г. Москва |
|
7 июня 2022 г. |
Дело N А40-198673/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.06.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.06.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Лазаревой И.В., Филиной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от ПАО "Бескудниковский комбинат строительных материалов": Ефимова А.Н. по дов. от 25.05.2021,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 01.12.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 по делу N А40-198673/2021
по заявлению Публичного акционерного общества "Бескудниковский комбинат строительных материалов"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
об оспаривании решений
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Бескудниковский комбинат строительных материалов" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Росреестра по Москве (далее - Управление), оформленного уведомлениями от 09.08.2021 КУВД-001/2021-30437009/1, от 26.08.2021 КУВД-001/2021-30437009/3, решения об отказе в постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на здание с функциональным назначением "трансформаторная подстанция", площадью 169,3 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Стандартная, д. 6, оформленное уведомлением от 09.11.2021 N КУВД001/2021-30437009/8 (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.12.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Управление своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
В судебном заседании представитель общества против удовлетворения кассационной жалобы возражал. Отводов составу суда не поступило.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 02.07.2021 заявитель обратился в Управление с заявлениями о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на вспомогательный объект недвижимости - здание, расположенное по адресу: г.Москва, ул. Стандартная, д. 6, с функциональным назначением - трансформаторная подстанция, площадью 169,3 кв. м (далее - объект).
Заявитель представил Управлению технические планы, также в пояснениях были указаны ссылки на архивные реестровые дела, в которых хранятся ранее сданные подлинники правоустанавливающих документов.
Заявитель является правопреемником Межхозяйственного совместного научно-производственного объединения "Бескудниковский комбинат строительных материалов" и несет права и обязанности, возникшие у Межхозяйственного совместного научно-производственного объединения "Бескудниковский комбинат строительных материалов" до момента его преобразования в акционерное общество на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Москвы от 03.06.1994 N 1422-р, которым утвержден План приватизации АО открытого типа "Бескудниковский комбинат строительных материалов" с актом оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 1 июля 1992 года (далее - План приватизации и Акт оценки).
Оригиналы указанных правоустанавливающих документов находятся в реестровом деле объектов недвижимости с номерами 77:02:0003002:1095, 77-01/00-001/1999-18252в, 18251а, 182516, право собственности заявителя на которые зарегистрировано в ЕГРН.
09.08.2021 Управлением было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, оформленное уведомлением N КУВД-001/2021-30437009/1. Уведомление мотивировано тем, что в соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ): не представлены документы, необходимые для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Заявителем поданы дополнительные документы с уточненными техническими планами и приложением письменных разъяснений, в т.ч. с указанием на то, что регистрационные действия заявлены в отношении ранее учтенного объекта с предоставлением технического плана ввиду отсутствия некоторых технических характеристик объекта в правоустанавливающих документах.
26.08.2021 Управлением направлено уведомление N КУВД-001/2020-30437009/3 о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Законом N 218-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрен перечень оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации.
Частью 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ о государственной регистрации установлен перечень необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов (документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами).
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Судом первой инстанции было установлено, что заявитель является правопреемником Межхозяйственного совместного научно-производственного объединения "Бескудниковский комбинат строительных материалов" и несет права и обязанности, возникшие у Межхозяйственного совместного научно-производственного объединения "Бескудниковский комбинат строительных материалов" до момента его преобразования в акционерное общество на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Москвы от 03.06.1994 N 1422-р, которым утвержден План приватизации АО открытого типа "Бескудниковский комбинат строительных материалов" с актом оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 1 июля 1992 (далее - План приватизации и Акт оценки).
В силу части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР" (действовавшего в период передачи спорных объектов) (далее - Закон РСФСР) гражданин или другое лицо приобретают право собственности на имущество, полученное по не противоречащим закону основаниям, в том числе на созданные ими вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьи 14 Закона РСФСР хозяйственные общества и товарищества, кооперативы, коллективные и иные предприятия, созданные в качестве собственников имущества и являющиеся юридическими лицами, обладают правом собственности на имущество, переданное им в форме вкладов и других взносов их участниками, а также на имущество, полученное в результате своей предпринимательской деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.
Таким образом, у соответствующего правопредшественника заявителя возникло право собственности на построенные им хозяйственным способом объекты недвижимости, которое в силу закона впоследствии перешло к обществу.
Объект включен в план приватизации под инвентарным номером 56814 - здание трансформаторной подстанции N 1, год постройки 1982 - акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 МСНПО "БКСМ" (приложение N 1 (форма 1) к Плану приватизации).
В инвентарной карточке объекта также указано, что объект принят к учету 01.12.1982.
Объект является вспомогательным строением и выполняет обслуживающую функцию по отношению к строениям комбината, что было отражено в техническом плане.
В соответствии пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для строительства и реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство (часть 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка технического плана, в том числе на основании декларации, обусловлена тем, что ряд характеристик объекта, необходимых для внесения в ЕГРН, правоустанавливающие документы не содержат, проектная документация, отсутствующая в архивах, безвозвратно утеряна, что подтверждается ответом ГБУ "Центральный государственный архив города Москвы".
В составе технического плана был также представлен технический паспорт N 3152 (инвентарный N 17) на домовладение 6 по адресу: г. Москва, ул. Стандартная, составленному по состоянию на 16.09.1999 ГБУ МосгорБТИ, в котором объект учтен в разделе "IV. Основные экономические показатели строений и домовладений". Объект описан в экспликации и поэтажном плане от 2005.
Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ), признаются юридически действительными, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества (часть 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
В письме Минэкономразвития России от 18.04.2017 N ОГ-Д23-4496 указано, что следует учитывать, что Законом N 218-ФЗ не ограничен перечень вышеуказанных документов, представляемых в качестве оснований для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости. В связи с этим сведения о ранее учтенном объекте недвижимости могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий объект недвижимости, при этом такой документ должен быть выдан уполномоченным органом (организацией), отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания.
Объект был включен в Технический паспорт на домовладение, составленный по состоянию на 1999 год.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, и свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой и апелляционной инстанций доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 01.12.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 по делу N А40-198673/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
И.В. Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
В письме Минэкономразвития России от 18.04.2017 N ОГ-Д23-4496 указано, что следует учитывать, что Законом N 218-ФЗ не ограничен перечень вышеуказанных документов, представляемых в качестве оснований для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости. В связи с этим сведения о ранее учтенном объекте недвижимости могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий объект недвижимости, при этом такой документ должен быть выдан уполномоченным органом (организацией), отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 июня 2022 г. N Ф05-12601/22 по делу N А40-198673/2021