город Москва |
|
02 июня 2022 г. |
Дело N А40-167064/2021-146-1272 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "РЭМ": Новиковой Н.В. (дов. N 133 от 30.12.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
рассмотрев 31 мая 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18 ноября 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2022 г.,
по делу N А40-167064/2021-146-1272
по заявлению акционерного общества "РЭМ"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ: акционерному обществу "РЭМ" (далее - АО "РЭМ", общество, заявитель) на праве собственности принадлежит объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 77:02:0025002:3, площадью 36 400 кв.м, расположенный по адресу: г. Москва, линия Северная 1-я, вл. 1, стр. 22, 23, 24, 25 (далее - земельный участок).
С целью образования двух земельных участков заявителем было принято решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 77:02:0025002:3 на земельные участки площадью 661 кв.м и 35 739 кв.м.
11 августа 2020 г. АО "РЭМ" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрационный орган) с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрацией права на недвижимое имущество N КУВД-001/2020-11288336/13.
Уведомлением от 21 августа 2020 г. N КУВД-001/2020-11288336/13 заявителю было сообщено о приостановлении регистрационных действий в отношении земельного участка в соответствии с пунктами 7, 21, 26 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации), с указанием на то, что представленный межевой план оформлен с нарушением Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08 декабря 2015 г. N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования), с указанием на то, что в представленном межевом плане неверно указан кадастровый номер улично-дорожной сети, которой обеспечивается доступ к образованному земельному участку (пункт 56 Требований); в представленной xml-схеме в строке "Иные сведения" реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках" указаны противоречивые сведения об ограничение (обременение) права образуемого земельного участка (пункт 57 Требований).
В последующем уведомлениями регистрационного органа приостановление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав было продлено в связи с неустранением заявителем причин его приостановления.
Поскольку причины, препятствующие проведению государственной регистрации, заявителем не были устранены, Управление Росреестра по Москве уведомлением от 17 мая 2021 г. N КУВД-001/2020-11288336/13 отказало в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на основании статьи 27 Закона о государственной регистрации.
Считая свои права нарушенными, АО "РЭМ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании указанного отказа незаконным и обязании Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в установленном законом порядке.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 ноября 2021 г. оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2022 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на непредставление обществом документов для осуществления регистрационных действий.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель АО "РЭМ" с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представитель Управления Росреестра по Москве в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Законом о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку обществом были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0025002:3.
Отклоняя довод регистрационного органа о том, что указанные в качестве причины приостановления и в последующем отказа в осуществлении государственной регистрации, о нарушении обществом положений пунктов 56 и 57 Требований, суды указали на то, что в выписках из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером: 77:02:0025002:3, о разделе которого заявляло АО "РЭМ", не содержится сведений о земельном участке, которым к нему обеспечивается доступ. Непосредственный доступ к земельным участкам с обозначением 77:02:0025002:3:ЗУ1 и 77:02:0025002:3:ЗУ2 осуществляется через улично-дорожную сеть (далее - УДС) с кадастровым номером: 50:12:0000000:56132, которая является ближайшей к образуемым земельным участкам и поставлена на государственный кадастровый учет, имеет кадастровый номер, далее доступ к участкам осуществляется через земли общего пользования.
Сведений об иных УДС, расположенных ближе к образуемым земельным участкам, ни данные ЕГРН, ни данные публичной кадастровой карты не содержат, что также подтверждается экспертным заключением "Об определении путей подъезда к земельным участкам, образуемым путем раздела земельного участка с кадастровым номером: 77:02:0025002:3 по адресу: г. Москва, линия Северная 1-я, вл. 1, стр. 22, 23, 24, 25", подготовленным ООО "Объединенное Экспертное Содружество" и включенным в состав приложения к межевому плану.
Судом также принято во внимание, что кадастровым инженером в направляемых для проведения государственного кадастрового учета межевых планах указывались другие варианты возможного доступа к образуемым земельным участкам, а именно: - с пакетом документов от 18 ноября 2020 г. "земли общего пользования"; - с пакетом документов от 23 марта 2021 г. "через улично-дорожную сеть (УДС) с адресным ориентиром: г. Москва, линия Северная 1-я"; - с пакетом документов от 06 апреля 2021 г. "через улично-дорожную сеть (УДС) с кадастровым номером: 50:12:0080118:524"; - с пакетом документов от 11 мая 2021 г. "через улично-дорожную сеть (УДС) с кадастровым номером: 50:12:0000000:56132".
Относительно указаний регистрационного органа, касающихся противоречивых сведений об ограничении (обременении) прав образуемого земельного участка, судами указано на то, что сведения об ограничениях в использовании или ограничения права на объект недвижимости или обременения образуемых объектов недвижимости в межевом плане указываются в соответствии с данными о таких ограничениях, содержащимися в ЕГРН относительно исходного (подлежащего разделу) земельного участка.
Таким образом, кадастровым инженером использовались сведения об ограничениях прав, содержащихся в выписке из ЕГРН на исходный земельный участок (с кадастровым номером: 77:02:0025002:3).
Согласно выписке из ЕГРН от 19 октября 2020 г. на исходном земельном участке имеются ограничения прав на земельный участок: "Вид ограничения (обременения): Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации; Реквизиты документа-основания: Решение Исполкома Моссовета и Мособлисполкома "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП" от 17 апреля 1980 г. N 500-1143 выдан: Исполком Моссовета и Мособлисполком; Содержание ограничения (обременения): Не допускаются все виды строительства и хозяйственной деятельности, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, объектов постоянного хранения и переработки твердых промышленных отходов; Реестровый номер границы: 77.02.2.66".
Согласно выписке из ЕГРН от 23 марта 2020 г. на исходном земельном участке имеются ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, Решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП" от 17 апреля 1980 г. N 500-1143.
Оба варианта формулировки были использованы кадастровым инженером при подготовке и формировании межевого плана.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии у Управления Росреестра по Москве законных оснований для отказа в удовлетворении заявления общества в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении земельного участка в части его раздела.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 ноября 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2022 г. по делу N А40-167064/2021-146-1272 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Ю.С.Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку обществом были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0025002:3.
Отклоняя довод регистрационного органа о том, что указанные в качестве причины приостановления и в последующем отказа в осуществлении государственной регистрации, о нарушении обществом положений пунктов 56 и 57 Требований, суды указали на то, что в выписках из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером: 77:02:0025002:3, о разделе которого заявляло АО "РЭМ", не содержится сведений о земельном участке, которым к нему обеспечивается доступ. Непосредственный доступ к земельным участкам с обозначением 77:02:0025002:3:ЗУ1 и 77:02:0025002:3:ЗУ2 осуществляется через улично-дорожную сеть (далее - УДС) с кадастровым номером: 50:12:0000000:56132, которая является ближайшей к образуемым земельным участкам и поставлена на государственный кадастровый учет, имеет кадастровый номер, далее доступ к участкам осуществляется через земли общего пользования.
...
Согласно выписке из ЕГРН от 23 марта 2020 г. на исходном земельном участке имеются ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, Решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП" от 17 апреля 1980 г. N 500-1143."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 июня 2022 г. N Ф05-10192/22 по делу N А40-167064/2021