город Москва |
|
08 июня 2022 г. |
Дело N А40-192027/21-2-1047 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ПИК-Ижорский": Бабенко И.Ф. (дов. от 01.02.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Российского союза автостраховщиков: Байдарико С.Н. (дов. от 24.12.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ГУ МВД России по г. Москве: Усольцева Е.Ю. (дов. N 2 от 13.01.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) УГИБДД ГУ МВД России по Москве: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) УВД ПО САО ГУ МВД России по Москве: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Начальника УВД по САО ГУ МВД России по Москве генерал-майора Ионова А.Н.: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Врио начальника ОГИБДД УВД по САО ГУ МВД России по Москве Долматова Г.Ю.: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) государственного инспектора отделения технического надзора ОГИБДД УВД по САО ГУ МВД России по Москве Жамлиханова Д.А.: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Врио заместителя начальника УГИБДД ГУ МВД России по Москве Лыткина А.В.: не явились, извещены;
рассмотрев 02 июня 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ПИК-Ижорский"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20 декабря 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 марта 2022 г.
по делу N А40-192027/21-2-1047
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПИК-Ижорский"
к Российскому союзу автостраховщиков; УГИБДД ГУ МВД России по Москве; УВД ПО САО ГУ МВД России по Москве; Начальнику УВД по САО ГУ МВД России по Москве генералу-майору Ионову А.Н.; Врио начальника ОГИБДД УВД по САО ГУ МВД России по Москве Долматову Г.Ю.; государственному инспектору отделения технического надзора ОГИБДД УВД по САО ГУ МВД России по Москве Жамлиханову Д.А.; Врио заместителя начальника УГИБДД ГУ МВД России по Москве Лыткину А.В.
о признании незаконными результатов проверки, приказа (решения),
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "ПИК-Ижорский" (далее - ООО "ПИК-Ижорский", общество, заявитель) было аккредитовано в качестве оператора технического осмотра (номер в реестре операторов технического осмотра 05020).
19 августа 2021 г. Российским союзом автостраховщиков (далее - РСА) в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01 июля 2011 г. N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 170-ФЗ) издан приказ N 3516-ТО "Об аннулировании аттестата аккредитации оператора технического осмотра", которым аннулирован аттестат оператора технического осмотра ООО "ПИК-Ижорский" (номер в реестре операторов технического осмотра 05020) (далее - приказ).
Основанием для принятия указанного приказа явилась поступившая из Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве (далее - УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве) информация о наличии фактов совершения ООО "ПИК-Ижорский" в течение двенадцати месяцев двух и более нарушений оператором технического осмотра Правил проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1434 (далее - Правила проведения технического осмотра), а именно пять нарушений в течение одного месяца.
Считая свои права нарушенными, ООО "ПИК-Ижорский" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к РСА, УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, Управлению внутренних дел по Северному административному округу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве (далее - УВД ПО САО ГУ МВД России по г. Москве), начальнику УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве генералу-майору Ионову А.Н., Врио начальника ОГИБДД УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве Долматову Г.Ю., государственному инспектору отделения технического надзора ОГИБДД УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве Жамлиханову Д.А., Врио заместителя начальника УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве Лыткину А.В. со следующими требованиями:
о признании незаконным приказа РСА от 19 августа 2021 г. N 3516-ТО "Об аннулировании аттестата аккредитации оператора технического осмотра";
об обязании РСА принять приказ (решение) о восстановлении аттестата аккредитации оператора технического осмотра (номер в реестре операторов технического осмотра 05020).
