г. Москва |
|
25 мая 2022 г. |
Дело N А40-159366/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.05.2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25.05.2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нагорной А.Н.,
судей Колмаковой Н.Н., Кочергиной Е.В.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Нефтехимическая транспортная компания" - Изотов М.Г. по доверенности от 28.12.2021,
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - не явился, извещен,
рассмотрев 18.05.2022 в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.12.2021
и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2022,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Нефтехимическая транспортная компания"
открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании пени,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Нефтехимическая транспортная компания" (далее - ООО "НХТК", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании пени за нарушение срока доставки груза в размере 1 096 662,02 руб. (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.12.2021 исковые требований удовлетворены частично, с ОАО "РЖД" в пользу ООО "НХТК" взысканы 850 000 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2022 решение Арбитражного суда города Москвы от 15.12.2021 изменено, с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ООО "Нефтехимическая транспортная компания" взысканы пени в размере 576 506,70 руб., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 15.12.2021 и постановление от 11.02.2022 отменить, принять новый судебный акт, в котором отказать истцу во взыскании пени в размере 26 400,88 руб.
Кассационная жалоба мотивирована тем, что при принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, нарушили нормы процессуального права, не выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении и постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
ОАО "РЖД", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения и постановления, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и судами при рассмотрении дела по существу было установлено, что в июне 2021 года ответчик доставил грузы истца с нарушением нормативных сроков доставки, что подтверждается материалами дела, данными ГВЦ ОАО "РЖД", железнодорожными транспортными накладными.
Согласно расчета истца, основанного на представленных в материалы дела доказательствах, им начислены ответчику пени в размере 1 293 564 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с положениями статьи 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз по назначению в установленные сроки. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей не общего пользования для грузополучателей. Вместе с тем, в нарушение указанных положений при осуществлении перевозки грузов перевозчиком были допущены нарушения сроков доставки грузов.
В соответствии со статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент перевозки, за просрочку доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере 6 % платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере 50 % платы за перевозку данных грузов.
Сроки доставки грузов определяются в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245.
Согласно пункту 14 правил, вагоны считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в накладной срока вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Установив, что при осуществлении перевозки грузов перевозчиком были допущены нарушения сроков доставки грузов, факт нарушения ответчиком сроков доставки вагонов, подтвержден материалами дела, суды первой и апелляционной инстанций в соответствии со статьями 12, 15, 307, 309, 310, 330, 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 33, 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приняли правильное решение об удовлетворении исковых требований частично, применив положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, учитывая незначительные сроки нарушения ответчиком сроков доставки, а также явную несоразмерность заявленных требований нарушенным обязательствам, а также с учетом отзыва на исковое заявление, применил статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизил размер взыскиваемой неустойки до 850 000 руб.
Изменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что согласившись с доводами апелляционной жалобы о недопустимости повторного взыскания с ответчика неустойки по железнодорожным накладным N N ЭЭ555300, ЭЭ604448, ЭЭ648427, ЭЭ661244, ЭЭ724441, ЭЭ752817, ЭЭ150319, которые были предметом рассмотрения рамках дел NN А40-181252/2021, А40-181326/2021, А40-181319/2021, А40-181263/2021, неустойка в размере 273 493,30 руб. предъявлена истцом к взысканию необоснованно.
Довод заявителя жалобы о том, что была задержка в пути следования по причине неприема выгонов станцией назначения по вине грузополучателя, срок доставки не был увеличен на эту задержку, следовательно, пени на сумму 26 400,88 руб. предъявлены неправомерно, суд кассационной инстанции отклоняет ввиду недоказанности ответчиком невозможности приема вагонов с грузом станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя.
Составив акты общей формы в одностороннем порядке, ответчик не представил в материалы дела иных допустимых и достаточных доказательств занятости фронта погрузки/выгрузки, равно как и наличия иных обстоятельств невозможности доставки грузов в срок по причинам, зависящим от грузополучателя. Кроме того, представленные ответчиком акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов не подтверждают факт того, что спорные вагоны были задержаны по вине истца (по причине непринятия истцом их на станции назначения).
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт занятости путей, а также то обстоятельство, что их протяженность не позволяла вместить спорные вагоны на пути необщего пользования грузополучателя на станции назначения.
Кроме того суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что представленные ответчиком акты общей формы не являются надлежащими доказательствами ввиду их несоответствия по форме требованиям, установленным Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. В частности, в нарушение пункта 3.2.1 Правил N 45 составления актов при перевозках грузов железнодорожными транспортом от 18.03.2003 в графе "Отметки перевозчика" спорных накладных отсутствуют отметки с указанием номера и даты составления акта общей формы, что не позволяет соотнести представленные ответчиком доказательства с фактическими обстоятельствами дела.
При просрочке в доставке груза лицом, нарушившим обязательство, является перевозчик, поэтому он должен доказать отсутствие вины в просрочке.
Актами общей формы отсутствие вины не может подтверждаться, поскольку целью его составления является подтверждение обстоятельств, влекущих наступление ответственности, а не освобождающих от нее.
В случае спора о причинах и времени занятости подъездных путей необходимо исследовать договор на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей, памятки приемосдатчика для проверки соблюдения технологических сроков оборота вагонов за период, на который вагоны были задержаны на промежуточной станции.
Такие доказательства ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда первой и апелляционной инстанций, а сводятся к несогласию с выводами суда относительно обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, а потому не могут быть положены в основу отмены обжалуемых судебных актов, так как заявлены без учета норм части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судом первой или апелляционной инстанции.
Неправильное применение норм материального права и нарушения норм процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены принятых по делу судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в кассационной жалобе не указаны и судом кассационной инстанции не установлены, а потому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.12.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2022 по делу N А40-159366/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.Н. Нагорная |
Судьи |
Н.Н. Колмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что при осуществлении перевозки грузов перевозчиком были допущены нарушения сроков доставки грузов, факт нарушения ответчиком сроков доставки вагонов, подтвержден материалами дела, суды первой и апелляционной инстанций в соответствии со статьями 12, 15, 307, 309, 310, 330, 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 33, 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приняли правильное решение об удовлетворении исковых требований частично, применив положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, учитывая незначительные сроки нарушения ответчиком сроков доставки, а также явную несоразмерность заявленных требований нарушенным обязательствам, а также с учетом отзыва на исковое заявление, применил статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизил размер взыскиваемой неустойки до 850 000 руб."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 мая 2022 г. N Ф05-10200/22 по делу N А40-159366/2021