город Москва |
|
16 июня 2022 г. |
Дело N А41-81299/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истцов: от АО "ТРАНСАГРОЭКСПОРТ": Макаров М.В., доверенность от 10.01.2022; от Администрации городского округа Солнечногорск: представитель не явился, извещен;
от ответчика: Ильин А.В., доверенность от 24.12.2021;
от третьих лиц: от Государственной компании "Автодор": Никоноров В.С., доверенность от 21.12.2021; от Управления Росреестра по Московской области, ТУ Росимущества в Московской области: представители не явились, извещены;
рассмотрев 01 - 08 июня 2022 года в судебном заседании кассационные жалобы
ответчика - Росавтодора и третьего лица - Государственной компании "Автодор"
на постановление от 10 марта 2022 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-81299/20
по иску АО "ТРАНСАГРОЭКСПОРТ" и Администрации городского округа Солнечногорск
о признании отсутствующим права собственности
к Росавтодору,
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, Государственная компания "Автодор", ТУ Росимущества в Московской области,
УСТАНОВИЛ:
АО "ТРАНСАГРОЭКСПОРТ" (далее - общество) и Администрация городского округа Солнечногорск (далее - администрация) обратились в Арбитражный суд Московской области с иском к Росавтодору о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Московской области, Государственная компания "Автодор" и ТУ Росимущества в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 ноября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2022 года решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Росавтодор и Государственная компания "Автодор" обратились с кассационными жалобами, в которых просят постановление отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявители жалоб считают судебный акт незаконным и необоснованным, как принятый с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Истец - Администрация городского округа Солнечногорск и третьи лица - Управление Росреестра по Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители ответчика - Росавтодора и третьего лица - Государственной компании "Автодор" поддержали доводы кассационных жалоб.
Представитель истца - АО "ТРАНСАГРОЭКСПОРТ" возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, устанавливая правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным им по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемое постановление апелляционного суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм права с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, по договору аренды от 25.12.2002 N 32009-Z и соглашению от 12.09.2013 о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды обществу сроком до 23.12.2051 предоставлен земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030313:2, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
На основании распоряжения Росавтодора от 21.10.2015 N 1986-р "Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 58-й - 684-й км (с последующей эксплуатацией на платной основе), 1 этап км 58 - км 97, Московская область" (далее - Распоряжение N 1986-р) об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 50:09:0030313:2 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0030238:46, 50:09:0030238:47, 50:09:0030238:48, 50:09:0030238:49, 50:09:0000000:183910.
Во исполнение указанного распоряжения Росавтодора между Государственной компанией "Автодор" и обществом заключено соглашение от 10.06.2016 N ДЗИО-2016-523 об изъятии для государственных нужд земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0030238:46 и 50:09:0030238:47.
В связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 50:09:0030313:2 по договору аренды от 13.08.2020 N 88/20-А сроком до 23.12.2051 в аренду обществу передан земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Материалами регистрационного дела подтверждается, что при проведении правовой экспертизы по заявлению о государственной регистрации обременения прав на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48 в виде аренды по договору от 13.08.2020 N 88/20-А Управлением Росреестра по Московской области принято решение о приостановлении государственной регистрации, поскольку в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0030238:48 произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации. Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 22.01.2021 подтверждается, что на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем внесена регистрационная запись от 11.08.2020.
На основании Распоряжения N 1986-р из земельного участка с кадастровым номером 50:09:0030313:2 в связи с его разделом образованы земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0000000:183910, 50:09:0030238:46, 50:09:0030238:47, 50:09:0030238:48, 50:09:0030238:49.
На основании Распоряжения N 1986-р между Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" и АО "ТРАНСАГРОЭКСПОРТ" 10.06.2016 заключено соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд, по условиям которого Государственная компания "Автодор" изымает у правообладателя следующие объекты для федеральных нужд строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 58-й - 684-й км (с последующей эксплуатацией на платной основе), 1 этап км 58 - км 97, Московская область, с выплатой возмещения: земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:46 и земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:47.
Судами установлено, что из материалов регистрационного дела следует, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48 зарегистрировано на основании распоряжений Росавтодора от 24.07.2013 N 1073-р "Об утверждении документации по планировке территории объекта строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 58-й - 684-й км (с последующей эксплуатацией на платной основе), 1 этап км 58 - км 97, Московская область", от 21.10.2015 N 1986-р об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков и от 22.07.2020 N 2386-р.