о признании незаконными результатов проверки, проведенной ГИБДД в отношении ООО "ПИК-Ижорский", оформленных без акта проверки, отраженных в решении ГИБДД от 29 июня 2021 г. исх. N 08/25-11200, подписанного Врио начальником ОГИБДД УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве Долматовым Г.Ю. и решении от 05 августа 2021 г. исх. N 3/217718129095, подписанного Врио заместителем начальника УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве Лыткиным А.В., содержащие сведения о якобы допущенных нарушениях обязательных требований по проведению технического осмотра транспортных средств, составленных по итогам проверки в отношении оператора ООО "ПИК-Ижорский", а также совершенные сверх полномочий ГИБДД действия, выразившихся в направлении указанных решений в РСА;
о признании незаконными следующих решений и действий должностных лиц, в том числе результатов проверки, проведенной в отношении ООО "ПИК-Ижорский":
- действий начальника УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве, генерала-майора полиции Ионова А.Н., выразившихся в утверждение задания (решения) от 31 мая 2021 г. N 08/1-30180 о проведении мероприятия по контролю за оператором технического осмотра без взаимодействия с оператором технического осмотра в отношении ООО "ПИК-Ижорский";
- действий Врио начальника ОГИБДД УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве Долматова Г.Ю., выразившихся в подготовке и передаче для утверждения начальнику УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве, генералу-майору полиции Ионову А.Н. задания от 31 мая 2021 г. N 08/1-30180 о проверке заявителя; в направлении в РСА задания от 31 мая 2021 г. N 08/1-30180 о проверке заявителя, заключения от 03 июня 2021 г. и рапорта от 05 июня 2021 г., подписанных государственным инспектором отделения технического надзора ОГИБДД УВД по САО ГУ МВД Росси по г. Москве Жамлихановым Д.А.; пяти диагностических карт, оформленных заявителем;
- решений и действий государственного инспектора отделения технического надзора ОГИБДД УВД по САО ГУ МВД Росси по г. Москве Жамлиханова Д.А., а именно: решения, заключения от 03 июня 2021 г. и рапорта от 05 июня 2021 г., относящиеся к заявителю, а также действия, выразившиеся в передаче Врио начальника ОГИБДД УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве Долматову Г.Ю. указанных документов (заключения от 03 июня 2021 г. и рапорта от 05 июня 2021 г., пяти диагностических карт, оформленных заявителем);
- решений и действий Врио заместителя начальника УИГИБДД ГУ МВД России по г. Москве Лыткина А.В., а именно: решения исх. N 3/217718129095 от 05 августа 2021 г., относящееся к заявителю, а также его действие - передачу решения исх. N 3/217718129095 от 05 августа 2021 г. в РСА для аннулирования аттестата заявителя;
об обязании восстановить права ООО "ПИК-Ижорский" путем возложения на перечисленных должностных лиц обязанности передать в РСА решение об отмене приказа РСА от 19 августа 2021 г. N 3516-ТО "Об аннулировании аттестата аккредитации оператора технического осмотра" (номер в реестре операторов технического осмотра 05020).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 декабря 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 марта 2022 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ПИК-Ижорский" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "ПИК-Ижорский" поддержал доводы кассационной жалобы. Представители РСА, ГУ МВД России по г. Москве против ее удовлетворения возражали.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Федеральным законом от 01 июля 2011 г. N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен порядок и периодичность проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств, а также порядок аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (заявителей) в целях осуществления деятельности по проведению технического осмотра.
Согласно статье 22.1 Федерального закона N 170-ФЗ оценка соблюдения операторами технического осмотра требований правил проведения технического осмотра транспортных средств, установленных Правительством Российской Федерации, осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1101 (далее - Постановление N 1101) утверждено Положение о Федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающее порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения (далее - федеральный надзор), в том числе соблюдение операторами технического осмотра обязательных требований к проведению технического осмотра транспортных средств, установленных правилами проведения технического осмотра транспортных средств;
Аккредитация в сфере технического осмотра установлена статьей 11 Федерального закона N 170-ФЗ.
Пунктом 2 частью 5 статьи 11 Федерального закона N 170-ФЗ предусмотрено, что основанием для аннулирования аттестата аккредитации является наличие в течение двенадцати месяцев двух и более нарушений оператором технического осмотра требований аккредитации и (или) правил проведения технического осмотра и (или) нарушений, связанных с превышением предельного размера платы за проведение технического осмотра, установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Порядок прохождения операторами технического осмотра процедуры подтверждения соответствия требованиям аккредитации в сфере технического осмотра, утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 марта 2020 г. N 173.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый приказ, решения и действия заинтересованных лиц соответствуют нормам действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы общества.
