г. Москва |
|
9 июня 2022 г. |
Дело N А40-192618/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.06.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Лазаревой И.В., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании:
от Администрации поселения Московский: не явился, извещен,
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве: Винокурцева Е.В. по дов. от 10.03.2022,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.12.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022 по делу N А40-192618/2021
по заявлению Администрации поселения Московский
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Администрация поселения Московский (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) от 27.07.2021 об отказе в осуществлении государственной регистрации права муниципальной собственности поселения Московский в отношении объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером 50:21:0110205:1850 по адресу: Москва, п. Московский, п. Институт Полиомиелита, д. 4, пом. 4; об обязании осуществить действия по государственной регистрации права муниципальной собственности поселения Московский в отношении объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером 50:21:0110205:1850 по адресу: Москва, п. Московский, п. Институт Полиомиелита, д. 4, пом. 4 в соответствии с заявлением Администрации поселения Московский от 16.04.2021.
Решением от 08.12.2021 Арбитражный суд города Москвы, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель Управления доводы и требования кассационной жалобы поддержал.
Заявитель своих представителей в суд кассационной инстанции не направил, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие, представил отзыв.
Отводов составу суда не поступило.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 16.04.2021 Администрацией в Управление подано заявление N MFC-0558/2021-662859-l о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером 50:21:0110205:1850 по адресу г. Москва, п. Московский, п. Институт Полиомиелита, д. 4, пом. 4 (далее - нежилое помещение N 4).
В соответствии с уведомлением N КУВД-001/2021-15113076 от 28.04.2021 Управлением приостановлены действия по государственной регистрации права собственности по заявленному объекту. Причиной, препятствующей государственной регистрации права собственности заявителя на спорный объект недвижимости, указано отсутствие документов, подтверждающих приобретение или отнесение заявленного к регистрации помещения к собственности поселения.
В целях устранения причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации, заявителем в Управление направлены дополнения к заявлению, содержащие подробные разъяснения об обоснованности государственной регистрации права заявителя в отношении помещения N 4 на основании приложенных к заявлению документов.
В соответствии с уведомлением N КУВД-001/2021-15113076/2 от 02.07.2021 Управлением принято решение, что представленные заявителем документы не устраняют причин приостановления государственной регистрации.
27.07.2021 Управлением принято решение об отказе в государственной регистрации права заявителя в отношении помещения N 4 по причине отсутствия документов, подтверждающих приобретение или отнесение заявленного к регистрации помещения к собственности заявителя.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов (часть 1).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч. 4).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5).
Довод Управления о необходимости подтверждения соответствия конкретных объектов требованиям приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 путем регистрации перечней объектов, передаваемых в муниципальную собственность, признан судом необоснованным.
Указом Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1994 N 3020-1.
В соответствии с пунктом 5 Информационного письма президиума ВАС РФ от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, вне зависимости от того, включены ли перечисленные в приложении 3 объекты в перечень, утвержденный органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 22.12.1993 N 2265.
Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорный объект не является объектом муниципальной собственности.
Аналогичная позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.07.1998 N 80/98 по делу N 9-189, в соответствии с которым поскольку соответствующие объекты являются объектами муниципальной собственности на основании положений названного постановления Верховного Совета Российской Федерации, спорное помещение должно рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
В соответствии со статьей 17 Закона города Москвы от 06.11.2002 N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" представительный орган местного самоуправления по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами города Москвы и уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
Уставом заявителя определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции Совета депутатов поселения Московский. Решение Совета депутатов поселения Московский от 25.03.2021 N 8/37 о принятии в муниципальную собственность поселения Московский нежилого помещения с кадастровым номером 50:21:0110205:1850 принято в рамках компетенции Совета депутатов и является достаточным основанием для государственной регистрации права собственности муниципального образования в отношении указанного объекта.
Суд установил, что в представленном пакете документов на государственную регистрацию имеется ответ Департамента городского имущества города Москвы от 03.03.2021 N ДГИ-Э-15622/21 об отсутствии в реестре собственности Москвы указанного нежилого помещения, как и ответ Ленинского городского округа Московской области от 09.03.2021 об отсутствии указанного нежилого помещения в реестре муниципальной собственности Ленинского района Московской области, в связи с чем суд пришел к выводу, что у Управления отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 50:21:0110205:1850
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанций установили все существенные для дела обстоятельства, и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой и апелляционной инстанций доказательств.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.12.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022 по делу N А40-192618/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
И.В. Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 Информационного письма президиума ВАС РФ от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, вне зависимости от того, включены ли перечисленные в приложении 3 объекты в перечень, утвержденный органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 22.12.1993 N 2265.
...
В соответствии со статьей 17 Закона города Москвы от 06.11.2002 N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" представительный орган местного самоуправления по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами города Москвы и уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 июня 2022 г. N Ф05-12732/22 по делу N А40-192618/2021