г. Москва |
|
27 июня 2022 г. |
Дело N А40-169046/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.06.2022.
Полный текст постановления изготовлен 27.06.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Кузнецова В.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Хеликсед" - Ильина Я.Н. (генерального директора по решению от 17.07.2019),
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "СК Лаб" - Ильина С.Н. (генерального директора по решениям от 07.09.2015, от 07.09.2020),
от Федеральной антимонопольной службы - Аленкова А.А. (представителя по доверенности от 21.01.2022),
от общества с ограниченной ответственностью "Экостройресурс" - Шмалько Ю.А. (представителя по доверенности от 02.12.2021),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - Винокуровой У.А. (представителя по доверенности от 27.12.2021), Саблиной Е.А. (представителя по доверенности от 13.02.2022),
рассмотрев 21.06.2022 в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Хеликсед" и общества с ограниченной ответственностью "СК Лаб"
на постановление от 14.03.2022
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-169046/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хеликсед", общества с ограниченной ответственностью "СК Лаб"
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании решения,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Экостройресурс", Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Хеликсед" (далее - ООО "Хеликсед") и общество с ограниченной ответственностью "СК Лаб" (далее - ООО "СК Лаб") обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлениями, объединенными в одно производство, о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы (далее - служба) от 19.07.2021 N СП/59708/21.
В качестве третьих лиц в деле участвуют общество с ограниченной ответственностью "Экостройресурс" (далее - ООО "Экостройресурс") и Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.12.2021 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением от 14.03.2022 Девятый арбитражный апелляционный суд решение суда отменил, в удовлетворении заявления отказал.
В кассационных жалобах ООО "Хеликсед" и ООО "СК Лаб" просят отменить постановление апелляционного суда, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм права, несоответствие выводов апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзывах на кассационные жалобы служба и ООО "Экостройресурс" возражает против ее удовлетворения и просят оставить постановление апелляционного суда без изменения.
В судебном заседании представитель ООО "Хеликсед" и ООО "СК Лаб" поддержал доводы и требования кассационных жалоб, а представители службы и ООО "Экостройресурс" возражали против их удовлетворения.
Представитель управления оставил вопрос удовлетворения кассационных жалоб на усмотрение суда, изложив свою позицию в отзыве.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационных жалоб, отзывов на них, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что в управление поступили заявления ООО "СК Лаб" и ООО "Хеликсмед" о нарушении ООО "Экостройресурс" антимонопольного законодательства.
Так, в адрес ООО "СК Лаб" ООО "Экостройресурс" были направлены счета на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за январь и за февраль 2019 года в сумме 5 545,48 рублей за один месяц, за период с января 2020 года по апрель 2020 года на сумму 5 694,02 рублей за один месяц, за июнь 2020 года на сумму 6 182,02 рублей за один месяц.
В адрес ООО "Хеликсмед" региональным оператором выставлены счета на оплату услуг по обращению с ТКО за период с января 2019 года по июнь 2020 года на сумму 4 941,33 рублей за один месяц.
Управление провело анализ состояния конкуренции на товарном рынке, по результатам которого установлено доминирующее положение (100%) ООО "Экостройресурс" на рынке услуг по обращению с ТКО на территории Самарской области.
По результатам анализа полученной информации управление установило в действиях ООО "Экостройресурс" признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Решением управления от 24.04.2021 по делу N 063/01/10-1125/2020 в действиях ООО "Экостройресурс" признано нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном применении значения показателя Ki (количество расчетных единиц), предусмотренного формулой 9 (5), установленной Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), при расчете ежемесячной платы за оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО ООО "СК Лаб", ООО "Хеликсмед". На основании решения управление выдало ООО "Экостройресурс" предписание от 24.05.2021 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Не согласившись с решением управления, ООО "Экостройресурс" обратилось с жалобой в службу.
Решением службы от 13.07.2021 по делу N 063/01/10-1125/2020 названные решение и предписание управления отменены в связи с отсутствием со стороны регионального оператора вмененного нарушения Закона о защите конкуренции.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "СК Лаб" и ООО "Хеликсмед" в арбитражный суд с указанным требованием.
Отменяя решение суда первой инстанции и признавая законным оспариваемое решение службы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что региональным законодательством установлены расчетные единицы и соответствующие им нормативы накопления твердых коммунальных отходов, а также тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Самарской области.
Суд апелляционной инстанции указал, что при расчете платы по указанной формуле необходимо учитывать, что в соответствии с приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2016 N 804 показатель Nj равен 0,15 м3/год на одного посетителя (в год), следовательно, показатель Ki (количество посетителей) необходимо принимать равным годовому значению. При этом наличие в формуле коэффициента 1/12 (количество месяцев) позволяет в результате получить размер платы за услугу в месяц, поскольку в результате расчета произведение показателей Nj, Ki, исчисляемых в годовом значении, приводится к знаменателю 12, то есть делится на 12 месяцев.
