г. Москва |
|
1 июня 2022 г. |
Дело N А40-141376/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.05.2022.
Полный текст постановления изготовлен 01.06.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю. С.,
судей Кузнецова В. В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от публичного акционерного общества "Газпром": Карпенко П.А. по доверенности от 02.06.2020, паспорту;
от Министерства энергетики Российской Федерации: Горшкова И.О. по доверенности от 27.08.2020, Каморников А.А. по доверенности от 21.01.2021, паспорту;
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар": Федотов Е.В. по доверенности от 28.10.2021, паспорту;
рассмотрев 31.05.2022 в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства энергетики Российской Федерации
на решение от 28 октября 2021 года Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 24 января 2022 года Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-141376/2021
по заявлению публичного акционерного общества "Газпром"
к Министерству энергетики Российской Федерации
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар"
о признании незаконным и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Газпром" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству энергетики Российской Федерации (далее - Министерство) о признании незаконным и отмене решения от 06.04.2021 N 05-950.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" (далее - ООО "Газпром трансгаз Краснодар").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2021, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Министерства поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители общества и ООО "Газпром трансгаз Краснодар" возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 17.02.2021 ПАО "Газпром" (в лице своего агента- ООО "Газпром трансгаз Краснодар", третье лицо) обратилось к Министерству с ходатайством от 17.02.2021 N 01/0610/1012 об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков для размещения принадлежащего Заявителю на праве собственности линейного объекта федерального значения "Магистральный газопровод КС Сохрановка- КС Октябрьская на участках км 105,6 - км 174,5, км 174,5 - км 310,0" и его неотъемлемых технологических частей в соответствии с положениями главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, п.3 ст.3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
06.04.2021 письмом N 05-950 Министерство в установлении публичного сервитута отказало, указав на то, что магистральный газопровод в границах некоторых земельных участков имеет пересечения с автодорогами, а в соответствии с частью 19 статьи 23 ЗК РФ, по мнению Министерства, публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливается иным органом (Росавтодор).
Полагая, что данный отказ Министерства не соответствует закону и нарушает права общества, последнее обратился в суд с настоящим заявлением.
Признавая незаконным оспариваемый отказ Министерства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что органом, уполномоченным устанавливать публичный сервитут в целях размещения и эксплуатации линейных объектов газоснабжения федерального значения на всем протяжении указанных объектов, в том числе, на земельных участках, где имеются пересечения с полосами отвода автомобильных дорог, в порядке главы V.7 ЗК РФ, является Министерство.
При этом суды указали, что согласно разъяснениям Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.03.2019 N Д23и-6636, публичный сервитут подлежит установлению в отношении всего линейного объекта, в том числе, подземных элементов линейного объекта, а полномочия Росавтодора в сфере установления публичного сервитута в отношении земельных участков ограничены только земельными участками в границах полос отвода автодорог.
Согласно пункту 2 статьи 23 Земельного кодекса РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается в соответствии с Земельным кодексом.
В соответствии с пунктом 18 Земельного кодекса РФ цели установления публичного сервитута установлены статьей 39.37 Земельного кодекса.
Статья 39.37 Земельного кодекса РФ предусматривает, в том числе, установление публичного сервитута для использования земельных участков в целях размещения линейных объектов системы газоснабжения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.38 Земельного кодекса РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ, устанавливается решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений федерального значения.
Согласно пункта 4.4.31 положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400, к полномочиям Минэнерго России отнесено принятие решений об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для использования в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктов, их неотъемлемых технологических сетей, если указанные объекты являются объектами федерального значения.
Пунктом 4.2 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации предусмотрено, что решения об установлении публичных сервитутов принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управления государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства в отношении земельных участков только в границах полос отвода автомобильных дорог.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения требований, заявленных в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как отказ Министерства в установлении публичного сервитута создает обществу препятствию для осуществления своей предпринимательской деятельности.
Вопреки доводам кассационной жалобы управления выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и на правильном применении с учетом таких обстоятельств норм материального права. При этом суды учли все обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 октября 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2022 года по делу N А40-141376/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункта 4.4.31 положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400, к полномочиям Минэнерго России отнесено принятие решений об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для использования в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктов, их неотъемлемых технологических сетей, если указанные объекты являются объектами федерального значения.
Пунктом 4.2 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации предусмотрено, что решения об установлении публичных сервитутов принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управления государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства в отношении земельных участков только в границах полос отвода автомобильных дорог."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 июня 2022 г. N Ф05-9483/22 по делу N А40-141376/2021