город Москва |
|
09 июня 2022 г. |
Дело N А41-58411/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "Мособлэнерго": Родичевой Ж.Э. (дов. N 363-2021 от 24.06.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета лесного хозяйства Московской области: Мизиева М.М. (дов. N 28ДОВ-100 от 03.03.2022 г.);
от третьего лица Московско-Окского БВУ Федерального агентства водных ресурсов: не явились, извещены;
рассмотрев 06 июня 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 15 ноября 2021 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2022 г.,
по делу N А41-58411/21
по заявлению акционерного общества "Московская областная энергосетевая компания"
к Комитету лесного хозяйства Московской области
о признании незаконным решения,
третье лицо: Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов,
УСТАНОВИЛ: в целях осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств на основании договора N 2106535/КМ акционерное общество "Московская областная энергосетевая компания" (далее - АО "Мособлэнерго", общество, заявитель) обратилось в Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет, ответчик) с заявлением от 11 мая 2021 г. N 372 о выдаче разрешения на размещение объекта на основании пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 08 апреля 2015 г. N 229/13 "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее - Порядок).
По результатам рассмотрения заявления АО "Мособлэнерго" о выдаче разрешения на размещение объекта в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов Комитетом лесного хозяйства Московской области было принято решение, оформленное письмом от 02 июня 2021 г. N Исх-16264/28-08, об отказе в выдаче разрешения на размещение указанного объекта в связи с расположением испрашиваемого участка согласно лесохозяйственному регламенту Егорьевского лесничества в лесопарковой зоне.
Полагая, что указанный отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, АО "Мособлэнерго" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области о признании его незаконным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (далее - Московско-Окское БВУ Федерального агентства водных ресурсов).
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 ноября 2021 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2022 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Комитета лесного хозяйства Московской области об отказе в выдаче разрешения на размещение на земельном участке из земель лесного объекта - линии электропередачи классом напряжения 0,4 кВ от ТП-520 до границ участка, расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, рп. Хорлово, ул. Выгонная, участок N 8, с кадастровым номером 50:29:0040604:41. Суд обязал Комитет лесного хозяйства Московской области в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу выдать разрешение на размещение на земельном участке из земель лесного фонда объекта - линии электропередачи классом напряжения 0,4 кВ от ТП-520 до границ участка, расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, рп. Хорлово, ул. Выгонная, участок N 8, с кадастровым номером 50:29:0040604:41. Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
В кассационной жалобе Комитет просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие оснований для выдачи разрешения обществу на использование лесного участка в лесопарковых зонах, поскольку предполагаемый к размещению линейный объект является одним из видов объекта капитального строительства, и с учетом пункта 5 части 2 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, которым установлен запрет на размещение объектов капитального строительства в лесопарковых зонах, за исключением гидротехнических сооружений, у Комитета не имелось оснований для выдачи такого разрешения.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
От АО "Мособлэнерго" через систему подачи документов "Мой арбитр" поступил отзыв на кассационную жалобу, который подлежит возврату в связи с отсутствием доказательств его направления другим лицам, участвующим в деле (часть 2 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку отзыв на кассационную жалобу подан в электронном виде, бумажный носитель с текстом возврату не подлежит.
В заседании кассационной инстанции представитель Комитета поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель АО "Мособлэнерго" против ее удовлетворения возражал.
Представитель Московско-Окского БВУ Федерального агентства водных ресурсов в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 указанной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 г. N 1300.
В соответствии с пунктом 5 Перечня линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Таким образом, в настоящее время законодательством предусмотрена возможность размещения линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ без предоставления земельных участков собственникам этих сооружений.
Порядок и условия размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Московской области от 08 апреля 2015 г. N 229/13 "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
В соответствии с пунктом 2 Порядка размещение объектов на территории Московской области осуществляется на основании разрешения на размещение объектов (далее - разрешение), выдаваемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган).
Органом государственной власти Московской области, уполномоченным на выдачу разрешений в отношении земельных участков в составе земель лесного фонда, является Комитет лесного хозяйства Московской области.
Согласно абзацу 14 пункта 8 Порядка решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если лесной участок, на котором планируется размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, расположен в лесах, которые в соответствии с категорией защитности и (или) лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка) не предназначены для размещения объектов, указанных в заявлении.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает законные права и интересы общества, поскольку законодательством предусмотрена возможность размещения линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ без предоставления земельных участков собственникам этих сооружений, поскольку линия электропередачи не относится к объектам капитального строительства, в связи с чем ограничения, установленные в пунктом 5 части 2 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, на линии электропередачи не распространяются.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В качестве способа устранения нарушенных прав общества суд обязал Комитет лесного хозяйства Московской области в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу выдать АО "Мособлэнерго" разрешение на размещение на земельном участке из земель лесного фонда объекта - линии электропередачи классом напряжения 0,4 кВ от ТП-520 до границ участка, расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, рп. Хорлово, ул. Выгонная, участок N 8, с кадастровым номером 50:29:0040604:41.
Указанный способ восстановления нарушенных прав приведен обществом в заявлении при обращении в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции полагает, что избранный способ приведет к восстановлению нарушенного права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 ноября 2021 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2022 г. по делу N А41-58411/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 указанной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
...
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 г. N 1300.
...
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает законные права и интересы общества, поскольку законодательством предусмотрена возможность размещения линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ без предоставления земельных участков собственникам этих сооружений, поскольку линия электропередачи не относится к объектам капитального строительства, в связи с чем ограничения, установленные в пунктом 5 части 2 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, на линии электропередачи не распространяются."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 июня 2022 г. N Ф05-9754/22 по делу N А41-58411/2021