г. Москва |
|
26 мая 2022 г. |
Дело N А40-65128/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.05.2022.
Полный текст постановления изготовлен 26.05.2022.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего - судьи Лазаревой И.В.
судей Беловой А.Р. и Федуловой Л.В.
при участии в заседании:
от заявителя - не явился, извещен
от заинтересованного лица - не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованного лица)
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.10.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2022 по делу N А40-65128/2021
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление, регистрирующий орган, заинтересованное лицо), оформленного уведомлением от 29.03.2021 N КУВД-001/2020-29949813, об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и учета в качестве бесхозяйного здания трансформаторной подстанции по адресу: г. Москва, ул. Верхняя Масловка, д. 25, стр. 1, об обязании осуществить государственный кадастровый учет и учет в качестве бесхозяйного здания трансформаторной подстанции по адресу: г. Москва, ул. Верхняя Масловка, д. 25, стр. 1 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.10.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2022, заявление Департамента удовлетворено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Департамента. В обоснование кассационной жалобы заинтересованное лицо ссылается на нарушение судом норм материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и указывает, что представленный заявителем технически план по форме либо содержанию не соответствует Требованиям к содержанию и форме технического плана, утв. Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования).
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Лица, участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей этих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов, судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления по заявленным в жалобе доводам, поскольку считает, что судами при рассмотрении настоящего дела была дана правильная квалификация спорным правоотношениям сторон, применены подлежащие применению нормы материального права, установлены все имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства, не допущено таких нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Департамент в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, выполняет полномочия собственника в отношении имущества города Москвы, обеспечивает в установленном порядке признание права собственности города Москвы на бесхозяйное недвижимое имущество, осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах.
Департаментом 18.09.2020 заказаны кадастровые работы с целью осуществления государственного кадастрового учета бесхозяйного объекта капитального строительства - трансформаторной подстанции 2010 года постройки площадью 29,8 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Верхняя Масловка, д. 25, стр. 1.
По результатам кадастровых работ в Управление подано заявление от 21.12.2020 N КУВД-001/2020-29949813 о государственном кадастровом учете вышеуказанного бесхозяйного здания.
В качестве основания для осуществления регистрационных действий представлен технический план кадастрового инженера от 17.12.2020 с приложением, в том числе: декларация Департамента об объекте недвижимости; письмо Департамента от 21.09.2020 N ДГИ-И-66029/20 об отсутствии заявленного к учету объекта в реестре собственности города Москвы; письмо ТУ Росимущества от 21.10.2020 N 77-12/23119 об отсутствии заявленного к учету объекта в реестре федерального имущества; справка МосгорБТИ от 21.10.2020 N 06 98 310268; выписка из ЕГРН на земельный участок.
Уведомлением от 28.12.2020 N КУВД-001/2020-29949813/1 регистрирующим органом сообщено о приостановлении осуществления регистрационных действий. Свое решение регистратор мотивировал несоблюдением требований к графической части технического плана, описанию местоположения объекта, описанию документации, а также противоречием в размерах площади здания, указанных в техническом плане и справке МосгорБТИ.
Решением апелляционной комиссии Управления от 27.01.2021 N 94/2021 отклонено заявление кадастрового инженера об обжаловании решения о приостановлении осуществления регистрационных действий.
Управлением 29.03.2021 принято окончательное решение об отказе в осуществлении испрашиваемых регистрационных действий.
Полагая, что решение Управления является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно системному толкованию статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3).
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов (пункт 4).
В силу пункта 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей относится к компетенции органа регистрации прав.
Уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества (часть 10 статьи 32 Закона о регистрации).
