г. Москва |
|
4 июля 2022 г. |
Дело N А40-168714/2021 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Петропавловской Ю.С.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидинг Консалтинг Груп"
на решение от 03 ноября 2021 года
Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 05 марта 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое в порядке упрощенного производства
по делу N А40-168714/2021,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лидинг Консалтинг Груп"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по городу Москве
об оспаривании Постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лидинг Консалтинг Груп" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службе N 10 по городу Москве (далее - инспекция) от 08.07.2021 N 77102115900701600004 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.11.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2022, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить или изменить, и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявление общества.
В Арбитражный суд Московского округа поступило ходатайство общества о вызове лиц, участвующих в деле, в судебное заседание для участия в рассмотрении кассационной жалобы.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд кассационной инстанции исходя из положений части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не усмотрел оснований для его удовлетворения.
Инспекцией подано в суд заявление о признании инспекцией требований общества.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьями 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, что постановлением инспекции от 08.07.2021 N 77102115900701600004 общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 9 168,20 рублей штрафа исходя из зачисления 15.11.2019 на счет общества N KZ45914002203KZ0074F, открытый в банке FILIAL DB АО SBERBANK ALMATY (Республика Казахстан), минуя банковские счета в уполномоченном банке Российской Федерации, денежных средств в иностранной валюте на сумму 73 948,00 казахских тенге за оплату продукции, в нарушение положений статей 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании).
Денежные средства были получены обществом по договору, заключенным с резидентом Республики Казахстан, в качестве платы за поставленные товары.
Не согласившись с инспекцией, общество оспорило данное постановление в судебном порядке.
Признавая законным оспариваемое постановление, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности в действиях общества события и состава вмененного административного правонарушения.
Из положений статьи 12 Закона N 173-ФЗ следовало, что операция по зачислению денежных средств, поступивших от нерезидента в счет оплаты за поставленные товары, не входит в перечень разрешенных операций по зачислению средств на счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Между тем Федеральным законом от 28.06.2021 N 223-ФЗ внесены изменения (далее - Закон N 223-ФЗ) в Закон о валютном регулировании.
Абзац второй части 5 статьи 12 Закона о валютном регулировании был дополнен положениями, согласно которым на счета резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации могут быть зачислены денежные средства в иностранной валюте по внешнеторговым экспортным договорам, в отношении которых требование о репатриации иностранной валюты отменено.
При этом статья 19 Закона о валютном регулировании была дополнена частью 8 следующего содержания: требования пункта 1 части 1 настоящей статьи не применяются в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, за исключением внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, предусматривающих передачу резидентами нерезидентам товаров, классифицируемых в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в позициях 0302 - 0308, 0511 91 909 0, 2501 00 - 2522, 2524 - 2530, 2601 - 2704 00 (кроме 2601 11 000 0, 2601 12 000 0), 2709 00, 2710, 2711, 2712 - 2713, 2715 00 000 0, 2902, 4401 - 4403, 4407, 7101 - 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 - 7103 99 000 8), 7112, 7204, 7302, 7401 00 000 0, 7404 00, 7501, 7503 00, 7602 00, 7802 00 000 0, 7902 00 000 0, 8002 00 000 0, 8101 97 000 0, 8102 97 000 0, 8103 30 000 0, 8104 20 000 0, 8105 30 000 0, 8107 30 000 0, 8108 30 000 0, 8109 30 000 0, 8110 20 000 0, 8111 00 190 0, 8112 13 000 0, 8112 22 000 0, 8112 52 000 0, 8112 92 210, 8113 00 400 0.
Тем самым Законом N 223-ФЗ были внесены изменения, отменяющие обязательное требование о репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, за исключением установленного перечня товаров сырьевого экспорта, классифицированных в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Данные изменения вступили в силу 01.07.2021.
Таким образом, на дату вынесения инспекцией оспариваемого постановления (08.07.2021) о привлечении общества к административной ответственности за незаконную валютную операцию рассматриваемая валютная операция вошла в перечень допустимых случаев зачисления денежных средств, указанных в статье 12 Закона N 173-ФЗ.
Частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу.
В связи с изложенными обстоятельствами у инспекции 08.07.2021 отсутствовали основания для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ по факту зачисления на счет общества, минуя банковские счета в уполномоченном банке Российской Федерации, денежных средств в иностранной валюте за оплату продукции.
Исходя из этого обжалуемые судебные акты подлежат отмене ввиду неправильного применения норм материального права на основании части 3 статьи 288.2 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявления общества.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 285-287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.11.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2022 по делу N А40-168714/2021 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по городу Москве от 08.07.2021 N 77102115900701600004 о назначении административного наказания обществу с ограниченной ответственностью "Лидинг Консалтинг Груп" по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы N 10 по городу Москве прекратить исполнение постановления 08.07.2021 N 77102115900701600004.
Судья |
Ю.С. Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Абзац второй части 5 статьи 12 Закона о валютном регулировании был дополнен положениями, согласно которым на счета резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации могут быть зачислены денежные средства в иностранной валюте по внешнеторговым экспортным договорам, в отношении которых требование о репатриации иностранной валюты отменено.
При этом статья 19 Закона о валютном регулировании была дополнена частью 8 следующего содержания: требования пункта 1 части 1 настоящей статьи не применяются в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, за исключением внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, предусматривающих передачу резидентами нерезидентам товаров, классифицируемых в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в позициях 0302 - 0308, 0511 91 909 0, 2501 00 - 2522, 2524 - 2530, 2601 - 2704 00 (кроме 2601 11 000 0, 2601 12 000 0), 2709 00, 2710, 2711, 2712 - 2713, 2715 00 000 0, 2902, 4401 - 4403, 4407, 7101 - 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 - 7103 99 000 8), 7112, 7204, 7302, 7401 00 000 0, 7404 00, 7501, 7503 00, 7602 00, 7802 00 000 0, 7902 00 000 0, 8002 00 000 0, 8101 97 000 0, 8102 97 000 0, 8103 30 000 0, 8104 20 000 0, 8105 30 000 0, 8107 30 000 0, 8108 30 000 0, 8109 30 000 0, 8110 20 000 0, 8111 00 190 0, 8112 13 000 0, 8112 22 000 0, 8112 52 000 0, 8112 92 210, 8113 00 400 0.
Тем самым Законом N 223-ФЗ были внесены изменения, отменяющие обязательное требование о репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, за исключением установленного перечня товаров сырьевого экспорта, классифицированных в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Данные изменения вступили в силу 01.07.2021.
Таким образом, на дату вынесения инспекцией оспариваемого постановления (08.07.2021) о привлечении общества к административной ответственности за незаконную валютную операцию рассматриваемая валютная операция вошла в перечень допустимых случаев зачисления денежных средств, указанных в статье 12 Закона N 173-ФЗ.
Частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу.
В связи с изложенными обстоятельствами у инспекции 08.07.2021 отсутствовали основания для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ по факту зачисления на счет общества, минуя банковские счета в уполномоченном банке Российской Федерации, денежных средств в иностранной валюте за оплату продукции."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 июля 2022 г. N Ф05-8913/22 по делу N А40-168714/2021