г. Москва |
|
27 июня 2022 г. |
Дело N А40-154809/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.06.2022.
Полный текст постановления изготовлен 27.06.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от Департамента городского имущества города Москвы: Чернова А.Н. по доверенности от 29.12.2021, паспорту;
от Военно-охотничьего общества Общероссийской спортивной общественной организации: не явился, извещён;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве не явился, извещен,
от Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации" не явился, извещен,
рассмотрев 21.06.2022 в судебном заседании кассационную жалобу Военно-охотничьего общества общероссийская спортивная общественная организация
на решение от 28 октября 2021 года
Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 17 января 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-154809/21
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Военно-охотничьему обществу общероссийская спортивная общественная организация
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Государственное бюджетное учреждение города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации
об установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Военно-охотничьему обществу "Общероссийская спортивная общественная организация" (далее - Организация) об установлении границы образуемого земельного участка по адресу: г.Москва, ул. Бурденко, д. 16/12, - в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в межевом плане от 26.03.2021, составленном ГБУ МосгорБТИ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Государственное бюджетное учреждение города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.10.2021, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2022, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Организация просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле документам.
В судебном заседании представитель Департамента возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Организация, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направила, что, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Департамента, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что Организация является собственником объекта недвижимости (части здания) по адресу: г. Москва, ул. Бурденко, д. 14, корп. А, - что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.10.2001 серии 77 НН N 059828 и от 25.01.2002 серии 77 НН N 352797.
Для эксплуатации здания Организации предоставлен в аренду земельный участок площадью 546 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0005003:9 по договору аренды земельного участка от 19.06.1996 N М-01-005731, заключенному с Департаментом.
Материалами дела подтверждается, что смежным с земельным участком 77:01:0005003:9 является земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005003:110 площадью 877 кв.м., на котором располагается многоквартирный дом по адресу: г. Москва, ул. Бурденко, д. 16/12, - поставленный на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 77:01:0005003:1011.
Распоряжением от 12.12.2016 N 38052 Департамент утвердил проект межевания территории квартала N 550 района Хамовники, ограниченного 1-м Неопалимовским переулком, 2-м Непопалимовским переулком, улицей Бурденко и Новоконюшенным переулком, которым предусмотрено, что земельный участок N 3 площадью 0,158 га устанавливается многоквартирному дому по адресу: г. Москва, ул. Бурденко, д. 16/12.
Из межевого плана от 26.03.2021, составленного ГБУ МосгорБТИ, следует, что он составлен в отношении земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:110 и земель, находящихся в государственной собственности, при этом, поскольку при выполнении кадастровых работ выявлено несоответствие ранее установленных границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:9 с границами образуемого земельного участка, кадастровым инженером уточнено местоположение границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:9
В 2020 году в адрес ответчика направлялся межевой план, составленный по состоянию на 13.01.2020, в котором уточнялись границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:110 площадью 877 кв.м.
Из раздела "Заключение кадастрового инженера" указанного межевого плана следует, что целью кадастровых работ, по результатам выполнения которых составлен этот межевой план, являлось определение нормативной точности координат характерных точек границ и площади земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:110.
При выполнении кадастровых работ кадастровым инженером выявлено несоответствие ранее установленных границ смежных земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0005003:88 (участок улично-дорожной сети) и 77:01:0005003:4178 (участок, на котором располагается многоквартирный дом по адресу: г.Москва, пер. Новоконюшенный, д. 14), для устранения этих несоответствий в межевом плане добавлена точка н1.
Кроме того, выявлена топологическая некорректность между точками 12 и 11, для ее устранения добавлена точка н2. Несоответствий ранее установленных границ смежного земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:9 кадастровым инженером не выявлено, в связи с чем в заключении указано, что граница земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:110 в части точек 14-13 не изменилась, координаты этих точек остались неизменными
В 2021 году в адрес ответчика направлен новый межевой план, составленный по состоянию на 26.03.2021.
Из межевого плана следует, что кадастровые работы, по результатам выполнения которых составлен этот межевой план, выполнялись в связи с образованием земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:110 и земель, находящихся в государственной собственности, в разделе "Заключение кадастрового инженера" межевого плана указано, что при выполнении кадастровых работ выявлено несоответствие ранее установленных границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:9 с границами образуемого земельного участка, в связи с чем произведена корректировка части границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:9 в части характерной точки 7 (в межевом плане от 13.01.2020 эта точка указывалась как точка 13), которая имела координаты Х - 7993,96, Y - 5187, 76, а после корректировки точка 7 изменена на точку н15 с координатами Х -7993, 95, Y - 5187, 97 (величина горизонтального проложения (расстояния между точками 7 и 8 (н15 и 8), а по межевому плану от 13.01.2020 - между точками 13 и 14) не изменилась и составила 15, 75 м.
Из письма ответчика в адрес истца от 08.07.2021 N 98 следует, что отказ в согласовании этого межевого плана обусловлен тем, что границы образуемого земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, налагаются на границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:9.
Поскольку в результате выполнения кадастровых работ с целью образования земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:110 и земель, находящихся в государственной собственности, уточнено местоположение границы смежного земельного участка, а именно земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:9, арендатором которого является ответчик, согласование с ответчиком местоположения границ образуемого земельного участка является обязательным.
Поскольку ответчик отказался от согласования местоположения границы образуемого земельного участка, Департамент обратился в Арбитражный суд города Москвы с настоящим иском.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно положениям ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
В силу ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221 -ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (ст. 7 Закона N 221-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 25 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Согласно ч. 4 ст. 6 Закона N 221-ФЗ при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
Согласно п. 1 ст. 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В силу п. п. 8, 9, 10, 11 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Частью 4 статьи 40 Закона N 221-ФЗ установлено, что если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (п. 5 ст. 40 Закона N "221-ФЗ).
По смыслу Закона N 221-ФЗ установление в судебном порядке описания границ посредством определения координат характерных точек таких границ не приводит к изменению уникальных характеристик земельного участка.
Суд не изменяет ни качественных, ни количественных характеристик участка правообладателя, а приводит существующий объем прав в соответствие с действующим земельным законодательством.
Согласно п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", абз. 3 п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что споры об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
Иск об установлении границ земельного участка представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границ земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Результатом разрешения судом требования об установлении границ земельного участка является установление: границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, если судом будет установлено, что истец обладает данным земельным участком на законном праве; границ смежного земельного участка, принадлежащего ответчику.
К предмету доказывания по делам об установлении границ земельных участков относятся в том числе: факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что поскольку местоположение границ образуемого земельного участка определено кадастровым инженером на основании проекта межевания территории квартала N 550 района Хамовники, ограниченного 1 -м Неопалимовским переулком, 2- м Непопалимовским переулком, улицей Бурденко и Новоконюшенным переулком, утвержденного распоряжением Департамента от 12.12.2016 N 38052, возражения на содержание которого при его утверждении в установленном законом порядке в части спорных границ не поступали в уполномоченный орган, то оснований для отказа в удовлетворении иска не имеется.
Вопреки мнению Организации, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, с соблюдением процессуальных требований. Оснований полагать, что судами при рассмотрении дела не были учтены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, не усматривается.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 октября 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2022 года по делу N А40-154809/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", абз. 3 п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что споры об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 октября 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2022 года по делу N А40-154809/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 июня 2022 г. N Ф05-8405/22 по делу N А40-154809/2021