Судами установлено, что 31 мая 2021 г. начальником УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве утверждено задание N 08/1-30180 для сотрудников Отделения технического надзора ОГИБДД УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве на проведение мероприятия по контролю за оператором технического осмотра ООО "ПИК-Ижорский" без взаимодействия с оператором технического осмотра в период с 01 июня 2021 г. по 03 июня 2021 г.
По результатам проведенного мероприятия по контролю за оператором технического осмотра без взаимодействия с оператором технического осмотра государственным инспектором отделения технического надзора ОГИБДД УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве подготовлено заключение к заданию от 31 мая 2021 г. N 08/1-30180 и рапорт от 05 июня 2021 г., согласно которым оператором технического осмотра ООО "ПИК-Ижорский" допущено ряд нарушений при заполнении Диагностических карт, а именно: указание в графах "Срок действия до" диагностических карт N 050201022100466, N 050201052100045, N 050201022100634, N 050201052100059, N 050201022100638 сведений о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, предъявляемым при проведении технического осмотра, неверных дат, определенных со дня их оформления в Единой автоматизированной системе технического осмотра транспортных средств (далее - ЕАИСТО), до дня, не позднее которого владелец транспортного средства обязан обеспечить его представление для проведения очередного технического осмотра с учетом периодичности проведения технического осмотра транспортных средств, а именно превышен на год.
Таким образом, был установлен факт наличия в течение одного месяца пяти нарушений оператором технического осмотра ООО "ПИК Ижорский" Правил проведения технического осмотра и Правил заполнения диагностической карты, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июля 2020 г. N 276 (далее - Правила заполнения диагностической карты).
В соответствии с пунктом 13 Положения о государственном контроле (надзоре) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2020 г. N 777 "О государственном контроле (надзоре) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств" (далее - Положение N 777), сведения о выявленных при проведении мероприятия нарушениях обязательных требований оператором технического осмотра ООО "ПИК-Ижорский" направлены в РСА.
28 июля 2021 г. РСА в адрес ГУ МВД России по г. Москве направлено обращение N И-79239 о предоставлении информации о наличии в сведениях, указанных в обращении ОГИБДД УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве, фактов, установленных нарушений Правил проведения технического осмотра и Правил заполнения диагностической карты.
По результатам рассмотрения вышеуказанного обращения РСА 05 августа 2021 г. ГУ МВД России по г. Москве направило письмо N 3/217718129095 с подтверждением факта нарушения обществ вышеуказанных правил при проведении технического осмотра транспортных средств.
На основании полученных сведений РСА было принято решение об аннулировании аттестата аккредитации оператора технического осмотра.
Судами дана подробная оценка действиям заинтересованных лиц, послуживших основанием для издания оспариваемого приказа, а также указано на принятие приказа уполномоченным лицом и в соответствии с требованиями законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Относительно довода кассационной жалобы со ссылкой на положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" суд кассационной инстанции отмечает, что частью 4 статьи 1 указанного закона предусмотрено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20 декабря 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 марта 2022 г. по делу N А40-192027/21-2-1047 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ПИК-Ижорский" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 13 Положения о государственном контроле (надзоре) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2020 г. N 777 "О государственном контроле (надзоре) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств" (далее - Положение N 777), сведения о выявленных при проведении мероприятия нарушениях обязательных требований оператором технического осмотра ООО "ПИК-Ижорский" направлены в РСА.
...
Относительно довода кассационной жалобы со ссылкой на положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" суд кассационной инстанции отмечает, что частью 4 статьи 1 указанного закона предусмотрено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 июня 2022 г. N Ф05-12059/22 по делу N А40-192027/2021