г. Москва |
|
13 июля 2022 г. |
Дело N А41-40465/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.07.2022.
Полный текст постановления изготовлен 13.07.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю. С.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от ООО "Эксплуатационная компания Акварель": Бинявский А.Ю. по доверенности N 01/22, паспорту;
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области": Щенникова О.В. по доверенности N 67-и от 10.03.2022, удостоверению;
от МУЖКП "Котельники": Деркач У.А. по доверенности от 26.01.2022, паспорту;
рассмотрев 05.07.2022, после перерыва 06.07.2022 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатационная компания Акварель"
на решение от 20 декабря 2021 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 03 февраля 2022 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-40465/21
по заявлению ООО "Эксплуатационная компания Акварель"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
о признании незаконным и отмене предписания,
третье лицо: МУЖКП "Котельники",
УСТАНОВИЛ:
ООО "Эксплуатационная компания Акварель" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция МО) о признании недействительным и отмене предписания от 24 мая 2021 года N 08 ОБ-23647- 77-21-2021.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципального унитарного жилищно-коммунального предприятия "Котельники" (далее - МУЖКП "Котельники").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление суда апелляционной инстанции отменить.
Общество считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Госжилинспекции МО возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Третье лицо возражало против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает, что судебные акты подлежат отмене исходя из следующего.
Как указали суды первой и апелляционной инстанций, 24.05.2021 сотрудниками управления в связи с поступившим обращением граждан (вх.N 08 ОБ-23647) и на основании распоряжения от 26.04.2021 N08ОБ-23647-77-21-2021 проведена внеплановая документарная проверка начисления платы за коммунальные услуги по отоплению в многоквартирном доме N 3 по улице Строителей города Котельники Московской области (далее - МКД).
В ходе проверки установлено, что управление МКД осуществляет ООО "Эксплуатационная компания Акварель".
По результатам проверки составлен акт от 24.05.2021 N 08 ОБ-23647-77-21- 2021 и ООО "Эксплуатационная компания Акварель" в котором указано, что определение размера платы за отопление производится ООО "Эксплуатационная компания Акварель" с нарушением пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354, выдано предписание от 24.05.2021 N08ОБ-23647-77-21-2021, которым в срок до 02.08.2021 указано на необходимость с 01.09.2020 по настоящее время провести собственникам МКД перерасчет платы за отопление в соответствии с п. 54 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Не согласившись с предписанием административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В соответствии с абзацем 2 пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.
Согласно абзацу 3 данного пункта потребитель коммунальной услуги по отоплению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии -пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги пои горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды на общедомовые нужды и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды на общедомовые нужды и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
Порядок внесения оплаты, рассчитанной в соответствии с пунктом 54 Правил N 354 регулируется положениями пунктов пунктами 42(1), 42(2), 43 Правил N 354.
Согласно пп. 42(1) и 54 Правил N 354 при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению необходимо руководствоваться типом системы отопления, а именно:
п. 54 Правил N 354 является специальной нормой, позволяющей определять размер платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, где производство коммунальной услуги по отоплению производится с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
п. 42(1) Правил N 354 регламентирует все варианты определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению (централизованная система отопления), за исключением вариантов обозначенных в п. 54 Правил N 354.
В соответствии с положениями пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и ( или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) иЗ(4) приложения N 2 к настоящим правилами на основании индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного общедомового прибора учета тепловой энергии.
При проведении проверки Госжилинспекцией были выявлены следующие нарушения: начисление платы за отопление по многоквартирному дому N 3 по адресу: Московская область, город Котельники, ул. Строителей производится на основании показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии с нарушением п. 54.
Суды установили, что спорный МКД оборудован индивидуальным тепловым пунктом.
Услуги по горячему водоснабжению и отоплению оказывает ООО "Эксплуатационная компания Акварель" с помощью ИТП, установленного и являющимся общедомовым имуществом.
Расчеты между МУЖКП "Котельники" и ООО "Эксплуатационная компания Акварель" осуществляются по показаниям общедомового прибора учета, согласованного между сторонами в договоре на поставку тепловой энергии от 01.12.2018 N 231
Суды пришли к выводу, что у ООО "Эксплуатационная компания Акварель" отсутствовали правовые основания для начисления платы за коммунальную услугу "отопление" в соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 с учетом показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
Вместе с тем, условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям, заключаемых управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией, определяются с учетом Правил N 354.
Указанные нормативные положения в их системном толковании в судебной практике исключают возложение на управляющую организацию обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций.
