г. Москва |
|
15 июня 2022 г. |
Дело N А40-112422/2021 |
Арбитражный суд Московского округа в составе судьи Нагорной А.Н.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон материалы кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "ЛЛМЗ-КАМАХ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.10.2021
и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2022,
принятые в порядке упрошенного производства,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Транспортные технологии"
к обществу с ограниченной ответственностью "ЛЛМЗ-КАМАХ"
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Транспортные технологии" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "ЛЛМЗ-КАМАХ" о взыскании причиненных убытков в размере 508 391,26 руб.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2021 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.10.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2022, исковые требования удовлетворены.
По настоящему делу от ООО "ЛЛМЗ-КАМАХ" поступила кассационная жалоба, в которой заявитель просит решение Арбитражного суда города Москвы от 29.10.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2022 отменить, прекратить производство по делу N А40-204346/2020.
Кассационная жалоба мотивирована тем, что при принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, нарушили нормы процессуального права, не выяснили все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении и постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
От ООО "Транспортные технологии" поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором истец просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Изучив доводы кассационной жалобы, а также материалы дела, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими изменению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении дела по существу, что в течение 2020 года в текущий отцепочный ремонт были забракованы 7 вагонов, находящиеся под управлением истца.
Истцу были причинены убытки в связи с тем, что произведенные ответчиком поглощающие аппараты не выдержали гарантийного срока.
Вагон N 53995866 был забракован 31.05.2020 на станции Северобайкальск Восточно-Сибирской ж.д. в текущий отцепочный ремонт, по неисправностям: суммарный зазор эластомерного поглощающего аппарата более 5 мм (352), претензии к качеству выполнения капитального ремонта (913).
Вагон был отремонтирован ВЧДЭ Северобайкальск ОАО "РЖД", что подтверждается счетом-фактурой N 1895129/06001628/1482 от 06.06.2020 и актом о выполненных работах N 12/561 от 06.06.2020.
Платежным поручением N 3377 от 01.06.2020 ООО "Транспортные технологии" оплатило ВЧДЭ Северобайкальск ОАО "РЖД", стоимость ремонта вагона в сумме 54 266,69 руб., в том числе НДС.
Согласно акту-рекламации ВУ-41-М N 297 от 06.06.2020 виновным признано ООО "ЛЛМЗ-КАМАХ" (1415).
Между ООО "Транспортные технологии" (арендодатель) и ООО "Транспортно-логистическая компания" (арендатор), заключен договор на аренду вагонов N 04/07-ТТ от 24.07.2019.
Таким образом, в связи с тем, что поглощающий аппарат, изготовленный ответчиком и установленный на вагоне N 53995866 не выдержал гарантийного срока, ООО "Транспортные технологии" понесло убытки в общей сумме 61 966,69 руб.
Вагон N 51896249 был забракован 22.04.2020 на станции Ярославль-Главный Северной ж.д. в текущий отцепочный ремонт, по неисправностям: суммарный зазор эластомерного поглощающего аппарата более 5 мм (352), претензии к качеству выполнения деповского ремонта (912).
Вагон был отремонтирован ВЧДР Ярославль АО "ВРК-2", что подтверждается счетом-фактурой N 0206758/04000467 от 25.04.2020 и актом о выполненных работах N 1070 от 25.04.2020.
Платежным поручением N 2856 от 07.05.2020 ООО "Транспортные технологии" оплатило ВЧДР Ярославль АО "ВРК-2", стоимость ремонта вагона в сумме 70 720,26 руб., в том числе НДС.
Согласно акту-рекламации ВУ-41-М N 456 от 25.04.2020 виновным признано ООО "ЛЛМЗ-КАМАХ" (1415).
Таким образом, в связи с тем, что поглощающий аппарат, изготовленный ответчиком и установленный на вагоне N 51896249 не выдержал гарантийного срока, ООО "Транспортные технологии" понесло убытки в общей сумме 63 033,55 руб., в том числе НДС, в том числе: Текущий ремонт вагона на сумму 58 933,55 руб., не включая НДС, счет-фактура N 0206758/04000467 от 25.04.2020 на сумму 70 720,26 руб.