Из содержания указанных распоряжений судами установлено, что после принятия распоряжения Росавтодора от 21.10.2015 N 1986-р об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в распоряжение Росавтодора от 24.07.2013 N 1073-р внесены изменения в части документации по планировке территории объекта строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 58-й - 684-й км, в соответствии с которой земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48 вошел в границы зоны планируемого размещения объекта дорожного сервиса (63 км).
Судами также установлено, что по ходатайству Государственной компании "Автодор" принято распоряжение Росавтодора от 22.07.2020 N 2386-р, которым изменена категория земель земельного участка с кадастровым номером 50:09:0030238:48 с категории - земли сельскохозяйственного назначения на категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, установлен вид разрешенного использования - автомобильный транспорт. Распоряжением Росавтодора от 22.07.2020 N 2386-р земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48 предоставлен в аренду Государственной компании "Автодор" сроком на 49 лет, о чем заключен договор аренды от 02.03.2021 N 135-ГК.
Руководствуясь нормами действующего законодательства, общество обратилось в администрацию за предоставлением из земель неразграниченной государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 50:09:0030238:48 в аренду.
13.08.2020 между Комитетом по управлению имуществом Администрации городского округа Солнечногорск и обществом заключен договор аренды земельного участка, заключаемого без проведения торгов N 88/20-А, согласно которому обществу предоставлен в аренду за плату во временное владение и пользование земельный участок, площадью 171.725 кв.м, с кадастровым номером 50:09:0030238:48, категория земель - "Земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "Для сельскохозяйственного производства", расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, участок расположен в западной части кадастрового квартала 50:09:003023.
Вместе с тем, администрации стало известно, что 11.08.2020 произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48, запись о регистрации N 50:09:0030238:48-50/416/2020-1.
Суды указали, что из копии дела правоустанавливающих документов в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0030238:48 усматривается, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок зарегистрировано на основании распоряжения Росавтодора от 22.07.2020 N 2386-р "Об определении вида разрешенного использования земельных участков и их предоставлении в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
Данным распоряжением определен вид разрешенного использования земельных участков, указанный в приложении N 1 к настоящему распоряжению: "Автомобильный транспорт", в частности, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0030238:48. Также указанным распоряжением предоставлен спорный земельный участок Государственной компании "Автодор" в аренду на 49 лет для размещения объекта "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 58-й - 684-й км (с последующей эксплуатацией на платной основе), 1 этап км 58 - км 97, Московская область".
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), указал, что автомобильная дорога по определению включает в себя земельный участок в границах полосы отвода дороги.
Суд апелляционной инстанции руководствовался тем, что законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Апелляционным судом установлено из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРН от 20.01.2021 на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48 из разделов 4 и 4. "Сведения о частях земельного участка" следует, что спорный земельный участок имеет ограничения (обременения) в виде полосы отвода скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 58-й - 684-й км (с последующей эксплуатацией на платной основе), 1 этап км 58 - км 97, Московская область, только частично относительно площади всего земельного участка, а именно: полоса отвода составляет 50.860 кв.м (учетная запись 50:09:0030238:48/1), а площадь всего спорного участка составляет 171.725 +/- 145 кв.м.
Как указал апелляционный суд, исходя из выписки из ЕГРН, координаты местоположения полосы отвода определены 23.10.2019, сведения об ограничении (обременении), а именно: полосе отвода скоростной автомобильной дороги, внесены в ЕГРН 23.12.2019, а право собственности Российской Федерации зарегистрировано 11.08.2020.
Апелляционный суд отметил, что в судебном заседании представитель Росавтодора подтвердил, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48 осуществлена на основании обращения Государственной компании "Автодор".
Суд апелляционной инстанции указал, что в материалах дела имеется обращение Государственной компании "Автодор" от 07.02.2020 N 1910-03, из пояснительной записки к обращению следует, что Государственная компания "Автодор" испрашивает в аренду входящие в полосу отвода скоростной автодороги МП следующие земельные участки: земельный участок 1, площадью 12.813 кв.м, земельный участок 2, площадью 7.939 кв.м, земельный участок 3, площадью 7.280 кв.м, земельный участок 4, площадью 732 кв.м, и земельный участок 5, площадью 14.960 кв.м, подлежащие образованию из земельного участка с кадастровым номером 50:09:0030238:48. Общая площадь испрашиваемых участков составила 43.724 кв.м, что не превышает размера внесенных в ЕГРН в отношении спорного участка ограничений (обременения) (учетная часть 50:09:0030238:48/1).
