Пушкино, переданного в собственность муниципальному образованию, Администрация обратилась в Управление с заявлением N КУВД-001/2020-18782175/1 на осуществление действий по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав вышеназванного объекта недвижимости.
Уведомлением от 27.10.2020 регистрирующий орган приостановил осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, поскольку технический план не соответствует требованиям, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ N 953 от 18.12.2015 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в них сведений; не предоставлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права, а именно правоустанавливающий документ заявителя для регистрации права собственности,
Уведомлением от 04.05.2021 N КУВД-001/2021-1606609/2 в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права было отказано.
Полагая, что данный отказ является незаконным, Администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно системному толкованию статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При рассмотрении дела по существу судами установлено, что спорный объект был передан в муниципальную собственность на основании постановления Администрации города Пущино от 30.10.2015 N 477-п в составе имущества передаваемых в муниципальную собственность г. Пущино предприятий социальной сферы Пущинского научного центра РАН - в соответствии с распоряжением Госкомимущества от 20.10.1992 N 59-Р
Указанный объект находится на территории городского округа Пущино, при этом органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в их числе объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего муниципального района. Администрация осуществляет эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт объекта недвижимости - вышеуказанной конторы питомника, расположенной в городском округе Пущино Московской области.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений на них, правильно применив положения Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", установив, что Администрация представила на регистрацию технический план на объект, составленный на основании декларации, которыми Администрация описала характеристики объектов, приложила всю информацию, подтверждающую какие меры были предприняты кадастровым инженером для получения необходимых сведений, при этом кадастровым инженером также были учтены и устранены замечания относительно технических планов, дополнительно представлены требуемые документы, суды пришли к выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права и государственном кадастровом учете спорного объекта, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы, подтверждающие основания возникновение права.
Оснований не согласиться с выводами судов кассационная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Из текста решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции усматривается, что все представленные в материалы дела доказательства были исследованы и оценены в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, что по ним судом были сделаны соответствующие выводы. При том, что оценка какого-либо доказательства, сделанная судом не в пользу стороны, представившей это доказательства, не свидетельствует об отсутствии как таковой оценки доказательства со стороны суда.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, основаны на ошибочном толковании закона, повторяют доводы, приводимые заинтересованным лицом при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции, которым дана соответствующая оценка, и по существу доводы Управления основаны на несогласии с данной судами оценкой установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательства, направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопрос оценки доказательств в силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является компетенцией суда, рассматривающего спор по существу.
Несогласие Управления с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.11.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2022 по делу N А41-63476/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
И.В. Лазарева |
Судьи |
Л.В. Федулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений на них, правильно применив положения Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", установив, что Администрация представила на регистрацию технический план на объект, составленный на основании декларации, которыми Администрация описала характеристики объектов, приложила всю информацию, подтверждающую какие меры были предприняты кадастровым инженером для получения необходимых сведений, при этом кадастровым инженером также были учтены и устранены замечания относительно технических планов, дополнительно представлены требуемые документы, суды пришли к выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права и государственном кадастровом учете спорного объекта, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы, подтверждающие основания возникновение права."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 мая 2022 г. N Ф05-9846/22 по делу N А41-63476/2021