Упущенная выгода за период нахождения вагона в текущем отцепочном ремонте в сумме 4 100,00 руб. Расчет: 58 933,55+4 100 = 63 033,55.
Вагон N 75037812 был забракован 03.05.2020 на станции Коротчаево Свердловской ж.д. в текущий отцепочный ремонт, по неисправностям: суммарный зазор эластомерного поглощающего аппарата более 5 мм (352), тонкий гребень (102).
Вагон был отремонтирован АО "ЯЖДК", что подтверждается счетом-фактурой N 2544 от 04.06.2020 и актом о выполненных работах N 1499 от 04.06.2020.
Платежным поручением N 3667 от 10.06.2020 ООО "Транспортные технологии" оплатило АО "ЯЖДК", стоимость ремонта вагона в сумме 78 493,55 руб., в том числе НДС.
В рамках данного ремонта ООО "Транспортные технологии" для выпуска вагона было вынуждено также оплатить ремонт поглощающего аппарата N 6740-6054-2011 на сумму 18 730 руб. и оплатить его транспортировку стоимостью 42 000 руб., что подтверждается закрывающими документами по данному вагону.
Согласно акту-рекламации ВУ-41-М N 26 от 04.06.2020 виновным признано ООО "ЛЛМЗ-КАМАХ" (1415).
Между ООО "Транспортные технологии" (арендатор) и ООО "Брансвик Рейл" (арендодатель), заключен договор на аренду вагонов N БР-005-2019-А от 16.12.2019.
Таким образом, в связи с тем, что поглощающий аппарат, изготовленный ответчиком и установленный на вагоне N 75037812 не выдержал гарантийного срока, ООО "Транспортные технологии" понесло убытки в общей сумме 104 596,44 руб.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон N 53966685 был забракован и отцеплен на станции Хабаровск II Дальневосточной железной дороги по технологическим неисправностям: неисправность поглощающего аппарата (348), претензии к качеству выполнения деповского ремонта (912). Вагон был передислоцирован в вагонное ремонтное депо Хабаровск - обособленное структурное подразделение АО "ВРК-1" для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование и составлен акт-рекламация ВУ-41-М N 1426 от 19.12.2020. Согласно указанному акту вина в неисправности отнесена на ОАО "Люблинский ЛМЗ" (39).
Неисправности были устранены посредством проведения ТР-2 вагона в вагонном ремонтном депо Хабаровск - обособленном структурном подразделении АО "ВРК-1", что подтверждается счетом-фактурой N 0105491/12000296 от 19.12.2020 и актом о выполненных работах N 4234 от 19.12.2020. Стоимость работ по ТР-2 вагона составила 26 319,87 руб. без НДС. Результат ремонта был принят и оплачен ООО "Транспортные технологии".
Таким образом, в связи с тем, что поглощающий аппарат, изготовленный Ответчиком и установленный на вагоне N 53966685 не выдержал гарантийного срока, ООО "Транспортные технологии" понесло убытки в общей сумме 44 918,61 руб., в том числе: Текущий ремонт вагона на сумму 8 618,61 руб. без учета НДС; Убытки недополученной арендной платы в сумме 36 300,00 рублей без учета НДС. Расчет: 8 618,61+36 300 = 44 918,61.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования Вагон N 53995221 был забракован и отцеплен на станции Хабаровск II Дальневосточной железной дороги по технологическим неисправностям: суммарный зазор эластомерного поглощающего аппарата более 5 мм (352), претензии к качеству выполнения капитального ремонта (913). Вагон был передислоцирован в вагонное ремонтное депо Хабаровск - обособленное структурное подразделение АО "ВРК-1" для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование и составлен акт-рекламация ВУ-41-М N 1326 от 27.08.2020. Согласно указанному акту вина в неисправности отнесена на ООО "ЛЛМЗ-КАМАХ" (1415).