По смыслу действующего законодательства, как заключил апелляционный суд, уполномоченный федеральный орган, осуществляя предоставление земельного участка на каком-либо вещном праве, не может действовать произвольно, в своих интересах без наличия правовых оснований такого предоставления.
Орган государственной власти, осуществляющий распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на которые данный уполномоченный орган не имеет законных оснований, не вправе принять решение о предоставлении в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" только с целью последующего разграничения права собственности на этот участок в пользу Российской Федерации (федеральная собственность).
Вывод суда первой инстанции о том, что регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48 произведена, в том числе на основании распоряжения Росавтодора от 24.07.2013 N 1073-р "Об утверждении документации по планировке территории объекта строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 58-1 - 684-й км (с последующей эксплуатацией на платной основе), 1 этап км 58 - км 97, Московская область", в соответствии с которой земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48 вошел в границы зоны планируемого размещения объекта дорожного сервиса (63 км), признан ошибочным апелляционным судом как основанный на неверном установлении существенных обстоятельств дела.
Апелляционный суд установил, что из регистрационного дела на спорный участок следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48 вошел в документацию по планировке территории только в рамках внесения изменений, утвержденных распоряжением Росавтодора от 26.06.2019 N 1613-р.
Согласно проекту планировки территории (утверждаемая часть), внесение изменений в ранее утвержденный проект планировки территории, утверждение распоряжением Росавтодора от 24.07.2013 N 1073-р, вызвано необходимостью получения разрешения на строительство многофункциональных зон дорожного сервиса (МФЗ) в границах полосы отвода скоростной автодороги на участке км 63 - км 75.
В данном проекте планировки территории имеется основной чертеж планировки территории, в котором отсутствует спорный земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48, кроме того, все планируемые объекты дорожного сервиса находятся в границах полосы отвода скоростной автодороги.
При этом, как указано выше, полоса отвода, исходя из сведений ЕГРН, составляет 50.860 кв.м (учетная запись 50:09:0030238:48/1), а площадь всего спорного участка составляет 171.725 +/-145 кв.м.
При таких обстоятельствах апелляционный суд заключил, что у Росавтодора отсутствовали правовые основания для разграничения всего земельного участка с кадастровым номером 50:09:0030238:48, площадью 171.725 +/-145 кв.м, и регистрации на него права собственности Российской Федерации, кроме того, у Росавтодора отсутствовало право на изменение категории спорного земельного участка с категории земель: земли сельскохозяйственного назначения на категорию земель: земли промышленности, с видом разрешенного использования - для размещения автомобильного транспорта, ввиду следующего.
Как указал суд апелляционной инстанции, только часть земельного участка с кадастровым номером 50:09:0030238:48 отнесена к полосе отвода скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург. Изменение же категории земельного участка сельскохозяйственного назначения, в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", относится к компетенции Правительства Московской области.
Вывод суда первой инстанции о том, что документы - основания регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48 не оспорены, также признан судом апелляционной инстанции ошибочным.
Апелляционный суд сослался на то, что ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны (пункт 53 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22)).
В рассматриваемом случае, как указал апелляционный суд, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок произведена, оспаривание распоряжения Росавтодора от 22.07.2020 N 2386-р сводится к оспариванию зарегистрированного права собственности, то есть наличествует спор о праве на недвижимое имущество.
Суд апелляционной инстанции признал ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что удовлетворение исковых требований не приведет к восстановлению прав администрации и общества, а лишь создаст правовую неопределенность в правоотношениях по владению, пользованию и распоряжению частями участка, предназначенными и фактически используемыми для строительства федеральной автомобильной дороги.
По смыслу действующего гражданского законодательства, как отметил апелляционный суд, способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, при этом нарушено или оспорено может быть только существующее право.
Суд апелляционной инстанции заключил, что фактически суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрацией выбран ненадлежащий способ защиты права, суд не учел существенных обстоятельств по делу, а именно то, что выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависят от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество.
Апелляционный суд указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48 находится в фактическом владении Росавтодора. Напротив, в материалах дела имеются доказательства обратного, а именно: согласно акту осмотра от 12.02.2021 спорный земельный участок свободен от каких-либо построек и дорожного полотна скоростной автомагистрали М-11 Москва - Санкт-Петербург, участок представляет собой поля для сельскохозяйственного производства, частично занят древесно-кустарниковой растительностью.
Судом апелляционной инстанции установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48 образован из земельного участка с кадастровым номером 50:09:0030313:2, который относился и относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, находился в аренде с 2002 года по договору аренды от 25.12.2002 N 32009-Z и находится в непрерывном владении и пользовании у общества с 2014 года.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48 находится во владении администрации, из владения не выбывал, администрация распоряжается участком путем сдачи его в аренду, получает арендную плату, которая перечисляется в доход бюджета органа местного самоуправления.
Апелляционный суд указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства соответствия спорного земельного участка одному из критериев о разграничении государственной собственности на землю Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ).
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что администрация избрала надлежащий способ оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок в виде признания этого права отсутствующим, предусмотренный пунктом 52 Постановления N 10/22.
При таких обстоятельствах апелляционный суд признал обоснованным довод администрации о том, что на момент регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствовали основания возникновения права федеральной собственности на спорный земельный участок.
Апелляционный суд указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в границах всего спорного участка находится автомобильная дорога, и/или полоса отвода или придорожная полоса, следовательно, отсутствуют доказательства соответствия спорного земельного участка одному из критериев о разграничении государственной собственности на землю Федерального закона N 137-ФЗ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции заключил, что наличие записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок ним (далее - ЕГРП) о праве собственности Российской Федерации, внесенной без правовых оснований, на спорные земельные участки нарушает законные права администрации на распоряжение данным земельным участком, сдачу его в аренду, осуществление контроля за использованием арендованного земельного участка, а также право на получение арендной платы.
При этом апелляционный суд отметил, что сохранение зарегистрированного права собственности одного лица на объект как на недвижимую вещь, расположенную на земельном участке, имеющем другого собственника, нарушает принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Довод Росавтодора о том, что земельный участок полностью необходим для размещения не только полосы отвода, но и придорожной полосы, апелляционным судом отклонен в связи с тем, что придорожная полоса является территорией, прилегающей к полосе отвода в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги (пункт 16 статьи 16 Федерального закона N 257-ФЗ).
Вместе с тем, исходя из площади, конфигурации и расположения спорного земельного участка относительно полотна дороги, апелляционный суд заключил, что Росавтодор не обосновал необходимость его использования в указанных целях под придорожную полосу.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Между тем, судебная коллегия суда кассационной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом, вправе обратиться заинтересованное лицо.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель обязан в порядке статей 41 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представить доказательства нарушения своих прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Согласно пункту 52 Постановления N 10/22, в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Из пункта 53 Постановления N 10/22 следует, что ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.
Как следует из статьи 3.3 Федерального закона N 137-ФЗ, распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Тем самым, суд первой инстанции правомерно указал, что законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Кроме того, с 01.01.2015 в силу вступил Закон Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" (далее - Закон N 106/2014-ОЗ), подпунктом 16 пункта 3 статьи 2 которого установлено, что Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу пункта 6 части 1 статьи 2 Закона N 107/2014-ОЗ, органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Тем самым, как правомерно отметил суд первой инстанции, законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Суд первой инстанции указал, что администрацией заявлено требование, мотивированное наличием у нее в силу закона полномочий по распоряжению спорным земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, в том числе в целях ведения экономической деятельности.
Кроме того, пунктами 2.6 и 2.10 Положения об администрации городского округа Солнечногорск Московской области, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области от 13.05.2019 N 43/3 "О переименовании администрации Солнечногорского муниципального района Московской области", администрация в целях реализации своих исполнительно-распорядительных полномочий формирует муниципальную собственность, владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в собственности городского округа Солнечногорск, ведет реестр муниципального имущества, а также учет муниципальной казны и управление иным имуществом, переданным в управление городского округа Солнечногорск.
