• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 июля 2022 г. N Ф05-15269/22 по делу N А40-57020/2021

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Правила пункта 37 Правил, содержащиеся в разделе V Правил "Порядок возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора", касаются вопросов возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора, в отношении которых подается письменное заявление о возврате, что следует из положений раздела V Правил, в том числе пунктов 27 и 35.

В данном случае шла речь о возврате излишне уплаченных сумм утилизационных сбора не в порядке, предусмотренном разделом V Правил (по заявлению), а во исполнение судебных актов, которыми арбитражные суды обязали таможню возвратить обществу излишне уплаченные денежные суммы.

Тем самым, положения пункта 37 Правил, по мнению коллегии судей суда округа, не могли рассматриваться как нормы, запрещающие взыскание заявленных процентов в рассматриваемом случае.

При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной Постановлениях от 31.05.2016 N 14-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 14.05.2009 N 8-П, от 28.02.2006 N 2-П, на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший свое закрепление в пункте 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.

Установленная Конституцией Российской Федерации обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (статья 57) имеет публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти, пониманием налогов в качестве элемента финансовой основы деятельности государства; тем самым предполагается, что налоговые правоотношения основаны на властном подчинении и характеризуются субординацией сторон; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, а соответствующие органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы."