г. Москва |
|
28 июня 2022 г. |
Дело N А41-84992/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.06.2022.
Полный текст постановления изготовлен 28.06.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Лазаревой И.В.
судей Красновой С.В. и Филиной Е.Ю.
при участии в заседании:
от заявителя - не явился, извещен
от заинтересованного лица - не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (заинтересованного лица) на решение Арбитражного суда Московской области от 16.02.2022 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2022 по делу N А41-84992/2021
по заявлению Администрации городского округа Серпухов Московской области
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконным решения об отказе государственной регистрации прав, об обязании
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Серпухов Московской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе государственной регистрации прав, изложенного в уведомлении от 07.10.2021 N КУВД-001/2021-25949413/4, и обязании осуществить кадастровый учет и произвести государственную регистрацию права за муниципальным образованием городской округ Серпухов на объект недвижимости - нежилое здание (склад на 10 вагонов), площадью 416,8 кв. м, расположенное по адресу: Московская обл., Серпуховский р-н, д. Фенино, в/г 114.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.02.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2022, заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что в нарушение Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) и п. 20 Приказа Министерства экономического развития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования, Приказ N 953) сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении такого сооружения на земельном участке и его площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения. В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 01.01.2013 и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта.
От Администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заявителя.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Извещенные надлежащим образом участвующие в деле лица своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления по заявленным в жалобе доводам, поскольку считает, что судами при рассмотрении настоящего дела была дана правильная квалификация спорным правоотношениям сторон, применены подлежащие применению нормы материального права, установлены все имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства, не допущено таких нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Администрация обратилась в регистрирующий орган с заявлением о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание (склад на 10 вагонов), площадью 416,8 кв.м, расположенное по адресу: Московская обл., Серпуховский р-н, д. Фенино, в/г 114.
Регистрирующий орган вынес уведомление о приостановлении учетно- регистрационных действий; впоследствии заинтересованным лицом вынесено уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении вышеуказанного объекта недвижимости.
Полагая, что решение Управления является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно части 1 статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Так, согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 1 статьи 20 Закона о регистрации предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в государственной регистрации.
В силу части 5 статьи 18 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
При рассмотрении спора по существу судами установлено, что Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 03.02.2020 N 136 "О передаче объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность городского округа Серпухов Московской области" переданы из федеральной собственности в муниципальную собственность городского округа Серпухов земельный участок в границах военного городка N 114, расположенный по адресу: Московская обл., Серпуховский р-н, дер. Фенино, и объекты недвижимого имущества военного городка N 114 (имущество), указанные в приложении к приказу, в том числе нежилое здание, расположенное по адресу: Московская обл., Серпуховский р-н, дер. Фенино, в/г 114 (п. 3).
11.02.2020 между ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России и муниципальным образованием "Городской округ Серпухов Московской области" подписан передаточный акт, в том числе, спорного объекта недвижимости.
Постановлением Главы городского округа Серпухов Московской области от 28.02.2020 N 854 нежилое здание (насосная) включено в муниципальную казну муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области".
Согласно техническому плану на нежилое здание, объект введен в эксплуатацию в 1966 году. Проектная документация, разрешения на строительство и на ввод сооружения в эксплуатацию, акты государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию согласно ответу Минобороны России от 23.06.2021 отсутствует; в архивах Администрации не значится.
Судами учтено, что согласно пункту 20 Требований сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении такого сооружения на земельном участке и его площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения. В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 01.01.2013 и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта.
Судами принято во внимание, что в нарушение части 5 статьи 29 Закона о регистрации, пункта 70 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития России от 07.06.2017 N 278, из уведомления о приостановлении государственной регистрации не ясно, в чем конкретно выражается нарушение пункта 20 Требований, какие действия должен совершить заявитель и какие конкретно документы необходимо представить для возобновления государственной регистрации права.
Исследовав и оценив материалы дела в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды первой и апелляционной инстанции, установив, что спорный объект (насосная) передан в муниципальную собственность, объект введен в эксплуатацию в 1966 году, право на объект недвижимости возникло в силу закона, признается юридически действительным при отсутствии государственной регистрации в ЕГРН, такой объект считается ранее учтенным (часть 2 статьи 69 Закона о регистрации), пришли к обоснованному выводу о том, что заявитель представил все необходимые документы для осуществления регистрационных действий, у Управления отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения, которое противоречит требованиям Закона о регистрации, в связи с чем заявленные требования удовлетворили.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов не допущено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.02.2022 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2022 по делу N А41-84992/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
И.В. Лазарева |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами принято во внимание, что в нарушение части 5 статьи 29 Закона о регистрации, пункта 70 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития России от 07.06.2017 N 278, из уведомления о приостановлении государственной регистрации не ясно, в чем конкретно выражается нарушение пункта 20 Требований, какие действия должен совершить заявитель и какие конкретно документы необходимо представить для возобновления государственной регистрации права.
Исследовав и оценив материалы дела в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды первой и апелляционной инстанции, установив, что спорный объект (насосная) передан в муниципальную собственность, объект введен в эксплуатацию в 1966 году, право на объект недвижимости возникло в силу закона, признается юридически действительным при отсутствии государственной регистрации в ЕГРН, такой объект считается ранее учтенным (часть 2 статьи 69 Закона о регистрации), пришли к обоснованному выводу о том, что заявитель представил все необходимые документы для осуществления регистрационных действий, у Управления отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения, которое противоречит требованиям Закона о регистрации, в связи с чем заявленные требования удовлетворили."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 июня 2022 г. N Ф05-13645/22 по делу N А41-84992/2021