г. Москва |
|
22 июля 2022 г. |
Дело N А40-220766/21 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе судьи Стрельникова А.И.,
без вызова сторон,
рассмотрев в судебном заседании в порядке упрощенного производства кассационную жалобу
ИФНС России N 26 по г. Москве
на решение от 27 декабря 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 21 марта 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по иску ИФНС России N 26 по г. Москве
к ООО "Космо Фудс"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России N 26 по г. Москве обратилась с исковым заявлением к ООО "Космо Фудс" о взыскании неосновательного обогащения в размере 28.000 рублей в связи с необоснованным получением субсидии.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 декабря 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2022 года, в удовлетворении исковых требований было отказано (л.д. 15-17, 28-29).
Дело было рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, истец обратился с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просил обжалуемые решение и постановление отменить и принять новый судебный акт с учетом доводов, изложенных в кассационной жалобе.
В соответствии с ч. 2 ст. 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Изучив материалы дела, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции" были (Постановление N 976) утверждены правила предоставления субсидий в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции. Пунктом 1 Правил определено, что они устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции. Субсидии могут предоставляться получателям субсидий, относящимся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность, связанную с производством (реализацией) подакцизных товаров. Субсидия предоставляется единоразово на безвозмездной основе. Согласно пункту 2 Правил, субсидии предоставляются на основании реестра получателей субсидий для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой, по форме согласно приложению N 1 к правилам, в пределах, доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 Правил. Пунктом 3 Правил были определены условия для включения получателя субсидии, относящегося к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в реестр получателей субсидий. Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктами 3 и 4 Правил N 976, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 Постановления N 976 размер субсидии определяется как сумма средств на расходы, осуществляемые в целях проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, включающая первоначальные расходы в фиксированном размере 15.000 руб. и текущие расходы, рассчитываемые как произведение 6.500 руб. на количество работников в мае 2020 г. Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен сумме первоначальных расходов и составляет 15.000 руб. Ответственность за достоверность информации, указанной в пункте 3 Постановления N 976, несет получатель субсидии. Так, для получения субсидии получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 15 июля по 15 августа 2020 г. (включительно). Федеральная налоговая служба при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии в срок, установленный 8 Правил, производит расчет размера субсидии в соответствии с 5 Правил, формирует реестр в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи, и направляет его в Федеральное казначейство. Перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральным казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра, в том числе путем передачи реестра в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателям субсидии (пункт 9 Правил).
Так, истец указал, что ООО "Космо Фудс" в налоговый орган - ИФНС России N 26 по г. Москве 16 июля 2020 года было подано заявление о предоставлении в соответствии с Постановлением Правительства N 976 субсидии. Исходя из сведений, имеющихся в информационных ресурсах налогового органа на момент рассмотрения заявления, был сделан вывод о соответствии налогоплательщика критериям, установленным пунктом 3 Правил и произведен расчет размера субсидии, сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии. С учетом изложенного, субсидия в размере 28.000 руб. поступила на расчетный счет N 40702810038000072418 ООО "Космо Фудс", указанный в заявлении. Впоследствии в ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой Постановления N 976 было установлено, что по состоянию на 01.06.2020 у Общества имелась задолженность по налогам и страховым взносам в размере 26.489,31 руб. При этом на дату подачи заявления (16.07.2020) указанная задолженность не была погашена.
Таким образом, по мнению инспекции, субсидия была перечислена ООО "Космо Фудс" без соответствующих на то оснований. В связи с содержащимися в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Космо фудс" сведениями о недостоверности адреса местонахождения юридического лица ИФНС России N 26 по г. Москве 05.08.2021 было направлено уведомление N 24-06/27273/2 о выявлении факта неправомерного (ошибочного) получения субсидии, с рекомендацией добровольно осуществить возврат неправомерно (ошибочно) полученных сумм субсидий с указанием реквизитов для осуществления возврата субсидий, по адресу руководителя ООО "Космо Фудс" Величкина А.Д., который был получен 11.08.2021.
