город Москва |
|
17 июня 2022 г. |
Дело N А41-68929/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Пушкарев Д.С., доверенность от 11.10.2019;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 09 июня 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Администрации Сергиево-Посадского городского округа
на решение от 04 февраля 2022 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 28 марта 2022 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-68929/21
по заявлению ООО Фирма "СМУ-94"
об оспаривании решения
к Администрации Сергиево-Посадского городского округа,
УСТАНОВИЛ:
ООО Фирма "СМУ-94" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Сергиево-Посадского городского округа (далее - администрация) о признании незаконным решения от 25.08.2021 N Р001-5496490016-48258269 об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:05:0040228:14 и об обязании принять решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка, подготовить и направить проект договора купли-продажи.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 февраля 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация Сергиево-Посадского городского округа обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется без проведения торгов.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество является собственником торгового павильона "Ритуальные услуги" с кадастровым номером 50:05:0040228:588, площадью 96,6 кв.м, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Выпиской из ЕГРН и актом осмотра подтверждается, что указанное здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 50:05:0040228:14, площадью 600 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения павильона "Ритуальные услуги" для осуществления продажи надгробных памятников, венков и цветов.
Земельный участок с кадастровым номером 50:05:0040228:14 предоставлен администрацией в аренду обществу по договору от 13.02.2020 N ДЗ-36.
Общество обратилось в администрацию с заявлением о приобретении земельного участка с кадастровым номером 50:05:0040228:14 в собственность за плату без проведения торгов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю.
В указанном решении должны быть указаны все основания отказа. Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 7 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров
Суды указали, что в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в числе прочего приведено следующее основание для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1).
Судами установлено, что по результатам рассмотрения заявления администрацией принято решение от 25.08.2021 N Р001-5496490016-48258269 об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:05:0040228:14, поскольку расположенное в границах здание торгового павильона "Ритуальные услуги" с кадастровым номером 50:05:0040228:588 является нестационарным торговым объектом, вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение объектов капитального строительства.
Суды правомерно отметили, согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение; при этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как обоснованно отметили суды, при решении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, необходимо установить наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
В соответствии с позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 N 304-ЭС15-11476, для признания имущества недвижимым необходимо представить доказательства возведения его в установленном законом и иными нормативными актами порядке на земельном участке, предоставленном для строительства объекта недвижимости, с получением разрешительной документации с соблюдением градостроительных норм и правил.
Положения Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшие до 01.03.2015, предусматривали определенный порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Так, согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществлялось исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта должно было осуществляться в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка.
Пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Из материалов дела следует и судами установлено, что изначально земельный участок с кадастровым номером 50:05:0040228:14 сформирован и поставлен на кадастровый учет по заявлению общества в рамках заключения договора аренды с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно кадастровому делу постановлением главы администрации от 28.07.2008 N 852 утвержден акт выбора земельного участка, площадью 600 кв.м, для размещения павильона "Ритуальные услуги" для осуществления продажи надгробных памятников, венков и цветов, предварительно согласовано место размещения объекта.
На основании постановления главы администрации от 25.03.2009 N 580 между администрацией и обществом заключен договор аренды от 17.06.2009 N ДЗ-485 земельного участка с кадастровым номером 50:05:0040228:14, свободного от строений.
Соответственно, как обоснованно заключили суды, земельный участок с кадастровым номером 50:05:0040228:14 предоставлен обществу для целей строительства без проведения торгов с предварительным согласованием места размещения объекта.
Суды указали, что договор аренды от 17.06.2009 N ДЗ-485 не содержит запрета на возведение в границах объектов капитального строительства.
Также судами установлено, что в период действия договора аренды от 17.06.2009 N ДЗ-485 на основании разрешения на строительство от 20.03.2011 N RU50512104-19, выданного администрацией, общество возвело в границах земельного участка объект незавершенного строительства с кадастровым номером 50:05:0040228:270, сведения о котором внесены в ЕГРН 06.09.2019 и не оспорены.
По договору аренды от 13.02.2020 N ДЗ-36 земельный участок с кадастровым номером 50:05:0040228:14 предоставлен обществу для завершения строительства объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 50:05:0040228:270, о чем имеются сведения во вводной части и в пункте 1.4 договора.
На основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 09.02.2021, выданного Министерством жилищной политики Московской области, на кадастровый учет поставлено здание торгового павильона "Ритуальные услуги" с кадастровым номером 50:05:0040228:588.
Возведение в границах земельного участка здания, постановка на кадастровый учет и государственная регистрация права собственности общества на здание не оспорены. Доказательств обратного судам не представлено.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что администрацией выражена воля на предоставление земельного участка с кадастровым номером 50:05:0040228:14 в целях строительства объекта капитального строительства.
Суды установили, что из материалов кадастрового дела объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 50:05:0040228:270 также не усматривается, что по конструктивным характеристикам здание представляет собой нестационарный торговый объект, поскольку расположено на фундаменте, имеет крышу, стены, перекрытия, подключено к инженерным сетям.
Кроме того, согласно Правилам землепользования и застройки территории (части территории) Сергиево-Посадского городского округа Московской области, утвержденным постановлением администрации от 18.06.2021 N 885-ПГ, земельный участок с кадастровым номером 50:05:0040228:14 расположен в зоне СП-1, предусматривающей в качестве основного вида разрешенного использования "Ритуальная деятельность", вспомогательного - "Магазины", допускающий возведение объектов капитального строительства и недвижимого имущества в частности.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что администрация не имела достаточных правовых оснований для отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:05:0040228:14, в связи с чем решение от 25.08.2021 N Р001-5496490016-48258269 обоснованно признано судами незаконным.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 04 февраля 2022 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2022 года по делу N А41-68929/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Сергиево-Посадского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
...
Решение Арбитражного суда Московской области от 04 февраля 2022 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2022 года по делу N А41-68929/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Сергиево-Посадского городского округа - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 июня 2022 г. N Ф05-12190/22 по делу N А41-68929/2021