Администрация представляет городской округ Солнечногорск в государственных, судебных и иных правоохранительных органах в пределах своей компетенции.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии достаточных правовых оснований для удовлетворения исковых требований, руководствуясь следующим.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что государственная собственность на землю разграничивается на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральной собственности находятся земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами;
право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Суду первой инстанции представлен акт осмотра от 12.02.2021, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48 свободен от каких-либо построек и дорожного полотна скоростной автомагистрали М-11 Москва-Санкт-Петербург, участок представляет собой поля для сельскохозяйственного производства, части участка заняты древесно-кустарниковой растительностью.
Между тем, в статье 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ определено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности в частности относятся земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Автодор" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
Частью 1 статьи 3.3 Федерального закона N 137-ФЗ также установлено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения (абзац 6 части 2 Федерального закона N 137-ФЗ).
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона N 257-ФЗ, предоставление земельных участков, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог федерального значения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
Суд первой инстанции из материалов регистрационного дела установил, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48 зарегистрировано на основании распоряжений Росавтодора от 24.07.2013 N 1073-р "Об утверждении документации по планировке территории объекта строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 58-й - 684-й км (с последующей эксплуатацией на платной основе), 1 этап км 58 - км 97, Московская область", от 21.10.2015 N 1986-р об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков, от 22.07.2020 N 2386-р.
Исходя из содержания указанных распоряжений, судом первой инстанции также установлено, что после принятия Распоряжения N 1986-р об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в распоряжение Росавтодора от 24.07.2013 N 1073-р внесены изменения в части документации по планировке территории объекта строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 58-й - 684-й км, в соответствии с которой земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48 вошел в границы зоны планируемого размещения объекта дорожного сервиса (63 км).
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что по ходатайству Государственной компании "Автодор" принято распоряжение Росавтодора от 22.07.2020 N 2386-р, которым изменена категория земель земельного участка с кадастровым номером 50:09:0030238:48 с категории - земли сельскохозяйственного назначения на категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, установлен вид разрешенного использования - автомобильный транспорт.
Распоряжением Росавтодора от 22.07.2020 N 2386-р земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48 предоставлен в аренду Государственной компании "Автодор", о чем сроком на 49 лет заключен договор аренды от 02.03.2021 N 135-ГК.
При данных обстоятельствах, исходя из норм статей 3.1 и 3.3 Федерального закона N 137-ФЗ, суд первой инстанции правомерно заключил, что правом на распоряжение земельным участком с кадастровым номером 50:09:0030238:48 обладает Росавтодор ввиду необходимости такого участка для строительства автодороги федерального значения, а государственная собственность на участок подлежит разграничению в силу закона, в связи с чем собственником участка выступает Российская Федерация. Доказательств обратного суду первой инстанции не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Управлением Росреестра по Московской области на основании распорядительных правовых актов Росавтодора правомерно произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации и обременений прав в виде аренды в пользу Государственной компании "Автодор" на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48.
Доводы общества и администрации о произвольном и несоразмерном изъятии земельного участка правомерно отклонены судом первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ, автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
При этом согласно пунктам 15 и 16 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ, полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса, придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
Частью 1 статьи 25 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
В границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются: 1) выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса; 2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса; 3) распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков; 4) выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог; 5) установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения; 6) установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности (часть 3 статьи 25 Федерального закона N 257-ФЗ).
Режим использования придорожных полос автомобильных дорог установлен в статье 26 Федерального закона N 257-ФЗ.
Материалами дела подтверждается и судом первой инстанции установлено, что регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48 произведена, в том числе на основании распоряжения Росавтодора от 24.07.2013 N 1073-р "Об утверждении документации по планировке территории объекта строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 58-й - 684-й км (с последующей эксплуатацией на платной основе), 1 этап км 58 - км 97, Московская область" и распоряжения Росавтодора от 22.07.2020 N 2386-р "Об определении вида разрешенного использования земельных участков и их предоставлении в аренду ГК "Российские автомобильные дороги".
При этом суд первой инстанции указал, что выпиской из ЕГРН от 20.07.2021 подтверждается, что под строительство автомобильной дороги предназначена часть земельного участка с кадастровым номером 50:09:0030238:48, площадью 50.860 кв.м, общая площадь участка составляет 171.725 кв.м.
