г. Москва |
|
6 июня 2022 г. |
Дело N А40-199170/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Бельская М.Е. по доверенности 10.09.2021, паспорту;
от Комитета государственного строительного надзора города Москвы: Калинин Е.А. по доверенности от 25.01.2022 N 4, паспорту;
рассмотрев 01 июня 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 22 ноября 2021 года Арбитражного суда города Москвы, на постановление от 09 февраля 2022 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-199170/2021
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Комитету государственного строительного надзора города Москвы
об отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании постановления Комитета государственного строительного надзора города Москвы (далее - административный орган, комитет) от 12 августа 2021 года N 2853-Ю о привлечении его к административной ответственности на основании части 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 ноября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 февраля 2022 года, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с выводами судов, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права и принять по делу новый судебный акт, которым отменить постановление N 2853-Ю от 12 августа 2021 года, производство по административному делу прекратить.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель комитета возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав позиции лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Комитетом государственного строительного надзора города Москвы рассмотрено дело об административном правонарушении по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ в отношении ОАО "РЖД". По результатам рассмотрения дела вынесено постановление N 2853-Ю от 12 августа 2021 года о привлечении к административной ответственности, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 920 000 руб.
Судами установлено, что с 20 мая 2021 года по 27 мая 2021 года на основании распоряжения N РП-2987/21-(0)-0 от 27 апреля 2021 года о проведении выездной внеплановой проверки юридического лица, в присутствии представителя ДКРС-Москва ОАО "РЖД" проведена проверка объекта капитального строительства "Интеграция Рижского направления и малого кольца Московской железной дороги" по адресу: пересечение Рижского направления и Малого кольца Московской железной дороги.
В ходе проверки установлено, что в нарушение ч.1, ч.2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик ОАО "РЖД" осуществляет эксплуатацию объекта без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В период проведения проверки с 20 мая 2021 года по 27 мая 2021 года осуществляется движение пассажиров из Северного вестибюля с остановочного пункта "Стрешнево" по надземному переходу в западный вестибюль остановочного пункта "Ленинградская" и через платформы в восточный вестибюль остановочного пункта "Ленинградская", в кассах осуществляется продажа билетов пассажирам для проезда на МКЖД станция "Стрешнево" и МЖД станция "Ленинградская".
О факте нарушения градостроительного законодательства в присутствии представителя общества составлен акт проверки объекта капитального строительства от 27 мая 2021 года N 2987/21-А, предписание от 27 мая 2021 года N 2987/21-П об устранении выявленного нарушения.
30 июля 2021 года в присутствии представителя заявителя составлен протокол о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
Проверив требования КоАП РФ к порядку и сроку давности привлечения к административной ответственности, суды признали их соблюденными.
В соответствии с ч.б ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (далее -Кодекс) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов. В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
Согласно ч. 1 ст. 55 Кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Статьей 55.24 Кодекса установлено, что эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается только после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами. В отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию невозможно гарантировать соответствие объекта капитального строительства строительным, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным и другим нормам и правилам, что создает опасность причинения вреда в будущем жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или иными законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку Общество имело возможность воздержаться от эксплуатации объекта капитального строительства до оформления в установленном порядке разрешения на ввод его в эксплуатацию, Общество является лицом виновным в совершении правонарушения по статье 9.5 часть 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 500 тысяч до 1 млн рублей. В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений, неся, в противном случае, бремя негативных для себя последствий. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
На основании ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле обстоятельств. Арбитражным процессуальным законодательством установлены критерии оценки доказательств в качестве подтверждающих фактов наличия тех или иных обстоятельств.
Признак допустимости доказательств предусмотрен положениями ст. 68 АПК РФ, в соответствии с которой обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Довод общества о том, что на момент вынесения постановления объект введен во временную эксплуатацию Актом приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта приемочной комиссией от 04 сентября 2019 года правомерно отклонен судами.
Частью 9 ст. 3 Закона N 254 предусмотрено, что до получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры, разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении этапа строительства, реконструкции такого объекта инфраструктуры допускается осуществление временной эксплуатации такого объекта капитального строительства в целях осуществления перевозки грузов и (или) пассажиров при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации в соответствии с частями 10 и 11 данной статьи.
Согласно ч. 10 ст. 3 Закона N 254 техническая готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации определяется комиссией, порядок формирования и функционирования которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Соответствующий порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года N 2057 "Об утверждении Правил формирования и функционирования комиссии, определяющей техническую готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации", которое вступило в силу 22 декабря 2020 года.
Соответствующие требования и порядки утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 N 35 "Об утверждении требований к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации, Правил подтверждения технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации, Правил осуществления временной эксплуатации и технического обслуживания линейного объекта инфраструктуры", которое вступило в силу 03 февраля 2021 года.
Суды установили, что приемка данных объектов произошла ранее принятых нормативных правовых актов, позволяющих эксплуатировать объекты железнодорожной инфраструктуры по временной разрешительной документации, что также свидетельствует о наличии в действиях ОАО "РЖД" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.
При этом суды отмечают, что представленный Акт приемки от 04 сентября 2019 года содержит сведения о приемке только одного надземного вестибюля объекта капитального строительства "Северный" конкорс".
Согласно разрешения на строительство от 26 августа 2020 года N 77-09-2504-2020МС в состав объекта капитального строительства входят 3 надземных вестибюля (Северный, Восточный и Западный), две островных пассажирских платформы с навесами N 1 и N 2 и инженерные сети. Суды указали, что акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта приемочной комиссией является внутренним документом ОАО "РЖД" и не соответствует нормам законодательства установленных Законом N 254 и постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2057 "Об утверждении Правил формирования и функционирования комиссии, определяющей техническую готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации".
Доводы кассационной жалобы общества об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения, направленные на иную, чем у суда оценку обстоятельств дела, не могут быть приняты как состоятельные, поскольку их переоценка находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22 ноября 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 февраля 2022 года по делу N А40-199170/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что приемка данных объектов произошла ранее принятых нормативных правовых актов, позволяющих эксплуатировать объекты железнодорожной инфраструктуры по временной разрешительной документации, что также свидетельствует о наличии в действиях ОАО "РЖД" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.
...
Согласно разрешения на строительство от 26 августа 2020 года N 77-09-2504-2020МС в состав объекта капитального строительства входят 3 надземных вестибюля (Северный, Восточный и Западный), две островных пассажирских платформы с навесами N 1 и N 2 и инженерные сети. Суды указали, что акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта приемочной комиссией является внутренним документом ОАО "РЖД" и не соответствует нормам законодательства установленных Законом N 254 и постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2057 "Об утверждении Правил формирования и функционирования комиссии, определяющей техническую готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 июня 2022 г. N Ф05-9486/22 по делу N А40-199170/2021