город Москва |
|
06 июня 2022 г. |
Дело N А40-157971/21-17-1181 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Энергопартнер+": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Арслановой Л.А. (дов. N МШ/7131/22 от 02.02.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Государственного комитета по тарифам Республики Татарстан: не явились, извещены;
рассмотрев 31 мая 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Энергопартнер+"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25 октября 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2022 г.,
по делу N А40-157971/21-17-1181
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергопартнер+"
к Федеральной антимонопольной службе, Государственному комитету по тарифам Республики Татарстан
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ: 18 июня 2021 г. по результатам рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью "Энергопартнер+" (далее - ООО "Энергопартнер+", общество, заявитель) о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между ООО "Энергопартнер+" и Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам (далее - Госкомитет, Орган регулирования) комиссией Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере электроэнергетики N 3 (далее - комиссия), принято решение N СП/50156/21 об отказе в удовлетворении требований, изложенных в заявлении общества.
Считая свои права нарушенными, ООО "Энергопартнер+" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России и Госкомитету о признании указанного решения незаконным.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 октября 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2022 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Энергопартнер+" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзывах на кассационную жалобу ФАС России и Госкомитет просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ФАС России с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ФАС России, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2018 г. N 533 утверждены Правила рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2009 г. N 14 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Правила).
Исходя из пункта 1 Правил, они разработаны в соответствии с федеральными законами "Об электроэнергетике", "О теплоснабжении", "О водоснабжении и водоотведении" и "О естественных монополиях" и устанавливают порядок и сроки рассмотрения (урегулирования) следующих споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов) (стандартизированных тарифных ставок, плат, надбавок) в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также в сфере деятельности субъектов естественных монополий: а) разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями в отношении регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике; б) споры, связанные с применением платы за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, и споры, связанные с установлением платы за технологическое присоединение к сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы; в) разногласия по вопросам установления цен (тарифов), возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органами местного самоуправления, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии; г) разногласия между органом регулирования и организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в связи с выбором метода регулирования тарифов; д) разногласия, возникающие между органами регулирования тарифов и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении установленных величин тарифов; е) досудебные споры, возникающие между органами регулирования тарифов, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и абонентами при установлении и (или) применении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; ж) досудебные споры, связанные с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с пунктом 2 Правил приказом ФАС России от 19 июня 2018 г. N 827/18 утвержден регламент деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров.
Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, предусмотренные законодательством Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Правила N 1178).
Порядок рассмотрения органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов заявлений об установлении тарифов установлен, в том числе Правилами регулирования N 1178.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 1178 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения (заявление) об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами об установлении, в частности, тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Перечень документов, которые должны быть приложены к такому заявлению, определен в пункте 17 Правил N 1178.
В числе прочих документов, исходя из положений подпункта 13 пункта 17 Правил N 1178, к заявлению об установлении тарифа должны быть приложены документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и договоры на осуществление регулируемой деятельности.
Таким образом, к заявлению об установлении тарифа должны быть приложены в числе прочего договоры на осуществление регулируемой деятельности.
Соответствующие изменения, закрепившие обязанность регулируемой организации представлять указанные договоры, в подпункт 13 пункта 17 Правил N 1178 были внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Судами установлено, что 02 ноября 2020 г. ООО "Энергопартнер+" обратилось в Госкомитет с заявлением об установлении тарифа на передачу электрической энергии на 2021 год.
По итогам рассмотрения указанного заявления Органом регулирования было установлено, что ООО "Энергопартнер+" в нарушение положений пункта 17 Правил N 1178 к заявлению не приложены обязательные документы, в частности, договоры на осуществление регулируемой деятельности.
17 ноября 2020 г. Госкомитетом в адрес общества было направлено письмо N АШ-31/5696/2020 о необходимости представить соответствующие документы.
Полагая, что указанное письмо представляет собой отказ в открытии дела об установлении тарифа на 2021 год, общество обратилось в антимонопольный орган с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, ФАС России указало на то, что ООО "Энергопартнер+" договор на осуществление регулируемой деятельности не был направлен ни в адрес Госкомитета в составе документов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, ни в адрес антимонопольного органа в рамках рассмотрения досудебного спора.
При этом обществом при рассмотрении досудебного спора в адрес Госкомитета были представлены сведения о присоединенной (заявленной) мощности электроустановок потребителей, присоединенных к электрическим сетям ООО "Энергопартнер+", а также сведения об объемах планируемых к оказанию услуг.
Вместе с тем, какие-либо договоры с потребителями, которые также относятся к договорам на осуществление регулируемой деятельности, и которые бы подтверждали указанные выше сведения, обществом представлены не были.
Отклоняя доводы общества о том, что Правила N 1178 позволяют организациям, подающим заявление об утверждении тарифа на первый регулируемый период, не предоставлять договор на осуществление регулируемой деятельности, суды указали на то, что представление документов для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в частности, указанных в подпункте 13 пункта 17 Правил N 1178, является обязательным и их отсутствие препятствует органу регулирования рассчитать и установить экономически обоснованный уровень регулируемых тарифов.
Ссылки общества на неправомерное направление Госкомитетом письма от 17 ноября 2020 г. N АШ-31/5696/2020 о необходимости представить соответствующие документы также были отклонены судами, поскольку пунктом 19 Правил N 1178 прямо предусмотрено, что в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 рабочих дней со дня поступления запроса.
На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение принято антимонопольным органом в соответствии с представленными полномочиями, является законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 октября 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2022 г. по делу N А40-157971/21-17-1181 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Энергопартнер+" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Ю.С.Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявления общества, ФАС России указало на то, что ООО "Энергопартнер+" договор на осуществление регулируемой деятельности не был направлен ни в адрес Госкомитета в составе документов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, ни в адрес антимонопольного органа в рамках рассмотрения досудебного спора.
При этом обществом при рассмотрении досудебного спора в адрес Госкомитета были представлены сведения о присоединенной (заявленной) мощности электроустановок потребителей, присоединенных к электрическим сетям ООО "Энергопартнер+", а также сведения об объемах планируемых к оказанию услуг.
Вместе с тем, какие-либо договоры с потребителями, которые также относятся к договорам на осуществление регулируемой деятельности, и которые бы подтверждали указанные выше сведения, обществом представлены не были.
Отклоняя доводы общества о том, что Правила N 1178 позволяют организациям, подающим заявление об утверждении тарифа на первый регулируемый период, не предоставлять договор на осуществление регулируемой деятельности, суды указали на то, что представление документов для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в частности, указанных в подпункте 13 пункта 17 Правил N 1178, является обязательным и их отсутствие препятствует органу регулирования рассчитать и установить экономически обоснованный уровень регулируемых тарифов.
Ссылки общества на неправомерное направление Госкомитетом письма от 17 ноября 2020 г. N АШ-31/5696/2020 о необходимости представить соответствующие документы также были отклонены судами, поскольку пунктом 19 Правил N 1178 прямо предусмотрено, что в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 рабочих дней со дня поступления запроса."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 июня 2022 г. N Ф05-6871/22 по делу N А40-157971/2021