Суду первой инстанции также представлена пояснительная записка Государственной компании "Автодор" в обоснование заявления о предоставлении в аренду и об установлении вида разрешенного использования земельных участков, на основании которого принято распоряжение от 22.07.2020 N 2386-р. Из пояснительной записки следует, что для постоянной полосы отвода автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург необходимы части земельного участка с кадастровым номером 50:09:0030238:48, суммарной площадью 43.724 кв.м.
Между тем, как указал суд первой инстанции, документы - основания регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48 не оспорены, доказательств обратного суду первой инстанции не представлено.
Кроме того, по смыслу пункта 52 Постановления N 10/22, иск о признании зарегистрированного права отсутствующим, является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
При этом невозможность защиты должна быть обусловлена наличием государственной регистрации, поскольку условием для предъявления иска о признании права отсутствующим является одно из обстоятельств: право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились.
Суд первой инстанции установил, что на момент государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48 в ЕГРН не имелось соответствующих регистрационных записей о правах администрации либо общества при условии, что земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48 сформирован и поставлен на кадастровый учет 26.09.2014.
Суд первой инстанции отметил, что в пояснительной записке Государственной компании "Автодор" учтены обстоятельства изъятия земельных участков, образованных из исходного участка с кадастровым номером 50:09:0030313:2, и реализация обществом прав при изъятии земельных участков, переданных в аренду, для государственных нужд.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом, вправе обратиться заинтересованное лицо.
Предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Формулирование требований искового заявления относится к исключительным правам истца по делу, в то время как на суде лежит обязанность рассмотреть возникший спор в пределах заявленных исковых требований.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения, и факта нарушения прав истца именно ответчиком.
Суд первой инстанции также обоснованно отметил, что в рамках настоящего дела не заявлены требования в отношении части земельного участка с кадастровым номером 50:09:0030238:48, не предназначенной для строительства и эксплуатации автомобильной дороги.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что избранный заявителем способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено. Ненадлежащий способ защиты является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Исходя из установленных фактических обстоятельств настоящего спора и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что удовлетворение требований о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48 не приведет к восстановлению прав администрации и общества, а наоборот, создаст правовую неопределенность в правоотношениях по владению, пользованию и распоряжению частями участка, предназначенными и фактически используемыми для строительства федеральной автомобильной дороги.
Как обоснованно заключил суд первой инстанции, в действительности права истцов могут быть восстановлены по результатам раздела земельного участка, истребования из чужого незаконного владения свободных частей участка с кадастровым номером 50:09:0030238:48, а также путем компенсации убытков, причиненных фактическим изъятием земельного участка (частей земельного участка).
Суд первой инстанции также пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества, поскольку общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:09:0030238:48, а в силу пункта 1 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации, переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом и администрацией требований в полном объеме.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела и дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам и всем доводам сторон, следует признать, что выводы суда первой инстанции сделаны при полном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает, что у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2022 года по делу N А41-81299/20 отменить.
Решение Арбитражного суда Московской области от 01 ноября 2021 года по тому же делу оставить в силе.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суду первой инстанции также представлена пояснительная записка Государственной компании "Автодор" в обоснование заявления о предоставлении в аренду и об установлении вида разрешенного использования земельных участков, на основании которого принято распоряжение от 22.07.2020 N 2386-р. Из пояснительной записки следует, что для постоянной полосы отвода автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург необходимы части земельного участка с кадастровым номером 50:09:0030238:48, суммарной площадью 43.724 кв.м.
Между тем, как указал суд первой инстанции, документы - основания регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030238:48 не оспорены, доказательств обратного суду первой инстанции не представлено.
Кроме того, по смыслу пункта 52 Постановления N 10/22, иск о признании зарегистрированного права отсутствующим, является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
...
Как обоснованно заключил суд первой инстанции, в действительности права истцов могут быть восстановлены по результатам раздела земельного участка, истребования из чужого незаконного владения свободных частей участка с кадастровым номером 50:09:0030238:48, а также путем компенсации убытков, причиненных фактическим изъятием земельного участка (частей земельного участка).
Суд первой инстанции также пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества, поскольку общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:09:0030238:48, а в силу пункта 1 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации, переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 июня 2022 г. N Ф05-11216/22 по делу N А41-81299/2020