Неисправности были устранены посредством проведения ТР-2 Вагона в вагонном ремонтном депо Хабаровск - обособленном структурном подразделении АО "ВРК-1", что подтверждается счетом-фактурой N 0105491/08000317 от 27.08.2020 и актом о выполненных работах N 3499 от 27.08.2020. Стоимость работ по ТР-2 вагона составила 64 555,17 руб. без НДС. Результат ремонта был принят и оплачен ООО "Транспортные технологии".
Таким образом, в связи с тем, что поглощающий аппарат, изготовленный Ответчиком и установленный на вагоне N 53995221 не выдержал гарантийного срока, ООО "Транспортные Технологии" понесло убытки в общей сумме 86 555,17 руб., в том числе: Текущий ремонт вагона на сумму 64 555,17 рублей без учета НДС; Убытки недополученной арендной платы в сумме 22 000,00 рублей без учета НДС. Расчет: 64 555,17+22 000 = 86 555,17.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон N 53902169 был забракован и отцеплен на станции Ужур Красноярской железной дороги по технологическим неисправностям: суммарный зазор эластомерного поглощающего аппарата более 5 мм (352), выщербина обода колеса (107), претензии к качеству выполнения деповского ремонта (912). Вагон был передислоцирован в вагонное ремонтное депо Ужур -обособленное структурное подразделение АО "ВРК-3" для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование и составлен акт-рекламация ВУ-41-М N 140 от 29.09.2020. Согласно указанному акту вина в неисправности отнесена на ООО "Акстон" (6740).
Неисправности были устранены посредством проведения ТР-2 вагона в вагонном ремонтном депо Ужур - обособленном структурном подразделении АО "ВРК-3", что подтверждается счетом-фактурой N 6032-000821 от 26.09.2020 и актом о выполненных работах N 3987 от 26.09.2020.
Стоимость работ по ТР-2 вагона составила 74 127,64 руб. без НДС. Результат ремонта был принят и оплачен ООО "Транспортные технологии".
Таким образом, в связи с некачественным ремонтом вагона N 53902169 ООО "Транспортные технологии" понесло убытки в общей сумме 63 050,24 руб.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон N 51523595 был забракован и отцеплен на станции Пермь-Сортировочная Приволжской железной дороги по технологическим неисправностям: суммарный зазор эластомерного поглощающего аппарата более 5 мм (352), претензии к качеству выполнения капитального ремонта (913). Вагон был передислоцирован в вагонное ремонтное депо Пермь-Сортировочная-обособленное структурное подразделение АО "ВРК-2" для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование и составлен акт-рекламация ВУ-41-М N 234 от 31.10.2020. Согласно указанному акту вина в неисправности отнесена на ОАО "Люблинский ЛМЗ" (39).
Неисправности были устранены посредством проведения ТР-2 Вагона в вагонном ремонтном депо Пермь-Сортировочная - обособленном структурном подразделении АО "ВРК-2", что подтверждается счетом-фактурой N 0206781/10000662 от 31.10.2020 и актом о выполненных работах N 7462 от 31.10.2020. Стоимость работ по ТР-2 Вагона составила 61 870,56 руб. без НДС. Результат ремонта был принят и оплачен ООО "Транспортные Технологии".
Таким образом, в связи с некачественным ремонтом вагона N 51523595 ООО "Транспортные технологии" понесло убытки в общей сумме 84 270,56 руб.
Всего сумма убытков ООО "Транспортные технологии" из-за неправомерных действий ООО "ЛЛМЗ-КАМАХ" составила 508 391,26 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
Установив, что в соответствии с актами-рекламациями, представленными в материалы дела относительно спорных вагонов, причина появления дефекта - неисправность поглощающих аппаратов, которые не выдержали гарантийного срока службы, доказательства того, что недостатки товара возникли вследствие нарушения покупателем правил эксплуатации, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы, ответчиком в материалы дела не представлены; по всем вагонам в актах-рекламациях указано, что поглощающие аппараты, изготовителем которых является ответчик, не выдержали гарантийного срока; вина ответчика в изготовлении некачественных поглощающих аппаратов подтверждена актами-рекламациями, истцом представлены доказательства, подтверждающие вину ответчика, причинно-следственную связь, противоправность действий ответчика, документально подтвержден размер убытков, суд первой и апелляционной инстанции в соответствии со статьями 12, 15, 309, 310, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приняли решение об удовлетворении исковых требований.
