г. Москва |
|
8 июля 2022 г. |
Дело N А41-26824/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.07.2022.
Полный текст постановления изготовлен 08.07.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Скоропусковский Синтез": не явился, извещён;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Смолянников С.В. по доверенности от 08.04.2022, паспорту;
от Управления Росреестра по Московской области: не явился, извещён;
от Федерального агентства лесного хозяйства: не явился, извещён;
рассмотрев 04.07.2022 в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение от 14 декабря 2021 года Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 21 марта 2022 года Десятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А41-26824/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Скоропусковский Синтез"
к Комитету лесного хозяйства Московской области,
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Скоропусковский Синтез" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) со следующими требованиями:
1. Признать незаконным отказ Комитета лесного хозяйства Московской области в выдаче разрешения на размещение на земельном участке из земель лесного фонда(кадастровый номер 50:05:0000000:77196) площадью 1489 кв.м. объекта - линии электропередачи классом напряжения 10 кВ от ЗРУ ЮкВ ПС 220кВ "Заря" N 720 АО "Богородская электросеть" для электроснабжения комплекса объектов на земельном участке с кадастровым номером 50:05:0120146:790, расположенном по адресу: Московская область Сергиево-Посадский район, р.п. Скоропусковский, изложенный в письме Комитета лесного хозяйства Московской области от 09.03.2021 года N Исх-6231/28-14.
2. Обязать Комитет лесного хозяйства Московской области выдать Обществу с ограниченной ответственностью "Скоропусковский синтез" разрешение на размещение на земельном участке из земель лесного фонда (кадастровый номер 50:05:0000000:77196) площадью 1489 кв.м. объекта - линии электропередачи классом напряжения 10 кВ от ЗРУ ЮкВ ПС 220кВ "Заря" N 720 АО "Богородская электросеть" до границ участка, расположенного по адресу Московская область. Сергиево-Посадский район, р.п. Скоропусковский. кадастровый номер 50:05:0120146:790.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.12.2022, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2022, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе комитет просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, неполное их выяснение.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя комитета, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что 01.02.2021 ООО "СКОРОПУСКОВСКИЙ СИНТЕЗ" обратилось в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлением о выдаче разрешения на размещение объекта. В качестве оснований выдачи указаны - технические условия N 318 от 29.07.2019 АО "БЭС". Цель использования земельного участка - для размещения подземной кабельной линии электропередач 10 кВ для электроснабжения комплекса объектов на земельном участке по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, р.п. Скоропусковский, участок кадастровый номер 50:05:0120146:790. Местоположение и площадь лесного участка: Московская область, СергиевоПосадский район, Сергиево-Посадское лесничество, Сергиево-Посадское участковое лесничество кв. 10, кадастровый номер 50:05:0000000:77196. Площадь лесного участка 1489 кв.м. Обоснование цели использования лесного участка - для прокладки подземной линии электропередач 10 кВ для электроснабжения комплекса объектов на земельном участке по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, р.п. Скоропусковский, участок кадастровый номер 50:05:0120146:790.
Срок, на который требуется получение разрешения - 60 месяцев. Технические условия для присоединения к электрическим сетям, выданы АО "Богородская Электросеть", являются приложением N 1 к договору N 121-Ю/07-19 от 29.08.2019 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенного между АО "БЭС" (сетевая организация) и ООО "СКОРОПУСКОВСКИЙ СИНТЕЗ" (заявитель).
Письмом от 09.03.2021 Комитет лесного хозяйства Московской области сообщил об отказе в выдаче разрешения на использование земельного (лесного) участка под заявленные требования по следующим основаниям: - лесной участок, на котором планируется размещение объекта, который может быть размещен на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, расположен в лесах, которые в соответствии с категорией защитности и лесохозяйственным регламентом лесничества не предназначен для размещения объекта, указанного в заявлении.
В данном письме от 09.03.2021 Комитет лесного хозяйства Московской области также указывает, что лесной участок, на котором запроектировано размещение линейного объекта, имеет местоположение: Сергиево-Посадское лесничество, Сергиево-Посадское участковое лесничество, квартал 10, и относится к категории защитных лесов, лесов, расположенных в лесопарковой зоне.
