• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 июля 2022 г. N Ф05-13660/22 по делу N А41-68653/2021

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 29.06.2021 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: https://zakupki.gov.ru/ было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0348300029121000113 на поставку устройств для переливания инфузионных растворов и устройств для переливания крови, компонентов крови и кровезаменителей. Организацией, осуществляющей размещение, являлось Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области "Домодедовская центральная городская больница". При этом истцом было установлено, что аукционная документация, утвержденная ответчиком, противоречила положениям Закона о контрактной системе, чем нарушила права и законные интересы истца, в частности ответчиком не были установлены ограничения на поставку медицинских изделий, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также в техническом задании документации об аукционе были установлены дополнительные характеристики к поставляемым товарам, не предусмотренные позициями КТРУ. Для восстановления нарушенного права истец обратился с соответствующей жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области. Решением УФАС по МО от 09.07.2021 года по делу N 50/06/26075эп/21 о нарушении законодательства о контрактной системе жалоба истца была признана обоснованной, в действиях ответчика признаны нарушения части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

При этом для составления указанной жалобы истец заключил с ИП Антоновой Е.А. договор об оказании юридических услуг N 11/2020 от 01.10.2020 года, в соответствии с пунктами 3, 4 которого ИП Антонова Е.А. как исполнитель приняла на себя обязательство по составлению жалобы в УФАС по МО и представлению интересов заказчика в УФАС по МО. В соответствии с разделом 2 указанного договора, цена услуги по составлению жалобы составила 20.000 руб., а представительство в УФАС по МО - 5.000 руб. Услуги по договору исполнителем были оказаны на сумму 25.000 руб., что подтверждается актом N 16 от 15.07.2021 года, подписанным обеими сторонами. Оплата оказанных услуг была произведена истцом в полном объеме платежным поручением N 356 от 15.07.2021 года. Так, истец считает, что понесенные им расходы на составление жалобы являются убытками, в связи с чем 27.07.2021 года он направил в адрес ответчика досудебную претензию с требованием возместить убытки. В письме N 844 от 13.08.2021 года ответчик отказал истцу в возмещении убытков, ссылаясь на нецелесообразность подачи истцом жалобы, поскольку закупка до ее подачи в УФАС по МО заказчиком МБУЗ"ДЦГБ" отменена

Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца с настоящим иском, который был удовлетворен, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, удовлетворяя исковые требования, руководствуясь ст.ст. 15, 309, 310, 393 ГК РФ, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", правомерно исходил из следующего.

Так, решением УФАС по МО от 09.07.2021 года по делу N 50/06/26075эп/21 о нарушении законодательства о контрактной системе жалоба ООО "МАКСИТРЕЙД" была признана обоснованной, в действиях ответчика установлены нарушения части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе решено не выдавать, так как закупка отменена.

При этом ответчик указал, что согласно журналу событий электронного аукциона N 0348300029121000113 закупка была отменена по решению заказчика 06.07.2021 года в 10 час.50 мин., извещение об отмене определения поставщика размещено 06.07.2021 года в 19 час.20 мин, в то время как жалоба истца была размещена на официальном сайте УФАС по МО 06.07.2021 года, то есть после отмены закупки, ввиду чего у истца отсутствовала необходимость подачи жалобы. При этом решение УФАС по МО по делу N 50/06/26075эп/21 было принято 09.07.2021 года и антимонопольным органом было принят во внимание факт отмены закупки 06.07.2021 года. Кроме того, в порядке ст. 65 Закона о контрактной системе заказчиком были внесены изменения в аукционную документацию на основании поступивших запросов на разъяснение ее положений, в том числе по вопросам, изложенным в жалобе истца. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в Единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. Согласно сведениям сайта Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: https://zakupki.gov.ru/, жалоба истца, адресованная в УФАС по МО, была подана 02.07.2021 года. При этом разъяснения положений аукционной документации были опубликованы 05.07.2021 года в 11 час.24 мин., 11 час.28 мин. и в 11 час.30 мин. (л.д. 43-44).Новая редакция аукционной документации с учетом поступивших запросов на разъяснение ее положений была опубликована 05.07.2021 года. Причем в новой редакции аукционной документации изменения в части установления ограничений в соответствии с Постановлением N 102 и дополнительных избыточных необоснованных требований к техническим характеристикам товара отсутствовали.

На основании изложенного, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

При этом довод ответчика о нецелесообразности обращения истца за квалифицированной юридической помощью по причине того, что составление жалобы в УФАС по МО возможно путем заполнения готовой формы, размещенной на официальном сайте соответствующего антимонопольного органа и не требует специальных познаний в области юриспруденции, был обоснованно отклонен судом в обжалуемых актах, поскольку, заключив с ИП Антоновой Е.А. договор на оказание юридических услуг, истец реализовал свое право на получение квалифицированной юридической помощи.

Таким образом, понесенные истцом расходы на оплату услуг по обращению в УФАС были подтверждены материалами дела, а также находятся в причинно-следственной связи с действиями ответчика, в связи с чем были верно признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании статей 15, 393 ГК РФ."