Однако выводы судов первой и апелляционной инстанций в части убытков по вагонам: N 53966685 (по акту-рекламации ВУ-41-М N 1426 от 19.12.2020 вина в неисправности отнесена на ОАО "Люблинский ЛМЗ", сумма убытков 44 918,61 руб.), N 53902169 (по акту-рекламации ВУ-41-М N 140 от 29.09.2020 вина в неисправности отнесена на ООО "Акстон", сумма убытка 63 050,24 руб.), N 51523595 (по акту-рекламации ВУ-41-М N 234 от 31.10.2020 вина в неисправности отнесена на ОАО "Люблинский ЛМЗ", сумма убытка 84 270,56 руб.) не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами.
Вина ответчика в причинении убытков в связи с некачественным ремонтом вагонов N 53966685, 53902169, 51523595 материалами дела не доказана.
Пунктами 10, 11 и 27 постановления Правительства Российской Федерации N 585 ОАО "РЖД" обеспечивает безопасность движения поездов, осуществляет производство, текущее содержание и эксплуатацию железнодорожного подвижного состава, оказывает услуги по проведению планового и текущего ремонта вагонов и их технологического обслуживания, разрабатывает соответствующую конструкторско-технологическую документацию.
При оформлении актов-рекламаций, в том числе и при определении причины возникновения дефекта вагона, ОАО "РЖД" руководствуется действующими нормативными документами.
В соответствии с указанием МПС РФ от 13.10.1998 N Б-1190у единственным документом, удостоверяющим факт наступления гарантийной ответственности и определяющим виновность соответствующего юридического лица, является рекламационный акт формы ВУ-41-М, который составляется уполномоченными представителями ОАО "РЖД".
Актами-рекламациями подтверждены выявленные технологические неисправности вагонов. Указанные акты составлены ОАО "РЖД", являющимся естественным монополистом, которое в силу статьи 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и пункт 3.2 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 26 определяет техническую пригодность вагонов к перевозке для обеспечения безопасности движения поездов.
Ведение рекламационной работы осуществляется в соответствии с Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы В.А. Гапановича от 26.07.2016.
Согласно пунктам 4.1 и 4.2 Регламента расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утв. В.А. Гапанович 26.07.2016, на основании рекламационных документов владелец вагона вправе предъявить затраты за ТР с приложением одного оригинала акта-рекламации формы ВУ-41-М и копий рекламационных документов (или копий документов подписанных путем электронной цифровой подписью) контрагенту, виновному в возникновении неисправности узла или детали вагона, не выдержавшего гарантийного срока, в соответствии с условиями заключенных договоров и действующим законодательством Российской Федерации.
При несогласии организации, которой направлено соответствующее требование о возмещении затрат, дальнейшее рассмотрение разногласий проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Документы о выявленном дефекте вагона (акты-рекламации) являются надлежащим доказательством нарушения гарантийных обязательств, так как они составлены с участием специализированной организации - эксплуатационного вагонного депо, которым выявлен дефект вагона. Акт-рекламация оформляется в соответствии с Регламентами и подтверждает неисправность вагона и причину ее возникновения. Верховный Суд Российской Федерации, неоднократно подчеркивал, что акты-рекламации являются документами установленной формы, порядок составления и оформления которых содержится в Регламенте расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы.
При несогласии с заключением рекламационного акта регламентом предусмотрено обжалование акта в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Акт-рекламация является достаточным доказательством вины ответчика, поскольку в соответствии с Указанием МПС России от 13.10.1998 N Б-1190у "Об изменении учетных и отчетных форм по вагонному хозяйству" рекламационный акт формы ВУ-41 составляется на вагоны всех типов, допущенные к обращению на сети железных дорог России, их узлы и детали, не выдержавшие гарантийного срока после изготовления, ремонта, модернизации произведенные предприятиями различных форм собственности, государственной принадлежности и ведомственной подчиненности, имеющими право на производство вышеперечисленных работ.
