г. Москва |
|
6 июля 2022 г. |
Дело N А41-77870/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.07.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.07.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Беловой А.Р., Филиной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от ООО "Экотехнопарк": не явился, извещен,
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28.02.2022 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2022 по делу N А41-77870/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экотехнопарк"
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконными уведомлений
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭКОТЕХНОПАРК" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление), в котором просило признать незаконными уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 11.10.2021 N КУВД-001/2021-25837174/2, от 11.10.2021 N КУВД-001/2021-25837174/3, от 11.10.2021 N КУВД-001/2021-25837116/2, от 11.10.2021 N КУВД-001/2021-25837116/3, от 11.10.2021 N КУВД-001/2021-25841159/2, от 11.10.2021 N КУВД-001/2021-25841159/3; об обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности заявителя на следующие объекты незавершенного строительства: участок приема КГМ, расположенный по адресу: Московская область, Рузский городской округ, деревня Щелканово, степенью готовности 75 %, площадью застройки 600 кв. м; административно-бытовой комплекс, расположенный по адресу: Московская область, Рузский городской округ, деревня Щелканово, степенью готовности 94 %, площадью 1210 кв. м, площадью застройки 672 кв. м; ремонтный бокс, расположенный по адресу: Московская область, Рузский городской округ, деревня Щелканово, степенью готовности 91%, площадью 310 кв. м, площадью застройки 324 кв. м (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Компания Зеленая луна", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (ООО "Компания Зеленая луна", ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.02.2022, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2022, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Лица, участвующие в деле своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Заявитель в письменном отзыве возражает против удовлетворения кассационной жалобы. Отводов составу суда не поступило.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявитель в соответствии с договором аренды земельного участка N АЗУ-1/18 от 01.01.2018 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:19:0030305:270 с видом разрешенного использования - промышленные и коммунальные складские предприятия III - V классов опасности. Участок передан арендатору для использования в целях, предусмотренных его уставом. Срок действия договора - до 01.11.2024. Собственником участка (арендодателем) является третье лицо - ООО "Компания Зеленая луна".
На основании разрешения на строительство от 27.12.2018 N RU50-19-12608-2018, выданного Министерством жилищной политики Московской области, заявитель возвел на участке следующие объекты: участок приема КГМ, административно-бытовой комплекс, ремонтный бокс.
24.06.2021 заявитель обратился в Управление с заявлением о государственном кадастром учете недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на спорные объекты.
Управлением 11.10.2021 приняты решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав N N КУВД-001/2021-25837174/2, КУВД-001/2021-25837174/3, КУВД-001/2021-25837116/2, КУВД-001/2021-25837116/3, КУВД-001/2021-25841159/2, КУВД-001/2021-25841159/3.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В силу части 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона N 218 предусмотрено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Согласно пункту 37 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статьей 27 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Отказывая в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, Управление указало на то, что заявителем для государственной регистрации не представлены документы о продлении разрешения на строительство. Представленное разрешение на строительство не подписано усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами РФ уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе. У заявителя отсутствуют полномочия на строительство на арендованном земельном участке и регистрацию права собственности. Проектная документация представлена не в полном объеме. При проведении экспертизы установлено наличие в ЕГРН записи о запрете регистрационных действий в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0030305:270. Заявителем не представлен документ, подтверждающий, что госпошлина уплачена с расчетного счета организации.
Согласно статье 17 N 218-ФЗ, за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 18 Закона N 218-ФЗ представление документа об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не требуется. Заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе. Если на момент представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав и документ о ее уплате не представлен вместе с указанным заявлением, исчисление предусмотренного частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона срока начинается с даты получения органом регистрации прав сведений о такой уплате.
Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг, в перечне представленных документов указаны квитанции на сумму 22 000 руб. за каждый объект, которые являются подтверждением оплаты государственной пошлины за осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Таким образом, вопреки доводам Управления, заявителем при подаче заявления о государственном кадастром учете недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество была уплачена государственная пошлина в полном объеме.
Согласно материалам дела, Министерством жилищной политики Московской области" заявителю было выдано разрешение на строительство от 27.12.2018 N RU50-19-12608-2018, срок действия которого дважды был продлен на основании заявления заявителя от 24.06.2019 сроком до 27.01.2020, а также на основании заявления от 12.11.2019 сроком до 27.07.2020.