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Согласно пунктам 5, 6 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532 "Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в целях постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества направляют в орган регистрации прав соответствующее заявление с приложением документа, подтверждающего, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений на них, и, правильно применив нормы статьи 131, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 18, 24, 26, 27, 29, 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", установив, что кадастровым инженером при подготовке технического плана, представленного Департаментом на государственную регистрацию, соблюдены все предъявляемые к его составлению требования, суды пришли к выводу, что для осуществления государственного кадастрового учета бесхозяйного здания в регистрирующий орган Департаментом представлены все необходимые документы, в том числе технический план здания, декларация и справки об отсутствии объекта в реестрах федерального имущества и собственности города Москвы, в связи с чем у заинтересованного лица отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект.
Судами отклонены доводы заинтересованного лица, касающиеся противоречий в размерах площади здания, указанных в техническом плане и справке МосгорБТИ, как не являющиеся препятствием для осуществления кадастрового учета здания, поскольку определяя площадь здания ГБУ МосгорБТИ при первичной инвентаризации посчитал ее как сумму площадей помещений в этом объекте (28 кв. м).
При этом судами отмечено, что разность площадей здания, подсчитанного МосгорБТИ в размере 28 кв. м и подсчитанного кадастровым инженером в размере 29,8 кв. м, обусловлена различной методикой подсчета, а также наличием внутренних перегородок в спорном объекте, не учитываемых Требованиями к определению площади здания, сооружения и помещения, утвержденными приказом Минэкономразвития N 90 от 01.03.2016 (в действующей редакции по состоянию на 06.11.2020).
Кроме того, судами отмечено, что регистрирующий орган, ссылаясь на нарушения кадастровым инженером п. п. 27, 43, 57 Требований к подготовке технического плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (далее - Требования), не указал в чем именно допущено нарушение.
Вопреки выводам заинтересованного лица, кадастровым инженером графическая часть технического плана выполнена в масштабе 1:100 на листах формата А4, что соответствует п. 57 Требований; в реквизите "1" раздела "Исходные данные" первыми указаны сведения о декларации об объекте недвижимости, что соответствует п. 27 Требований; в схеме XML отражены сведения о месте расположения объекта, что отвечает п. 43 Требований.
Оснований не согласиться с выводами судов кассационная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Из текста решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции усматривается, что все представленные в материалы дела доказательства были исследованы и оценены в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, что по ним судом были сделаны соответствующие выводы. При том, что оценка какого-либо доказательства, сделанная судом не в пользу стороны, представившей это доказательства, не свидетельствует об отсутствии как таковой оценки доказательства со стороны суда.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, основаны на ошибочном толковании закона, повторяют доводы, приводимые заинтересованным лицом при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции, которым дана соответствующая оценка, и по существу доводы заявителя основаны на несогласии с данной судами оценкой установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательства, направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопрос оценки доказательств в силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является компетенцией суда, рассматривающего спор по существу.
Несогласие Управления с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.10.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2022 по делу N А40-65128/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья И.В. Лазарева
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами отклонены доводы заинтересованного лица, касающиеся противоречий в размерах площади здания, указанных в техническом плане и справке МосгорБТИ, как не являющиеся препятствием для осуществления кадастрового учета здания, поскольку определяя площадь здания ГБУ МосгорБТИ при первичной инвентаризации посчитал ее как сумму площадей помещений в этом объекте (28 кв. м).
При этом судами отмечено, что разность площадей здания, подсчитанного МосгорБТИ в размере 28 кв. м и подсчитанного кадастровым инженером в размере 29,8 кв. м, обусловлена различной методикой подсчета, а также наличием внутренних перегородок в спорном объекте, не учитываемых Требованиями к определению площади здания, сооружения и помещения, утвержденными приказом Минэкономразвития N 90 от 01.03.2016 (в действующей редакции по состоянию на 06.11.2020).
Кроме того, судами отмечено, что регистрирующий орган, ссылаясь на нарушения кадастровым инженером п. п. 27, 43, 57 Требований к подготовке технического плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (далее - Требования), не указал в чем именно допущено нарушение."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 мая 2022 г. N Ф05-10501/22 по делу N А40-65128/2021