Таким образом, как заключил апелляционный суд, применяемый ООО "Экостройресурс" расчет платы ООО "Хеликсмед" и ООО "СК Лаб" является арифметически верным. В противном случае применение показателя Ki (количество посетителей) в месячном значении с применением коэффициента 1/12 приведет к делению этого значения еще на 12 и повлечет искажение результата - к занижению годового значения платы за услугу по обращению с ТКО в 12 раз.
Между тем согласно положениям статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации обращение с ТКО является коммунальной услугой.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (пункт 37 Правил N 354).
В силу пункта 148 (38) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9 (5) приложения N 2 к Правилам N 354, с учетом, в качестве одного из компонентов, показателя Ki, характеризующего число расчетных единиц для i-ro нежилого помещения (количество посетителей медицинской организации).
Формула 9 (5) приложения N 2 к Правилам N 354: Pi = Ki х1/12 Nj х Тотх, где: Ki - количество расчетных единиц для i-го нежилого помещения, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для данной категории объектов в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов"; далее - Правила N 269); Nj - норматив накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами N 269; Тотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на установление нормативов накопления ТКО, являлось Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - министерство). Впоследствии данные полномочия были переданы Департаменту ценового и тарифного регулирования Самарской области.
В соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Приказом министерства от 19.12.2016 N 804 утверждены расчетные единицы и нормативы накопления твердых коммунальных отходов для объектов общественного назначения на территории Самарской области, в том числе, для медицинских учреждений (поликлиники, лаборатории клинико-диагностические и бактериологические): расчетная единица - 1 посетитель, норматив накопления - 0,15 м3/год (подпункт 6.1 пункта 6 Приложения N 2 к Приказу от 19.12.2016 N 804).
Приказом министерства от 18.12.2018 N 846 "Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Экостройресурс" (применялся до 01.07.2019) установлен единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Экостройресурс": для всех потребителей - 498,47 руб./мЗ (без НДС), для населения - 598,16 руб./мЗ (с учетом НДС).
Таким образом, региональным законодательством установлены расчетные единицы и соответствующие им нормативы накопления твердых коммунальных отходов, а также тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Самарской области.
Как признал суд первой инстанции, при рассмотрении дела управлением установлено, что в результате действий ООО "Экостройресурс", выразившихся в необоснованном применении значения показателя Ki (количество расчетных единиц), предусмотренного формулой 9(5), установленной Правилами N 354, при расчете ежемесячной платы за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Хеликсмед", ООО "СК Лаб", наступили неблагоприятные последствия в виде ущемления интересов обществ в сфере предпринимательской деятельности. При осуществлении обществ своей хозяйственной деятельности они вынуждены нести расходы на оплату коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО. Предъявление региональным оператором платежных документов с указанием к оплате за коммунальную услугу суммы, исчисленной с нарушениями действующего законодательства, ущемляет интересы обществ при осуществлении основного вида деятельности по оказанию медицинских услуг. При этом оплата услуг, предоставляемых ООО "Экостройресурс", в данном размере, безусловно, негативно повлияет на финансовые-экономические результаты деятельности обществ.
Суд первой инстанции указал, что управление произвело верные расчеты, подлежащие применению и пришло к обоснованному выводу о нарушении со стороны ООО "Экостройресурс" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
При этом согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 07.12.2021 N 309-ЭС21-6857 по делу N А76-23691/2019, для получения норматива накопления на 1 расчетную единицу в месяц необходимо установленный в Самарской области годовой норматив для обращения с ТКО разделить на 12 месяцев и полученную цифру умножить на количество посещений поликлиники в месяц (а не в год) и на величину установленного для регионального оператора предельного единого тарифа.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства по делу, дал им оценку и не допустил неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе нарушений, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта.
В связи с этим обжалуемое постановление апелляционного суда на основании пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2022 по делу N А40-169046/2021 отменить, решение Арбитражного суда города Москвы от 22.12.2021 по данному делу оставить в силе.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как признал суд первой инстанции, при рассмотрении дела управлением установлено, что в результате действий ООО "Экостройресурс", выразившихся в необоснованном применении значения показателя Ki (количество расчетных единиц), предусмотренного формулой 9(5), установленной Правилами N 354, при расчете ежемесячной платы за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Хеликсмед", ООО "СК Лаб", наступили неблагоприятные последствия в виде ущемления интересов обществ в сфере предпринимательской деятельности. При осуществлении обществ своей хозяйственной деятельности они вынуждены нести расходы на оплату коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО. Предъявление региональным оператором платежных документов с указанием к оплате за коммунальную услугу суммы, исчисленной с нарушениями действующего законодательства, ущемляет интересы обществ при осуществлении основного вида деятельности по оказанию медицинских услуг. При этом оплата услуг, предоставляемых ООО "Экостройресурс", в данном размере, безусловно, негативно повлияет на финансовые-экономические результаты деятельности обществ.
Суд первой инстанции указал, что управление произвело верные расчеты, подлежащие применению и пришло к обоснованному выводу о нарушении со стороны ООО "Экостройресурс" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 июня 2022 г. N Ф05-11453/22 по делу N А40-169046/2021