город Москва |
|
02 июня 2022 г. |
Дело N А40-150572/21-149-1085 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Департамента городского имущества города Москвы: Шавловского И.К. (дов. N 33-Д-2226/21 от 29.12.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
рассмотрев 31 мая 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26 октября 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2022 г.,
по делу N А40-150572/21-149-1085
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ: по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 50:61:0010201:85, с адресным ориентиром: Московская область, г. Щербинка, ул. Железнодорожная. поставлен на кадастровый учет 03 февраля 2005 г. и имеет вид разрешенного использования: под строительство гаража, для иных видов жилой застройки (далее - земельный участок).
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа Щербинка, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Щербинка от 01 июня 2017 г. N 510/58, указанный земельный участок расположен в границах территориальной зоны с индексами - 2.5.0, 3.1.1, 4.1.0, 4.4.0, 4.6.0, 4.9.0, 4.9.1.1, 4.9.1.2, 4.9.1.3, 4.9.1.4, 6.0.0, 6.9.0, 7.2.1, 12.0.2.
28 апреля 2020 г. Департаментом городского имущества города Москвы (далее - Департамент, заявитель) в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, Законом города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве", постановлениями Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", от 28 марта 2017 г. N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" издано распоряжение N 13731 "О приведении в соответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:61:0010201:85" (далее - распоряжение), согласно которому вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:61:0010201:85 привести в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", установив его как хранение автотранспорта (2.7.1).
14 января 2021 г. Департамент обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрационный орган) с заявлением N КУВД-001/2021-631314 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования (далее - ВРИ) земельного участка с кадастровым номером 50:61:0010201:85, предусмотренного Правилами землепользования и застройки города Москвы (далее - ПЗЗ).
Уведомлением от 21 января 2021 г. N КУВД-001/2021-631314 заявителю было сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости в отношении земельного участка в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) на срок до 21 апреля 2021 г., с указанием на то, что сведения, указанные в документах, представленных совместно с заявлением на государственный кадастровый учет, не совпадают со сведениями о виде разрешенного использования, содержащимися в ПЗЗ, предусмотренных для территориальной зоны, в которой расположен заявленный объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 50:61:0010201:85.
Поскольку причины, препятствующие проведению государственной регистрации, заявителем не были устранены, Управление Росреестра по Москве уведомлением от 21 апреля 2021 г. N КУВД-001/2021-631314/3 отказало в осуществлении государственного кадастрового учета на основании статьи 27 Закона о государственной регистрации.
Считая свои права нарушенными, Департамент обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании указанного отказа незаконным и обязании Управление Росреестра по Москве осуществить действия по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:61:0010201:85 с адресным ориентиром: Москва, г. Щербинка, ул. Железнодорожная, в соответствии с распоряжением.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 октября 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2022 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что сведения, указанные в документах, представленных в регистрационный орган совместно с заявлением на государственный кадастровый учет, не совпадают со сведениями о виде разрешенного использования, содержащиеся в ПСЗ г. Щербинка, предусмотренных для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамента с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представитель Управления Росреестра по Москве в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Департамента, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Закон о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
В силу части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Пунктом 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о государственном кадастровом учете в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:61:0010201:85.
При этом судами установлено, что основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о разрешенном использовании земельного участка является распоряжение Департамента от 28 апреля 2020 г. N 13731, которым вид разрешенного использования земельного участка приведен в соответствие с требованиями законодательства.
Судами также принято во внимание, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:61:0010201:85, установленный распоряжением, не противоречит его фактическому использованию.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 октября 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2022 г. по делу N А40-150572/21-149-1085 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Ю.С.Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 октября 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2022 г. по делу N А40-150572/21-149-1085 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 июня 2022 г. N Ф05-10196/22 по делу N А40-150572/2021