Как следует из положений п. 54 Правил N 354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению размер платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса использованного при производстве коммунальной услуги по отоплению и ГВС и тарифа на использованный коммунальный ресурс. При этом объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса.
При рассмотрении данного спора суды указали, что расчеты между МУЖКП "Котельники" и обществом осуществляются по показаниям общедомового прибора учета, согласованного между сторонами в договоре на поставку тепловой энергии от 01.12.2018 N 231.
Согласно условиям указанного договора общество закупает у МУЖКП "Котельники" двух-компонентный коммунальный ресурс, включающий воду и тепловую энергию в гигакалориях.
Также из содержания судебных актов следует, что общество не согласовывало индивидуальные тарифы на ГВС и отопление, они установлены и согласованы МУЖКП "Котельники", производящим коммунальные ресурсы.
Суды при рассмотрении довода общества о том, что имеющийся индивидуальный тепловой пункт не используется обществом для производства коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а используется в качестве теплообменника, поэтому должны применяться положения Правил и иного законодательства, используемые для расчета платы за отопление, предоставляемое централизованно, пришли к ошибочному выводу о том, что общество производит и предоставляет услугу горячего водоснабжения и отопления.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2021 N 24-П указано, что абзац третий пункта 40, абзацы первый и четвертый пункта 54 Правил, в силу которых плата за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения через индивидуальный тепловой пункт, определяется по принципу распределения израсходованной на отопление дома в целом тепловой энергии между собственниками и пользователями отдельных помещений с учетом площади этих помещений, т.е. не принимая во внимание показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, фактически создают - вопреки статье 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации и в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в конкретном многоквартирном доме - условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей этой услуги, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на иных потребителей (в том числе экономно ее расходующих). Кроме того, реализация данных положений ведет, в нарушение статьи 58 Конституции Российской Федерации, к не отвечающему общественным интересам росту потребления тепловой энергии в многоквартирных домах и тем самым к ее перепроизводству, усиливающему негативное воздействие на окружающую среду, и в конечном счете препятствует - вследствие необеспечения сохранности дорогостоящих приборов учета энергетических ресурсов и отсутствия экономических стимулов для их установки потребителями коммунальных услуг в добровольном порядке - достижению долгосрочных целей государственной политики энергосбережения.
Таким образом, суды неправомерно пришли к выводу о соответствии положениям действующего законодательства оспариваемого предписания Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
На основании изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые при неправильном применении норм материального права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований, признании оспариваемого акта незаконным.
В соответствии с частью 3 статьи 289 АПК РФ в постановлении арбитражного суда кассационной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, понесенных в связи с подачей кассационной жалобы.
Согласно положениям статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят, в том числе, из государственной пошлины.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом изложенного с Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" в пользу ООО "Эксплуатационная компания Акварель" подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 декабря 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 февраля 2022 года по делу N А41-40465/2021 отменить.
Признать незаконным и отменить предписание Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 24.05.2021 N 08 ОБ-23647-77-21-2021.
Взыскать с Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" в пользу ООО "Эксплуатационная компания Акварель" расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Возвратить ООО "Эксплуатационная компания Акварель" из федерального бюджета 1500 руб., уплаченные по платежному поручению от 15.11.2021 N 2565, а также 1500 руб., уплаченные по платежному поручению от 17.02.2022 N 250.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2021 N 24-П указано, что абзац третий пункта 40, абзацы первый и четвертый пункта 54 Правил, в силу которых плата за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения через индивидуальный тепловой пункт, определяется по принципу распределения израсходованной на отопление дома в целом тепловой энергии между собственниками и пользователями отдельных помещений с учетом площади этих помещений, т.е. не принимая во внимание показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, фактически создают - вопреки статье 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации и в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в конкретном многоквартирном доме - условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей этой услуги, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на иных потребителей (в том числе экономно ее расходующих). Кроме того, реализация данных положений ведет, в нарушение статьи 58 Конституции Российской Федерации, к не отвечающему общественным интересам росту потребления тепловой энергии в многоквартирных домах и тем самым к ее перепроизводству, усиливающему негативное воздействие на окружающую среду, и в конечном счете препятствует - вследствие необеспечения сохранности дорогостоящих приборов учета энергетических ресурсов и отсутствия экономических стимулов для их установки потребителями коммунальных услуг в добровольном порядке - достижению долгосрочных целей государственной политики энергосбережения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 июля 2022 г. N Ф05-6356/22 по делу N А41-40465/2021