В соответствии с пунктом 2.15 приложения 8 к Указаниям МПС России предприятие, признанное виновным в причинах появления дефектов, указывается на оборотней стороне рекламационного акта формы ВУ-41. Пунктом 1.1 Приложения N 8 к данному Указанию предусмотрено, что на вагоны всех типов, допущенные к обращению на сети железных дорог России, их узлы и детали, не выдержавшие гарантийного срока, составляется акт формы ВУ-41-М, который является доказательством ненадлежащего качества изготовления и ремонта вагона, а также его узлов и деталей.
В связи с тем, что акт-рекламация составляется комиссионно специалистами, обладающими необходимыми техническими знаниями, то является надлежащим доказательством не только наличия дефекта, но и установления причины появления этого дефекта, а также лица, виновного в появлении этого дефекта по этой причине.
Таким образом, с учетом установленных судами обстоятельств дела, на ответчика может быть возложена ответственность за убытки только на сумму 316 151,85 руб., основания для ответственности ответчика за убытки на сумму 192 239,41 руб. отсутствуют.
Поскольку все обстоятельства дела, необходимые для принятия правильного решения, установлены судами нижестоящих инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, то суд кассационной инстанции на основании подп. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным изменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт о взыскании с ответчика убытков на сумму 316 151 рубль 85 копеек, в удовлетворении остальной части заявленных требований (убытков на сумму 192 239 рублей 41 копейку) следует отказать.
Поскольку требования истца по итогам рассмотрения дела удовлетворены частично, то исходя из положений ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом пропорционального исчисления с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 8 189 руб. (исходя из удовлетворения требований на 62,19%).
При обращении в суд апелляционной и кассационной инстанции ответчик понес расходы по оплате государственной пошлины в общей сумме 6 000 руб., так как его кассационная жалоба была частично удовлетворена судом кассационной инстанции (и должна была быть удовлетворена судом апелляционной инстанции), то в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с истца в пользу ответчика подлежат взысканию 3 731 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобам (с учетом пропорционального исчисления в связи с частичным удовлетворением его жалоб на 62,19%).
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в неизменной части, судом кассационной инстанции не установлено.
Все иные доводы возражений ответчика были рассмотрены и обоснованно отклонены судами первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 110, 284-289, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.10.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2022 по делу N А40-112422/2021 изменить, изложив резолютивную часть решения следующим образом:
"Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЛЛМЗ-КАМАХ" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Транспортные технологии" убытки на сумму 316 151 рубль 85 копеек, в удовлетворении остальной части исковых требований отказать".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Транспортные технологии" в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЛЛМЗ-КАМАХ" 3 731 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобам.
Судья |
А.Н. Нагорная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с указанием МПС РФ от 13.10.1998 N Б-1190у единственным документом, удостоверяющим факт наступления гарантийной ответственности и определяющим виновность соответствующего юридического лица, является рекламационный акт формы ВУ-41-М, который составляется уполномоченными представителями ОАО "РЖД".
Актами-рекламациями подтверждены выявленные технологические неисправности вагонов. Указанные акты составлены ОАО "РЖД", являющимся естественным монополистом, которое в силу статьи 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и пункт 3.2 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 26 определяет техническую пригодность вагонов к перевозке для обеспечения безопасности движения поездов.
...
Акт-рекламация является достаточным доказательством вины ответчика, поскольку в соответствии с Указанием МПС России от 13.10.1998 N Б-1190у "Об изменении учетных и отчетных форм по вагонному хозяйству" рекламационный акт формы ВУ-41 составляется на вагоны всех типов, допущенные к обращению на сети железных дорог России, их узлы и детали, не выдержавшие гарантийного срока после изготовления, ремонта, модернизации произведенные предприятиями различных форм собственности, государственной принадлежности и ведомственной подчиненности, имеющими право на производство вышеперечисленных работ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 июня 2022 г. N Ф05-10717/22 по делу N А40-112422/2021