Также отражено, что границы земельных участков, согласно каталогу координат, указанных в схеме, частично не относятся к землям лесного фонда Московской области.
Считая данное решение незаконным, нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился с настоящими требованиями в суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Такой Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300.
В п. 5 Перечня указаны линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. Таким образом, законодательством предусмотрена возможность размещения ЛЭП 10кВ без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 24 Лесного кодекса РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Подпунктом 13 пункта 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ установлено, что использование лесов может быть следующих видов, в частности: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. В соответствии с п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Пункт 1 статьи 111 Лесного кодекса РФ определяет, что к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Выделяются следующие категории защитных лесов (п. 2 ст. 111 Лесного кодекса РФ): леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов.
В соответствии с п. 1, 2, 4 ст. 114 Лесного кодекса РФ к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся в том числе: - леса, расположенные в зеленых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, выделяемые в целях обеспечения защиты населения от воздействия неблагоприятных явлений природного и техногенного происхождения, сохранения и восстановления окружающей среды); - леса, расположенные в лесопарковых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, используемые в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной функций и эстетической ценности природных ландшафтов).
В лесах, расположенных в лесопарковых зонах, запрещаются: 1) использование токсичных химических препаратов; 2) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; 3) ведение сельского хозяйства; 4) разведка и добыча полезных ископаемых; 5) строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений. В лесах, расположенных в зеленых зонах, запрещаются, в том числе строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов.
Порядок и условия размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Московской области от 08 апреля 2015 г. N 229/13 "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
В соответствии с пунктом 2 Порядка размещение объектов на территории Московской области осуществляется на основании разрешения на размещение объектов (далее - разрешение), выдаваемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (далее -уполномоченный орган).
Органом государственной власти Московской области, уполномоченным на выдачу разрешений в отношении земельных участков в составе земель лесного фонда, является Комитет лесного хозяйства Московской области.
Согласно абзацу 14 пункта 8 Порядка решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если лесной участок, на котором планируется размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, расположен в лесах, которые в соответствии с категорией защитности и (или) лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка) не предназначены для размещения объектов, указанных в заявлении.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает законные права и интересы заявителя, поскольку законодательством предусмотрена возможность размещения линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ без предоставления земельных участков собственникам этих сооружений, а линия электропередачи не относится к объектам капитального строительства, в связи с чем ограничения, установленные в пунктом 5 части 2 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, на линии электропередачи не распространяются. Испрашиваемый лесной участок имеет одним из видов использования - строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов, что подтверждается выпиской из государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах от 30.03.2020.
Также суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе сообщение кадастрового инженера от 10.09.2021, пришли к выводу, что границы (в соответствии с координатами, приведенными в Схеме границ) испрашиваемого земельного участка для размещения объектов электроснабжения находятся в границах земель лесного фонда (Сергиево-Посадское лесничество), кадастровый номер 50:05:0000000:77196
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Ссылка в кассационной жалобе на судебные акты по делу Арбитражного суда Московской области N А41-69294/2020 не является обоснованной, не может быть принята судом кассационной инстанции, поскольку при рассмотрении указанного спора суды исходили из иных установленных обстоятельств по указанному спору.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 декабря 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2022 года по делу N А41-26824/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу 14 пункта 8 Порядка решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если лесной участок, на котором планируется размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, расположен в лесах, которые в соответствии с категорией защитности и (или) лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка) не предназначены для размещения объектов, указанных в заявлении.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает законные права и интересы заявителя, поскольку законодательством предусмотрена возможность размещения линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ без предоставления земельных участков собственникам этих сооружений, а линия электропередачи не относится к объектам капитального строительства, в связи с чем ограничения, установленные в пунктом 5 части 2 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, на линии электропередачи не распространяются. Испрашиваемый лесной участок имеет одним из видов использования - строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов, что подтверждается выпиской из государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах от 30.03.2020."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 июля 2022 г. N Ф05-15215/22 по делу N А41-26824/2021