При этом согласно письму Минстроя России от 24.08.2020 N 33225-ИФ/03 и пункту 1 Приложения 3 к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 N 440, если окончание срока действия разрешения на строительство приходится на период с 07.04.2020 до 01.01.2021, данный срок продлевается еще на год, заявление о внесении изменений в разрешение на строительство с целью продления срока действия разрешения на строительство не требуется (указанные особенности применения разрешительных режимов установлены в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Таким образом, срок действия разрешения на строительство от 27.12.2018 N RU50-19-12608-2018 автоматически был продлен до 27.07.2021.
Суд первой инстанции указал, что распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 08.11.2018 N 316/1 внесены изменения в Административный регламент Министерства строительного комплекса Московской области по предоставлению государственной услуги "Выдача (продление) разрешений на строительство, объектов капитального строительства на территории Московской области (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, объектов, относящихся к полномочиям органов исполнительной власти и организаций, наделенных специальной компетенцией)", утвержденный распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 07.07.2017 N 239, согласно которым предоставление государственной услуги было закреплено за Министерством жилищной политики Московской области.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.02.2015 N 117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", утверждена форма разрешения на строительство.
Представленное в материалы дела разрешение на строительство подписано электронной подписью заместителя министра жилищной политики Московской области Черниковой Е.С., то есть уполномоченным лицом на подписание таких документов.
Из пунктов 1.1, 4.3 договора аренды земельного участка N АЗУ-1/18 от 01.01.2018 следует, что арендодатель (ООО Компания Зленая луна") предоставило арендатору (заявитель) земельный участок с кадастровым номером 50:19:0030305:270 с видом разрешенного использования - промышленные и коммунальные складские предприятия III - V классов опасности.
Участок передан арендатору для использования в целях, предусмотренных его уставом. Арендатор имеет право использовать участок на условиях, установленных договором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка, либо лица, которому земельный участок принадлежит на ином праве, если в соответствии с видом или видами разрешенного использования земельного участка допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, либо лица, использующего земельный участок на условиях сервитута, публичного сервитута, либо лица, которому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставлено право на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые на таких землях или земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
Согласно Уставу заявителя (2018 года) основным видом деятельности заявителя является сбор, обработка, утилизация отходов, при этом общество не лишено права осуществлять и иные виды деятельности, не запрещенные законом. Таким образом, земельный участок принадлежит заявителю на праве аренды, сроком до 01.11.2024.
Из отзыва собственника земельного участка ООО "Компания Зленая луна" следует, что общество выразило свое согласие заявителю на возведение спорных объектов недвижимости.
Частью 1 статьи 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника.
Целью наложения запрета совершения регистрационных действий в отношении недвижимого имущества является исключение риска отчуждения недвижимости (регистрации сделок) или установления его нового обременения, которые могли бы изменить баланс правомочий, осуществляемых в отношении спорной недвижимости.
Вместе с тем, арест (запрещение) имущества адресован именно собственнику имущества и запрещает только ему осуществлять любые действия, направленные на отчуждение данного имущества, и государственную регистрацию сделок и перехода права собственности на недвижимое имущество, а также регистрацию вещных прав в отношении арестованного объекта имущества.
Таким образом, в настоящем случае, регистрация права собственности на спорные объекты не затрагивают имущество собственника, не изменяет существующее положение земельного участка, в связи с чем, при регистрации не происходит возникновения и регистрации нового обременения.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, и свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой и апелляционной инстанций доказательств.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.02.2022 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2022 по делу N А41-77870/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка, либо лица, которому земельный участок принадлежит на ином праве, если в соответствии с видом или видами разрешенного использования земельного участка допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, либо лица, использующего земельный участок на условиях сервитута, публичного сервитута, либо лица, которому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставлено право на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые на таких землях или земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
...
Частью 1 статьи 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника.
...
решение Арбитражного суда Московской области от 28.02.2022 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2022 по делу N А41-77870/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 июля 2022 г. N Ф05-15547/22 по делу N А41-77870/2021