город Москва |
|
24 января 2024 г. |
Дело N А41-651/2022 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу Московского областного УФАС России
на решение Арбитражного суда Московской области от 22 июня 2022 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2023 г.,
по делу N А41-651/2022
по заявлению акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Исток имени А.И. Шокина"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 050/04/7.32.3-2362/2021 от 29 ноября 2021 г.,
УСТАНОВИЛ: Первой прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области проведена проверка соблюдения федерального законодательства в части порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Исток имени А.И.Шокина" (далее - АО "НПП "Исток им. А.И.Шокина", заказчик, общество).
В ходе мониторинга официального сайта Единой информационной системы закупок - www.zakupki.gov.ru прокуратурой установлено, что АО "НПП "Исток им. А.И.Шокина" проводило запрос предложений в электронной форме на выполнение ремонтных работ в складских помещениях корпуса "Наука" АО "НИИ "Платан" (помещения 116, 117, 119, 120, 121, 123, 146-151, 151а, 152-153) (номер извещения 32110052015).
Согласно извещению и документации о проведении закупки заказчиком в нарушение требований законодательства о закупках установлено требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (пункт 1.6 Приложения N 1 к информационной карте), а также ненадлежащим образом установлен порядок оценки участников закупки критериям, установленным в закупочной документации.
Постановлением от 02 ноября 2021 г. заместителем прокурора Первой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области в отношении АО "НПП "Исток им. А.И.Шокина" возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и материалы дела об административном правонарушении направлены для рассмотрения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Московское областное УФАС России, административный орган).
29 ноября 2021 г. Московским областным УФАС России вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 050/04/7.32.3-2362/2021, которым в действиях АО "НПП "Исток им. А.И.Шокина" признаны нарушения пунктов 9, 13, 14 части 10 статьи Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и АО "НПП "Исток им. А.И.Шокина" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, АО "НПП "Исток им. А.И.Шокина" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Московскому областному УФАС России о его отмене.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 июня 2022 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2023 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Московского областного УФАС России от 29 ноября 2021 г. N 050/04/7.32.3-2362/2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.2 КоАП РФ, вынесенное в отношении АО "НПП "Исток им. А.И.Шокина".
В кассационной жалобе Московское областное УФАС России просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на наличие в действиях общества нарушений пунктов 9, 13, 14 части 10 статьи Закона о закупках, и, следовательно, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.2 КоАП РФ, полагая, что наличие у заказчика права по самостоятельному определению требований к участнику закупочной процедуры не означает, что реализация данного права может осуществляется произвольно (требования подлежат установлению заказчиком таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре).
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В силу части 1 статьи 1 Закона о закупках целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, непосредственно Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Статьей 3 Закона о закупках определены принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг.
Согласно части 1 названной статьи при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке, в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Статьей 7 Закона о закупках установлено, что за нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Действия, связанные с несоблюдением предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, и влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Удовлетворяя заявленные требования, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу об отсутствии в действиях АО "НПП "Исток им. А.И.Шокина" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Отклоняя доводы административного органа о неправомерном установлении заказчиком - АО "НПП "Исток им. А.И.Шокина" в документации об аукционе требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, суды указали на то, что указанное требование установлено заказчиком в связи с необходимостью выбора контрагента, который в результате осуществления предпринимательской деятельности по осуществлению ремонтных работ приобрел необходимую квалификацию в сфере осуществления такой деятельности. Качество и своевременность выполнения таких работ непосредственно повлияет на бесперебойную и безопасную деятельность общества как организации оборонно-промышленного комплекса.
Данное требование предъявляется ко всем участникам закупки для получения стоимостного выражения опыта, позволяющего оценить возможность претендента выполнить работы надлежащего качества в необходимом объеме в установленные сроки.
Кроме того, информация о членстве в саморегулируемой организации в области строительства служит показателем активности участника на соответствующем рынке услуг, а соответствие данному требованию позволяет определить участников, специализирующихся в данном сегменте рынка, что существенно снижает риски невыполнения обязательств контрагентом.
Потребности заказчика в приобретаемых товарах, работах, услугах являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Следовательно, заказчик должен определять требования к участникам в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе, создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Административным органом не доказано, что спорные условия включены в документацию о закупке для того, чтобы обеспечить предварительный квалифицированный отбор конкретному хозяйствующему субъекту.
Относительно установления в извещении о закупке порядка оценки по критерию "Качество технического предложения участника закупки", в соответствии с которым лучшим предложением по критерию признается предложение о качестве технического предложения, которое наилучшим образом удовлетворяет потребности общества в работах, услугах в соответствии с показателями, установленными в документации о закупке, которое не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения договора в связи с отсутствием предмета оценки, позволяющего определить перечень сведений, подлежащих оценке закупочной комиссией и соответственно, подлежащих представлению участникам закупки в своих заявках для получения оценки, судами указано на то, что в извещении о закупке обществом надлежащим образом указан порядок оценки по критерию качество технического предложения участника закупки.
Оснований для иной оценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 июня 2022 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2023 г. по делу N А41-651/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Московского областного УФАС России - без удовлетворения.
Судья |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действия, связанные с несоблюдением предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, и влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Удовлетворяя заявленные требования, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу об отсутствии в действиях АО "НПП "Исток им. А.И.Шокина" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 января 2024 г. N Ф05-34892/23 по делу N А41-651/2022