На основании изложенного истец полагает, что ООО "Космо Фудс" неправомерно (ошибочно) получена сумма субсидий в размере 28.000 руб., которую он просил взыскать с ответчика как неосновательное обогащение.
Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца с настоящим иском, в удовлетворении которого было отказано, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, оставляя исковые требования без удовлетворения, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 1102, 1109 ГК РФ, правомерно исходил из нижеследующего.
Как ссылается сам истец, налоговый орган по результатам проверки информации, имевшейся у него в отношении ответчика, не установил оснований для отказа в предоставлении ему субсидии, в связи с чем включил ООО "Космо Фудс" в реестр для перечисления субсидий, на основании которого она была перечислена на его счет Федеральным казначейством. При этом ответчик не соответствующих действительности сведений в ИФНС не представлял, а также не скрывал от истца каких-либо сведений, тогда как о наличии у ООО "Космо Фудс" задолженности по налогам и страховым взносам в размере 26.489,31 руб. истцу на дату подачи заявления о предоставлении субсидии было известно.
Таким образом, поскольку основания для предоставления субсидии проверены и установлены самим налоговым органом, исходя из имеющихся у него сведений, расчет размера субсидии был произведен в соответствии с Правилами N 976, при этом какой-либо недобросовестности со стороны ответчика при получении субсидии не установлено, равно как и предоставления недостоверных сведений, то суд, руководствуясь положениями постановления Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976, статьями 1102, 1109 ГК РФ, пришел к верному выводу, что предоставленную ответчику субсидию нельзя считать неправомерно полученной, в связи с чем требование о возврате субсидии в качестве неосновательного обогащения является необоснованным.
При этом следует указать и о том, что суд исследовал все фактические обстоятельства дела и дал соответствующую правовую оценку спорным отношениям, хотя об обратном и было указано в жалобе.
Таким образом, исходя из представленных в материалы дела доказательств и конкретных обстоятельств дела, суд в обжалуемых актах обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку истцом не был доказан факт возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения по заявленным основаниям, с чем согласна и кассационная инстанция.
Кроме того, вопреки доводам истца, им не была доказана необоснованность предоставленной ответчику субсидии, при этом, указанная в жалобе судебная практика не может служить основанием для отмены обжалуемых актов, поскольку не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора с учетом установленных по делу обстоятельств.
Следовательно, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушений указанных норм права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено, хотя об обратном и было указано в жалобе заявителем по делу.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Кроме того, доводы кассационной жалобы уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции, с оценкой которых согласна и кассационная инстанция.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 декабря 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2022 года по делу N А40-220766/21 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 3 ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, настоящее постановление является окончательным и обжалованию не подлежит.
Судья |
А.И. Стрельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как ссылается сам истец, налоговый орган по результатам проверки информации, имевшейся у него в отношении ответчика, не установил оснований для отказа в предоставлении ему субсидии, в связи с чем включил ООО "Космо Фудс" в реестр для перечисления субсидий, на основании которого она была перечислена на его счет Федеральным казначейством. При этом ответчик не соответствующих действительности сведений в ИФНС не представлял, а также не скрывал от истца каких-либо сведений, тогда как о наличии у ООО "Космо Фудс" задолженности по налогам и страховым взносам в размере 26.489,31 руб. истцу на дату подачи заявления о предоставлении субсидии было известно.
Таким образом, поскольку основания для предоставления субсидии проверены и установлены самим налоговым органом, исходя из имеющихся у него сведений, расчет размера субсидии был произведен в соответствии с Правилами N 976, при этом какой-либо недобросовестности со стороны ответчика при получении субсидии не установлено, равно как и предоставления недостоверных сведений, то суд, руководствуясь положениями постановления Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976, статьями 1102, 1109 ГК РФ, пришел к верному выводу, что предоставленную ответчику субсидию нельзя считать неправомерно полученной, в связи с чем требование о возврате субсидии в качестве неосновательного обогащения является необоснованным."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 июля 2022 г. N Ф05-14606/22 по делу N А40-220766/2021