город Москва |
|
25 мая 2022 г. |
Дело N А40-141153/2021-146-1046 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "КСМ-14": Золотухина А.И. (дов. от 09.10.2020 г.);
от истца (заявителя) Южного таможенного управления: Воронова А.В. (дов. N 131-26/283 от 20.09.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Панарина Р.С. (дов. N МШ/113188/21 от 30.12.2021 г.);
рассмотрев 18 мая 2022 г. в судебном заседании кассационные жалобы ООО "КСМ-14", Южного таможенного управления
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29 ноября 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2022 г.,
по делу N А40-141153/2021-146-1046
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов - 14", Южного таможенного управления
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконным решения от 11 июня 2021 г. по делу N 22/01/17-112/2020,
УСТАНОВИЛ: решением Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 11 июня 2021 г. по делу N 22/01/17-112/2020 в действиях общества с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов - 14" (далее - ООО "КСМ-14, общество) и Южного таможенного управления (далее - ЮТУ, таможенное управление) установлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в заключении и участии в антиконкурентном соглашении, которое могло привести к ограничению конкуренции при проведении электронного аукциона N 0158100019719000072 и созданию для общества преимущественных условий.
Считая свои права нарушенными, ООО "КСМ-14 и ЮТУ обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 ноября 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2022 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационных жалобах ООО "КСМ-14 и ЮТУ просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ФАС России просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представители ООО "КСМ-14 и ЮТУ поддержали доводы своих кассационных жалоб, согласились с доводами жалоб друг друга. Представитель ФАС России против их удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1). Названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (часть 1 статьи 3).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В пункте 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Таким образом, соглашение является согласованным волеизъявлением двух или более участников.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности оспариваемого решения, поскольку в действиях ООО "КСМ-14 и ЮТУ имеются нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в заключении и участии в антиконкурентном соглашении, которое могло привести к ограничению конкуренции при проведении электронного аукциона N 0158100019719000072 и созданию для общества преимущественных условий.
Факт заключения между сторонами антиконкурентного соглашения подтверждается последовательностью изменения требований, предъявляемых ЮТУ к объекту недвижимого имущества, предполагаемого к приобретению, под конкретный объект недвижимого имущества; включением в аукционную документацию требований (местоположение, год постройки, этажность), которые могли привести к ограничению конкуренции при проведении торгов; взаимодействием ООО "КСМ-14 и ЮТУ по вопросам доработки объекта недвижимого имущества под требования аукционной документации в период до размещения извещения путем осуществления встреч, телефонных переговоров, совместной работы над получением документов; завышением начальной (максимальной) цены контракта электронного аукциона с извещением N 0158100019719000072 и о завышении стоимости приобретенного здания; допуском ЮТУ к участию в электронном аукционе заявки ООО "КСМ-14", содержащей предложение о продаже здания не в полной мере соответствующего требованиям аукционной документации; результатами проверки Южной транспортной прокуратурой и материалами, полученные от Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, Федерального казначейства.
Судами дана подробная оценка действиям ООО "КСМ-14 и ЮТУ о наличии между ними антиконкурентного соглашения, а также сделаны выводы о соблюдении антимонопольным органом Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 (далее - Порядок).
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Относительно довода кассационной жалобы Южного таможенного управления о том, что судом не указано о результатах рассмотрения двух ходатайств, заявленных в судебном заседании, состоявшемся 22 ноября 2021 г., суд кассационной инстанции отмечает, что результаты рассмотрения заявленных ходатайств содержатся в протоколе судебного заседания от 22 ноября 2021 г.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29 ноября 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2022 г. по делу N А40-141153/2021-146-1046 оставить без изменения, кассационные жалобы ООО "КСМ-14", Южного таможенного управления - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2022 г.,
...
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
...
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 мая 2022 г. N Ф05-9225/22 по делу N А40-141153/2021