город Москва |
|
26 июля 2022 г. |
Дело N А40-130567/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Худяков А.В., доверенность от 20.06.2022;
от заинтересованного лица: Лукьянчиков В.С., доверенность от 12.01.2021;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 19 июля 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Росимущества
на решение от 03 декабря 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 15 марта 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-130567/21
по заявлению ООО "Неоленд"
об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка
к Росимуществу,
третьи лица: ТУ Росимущества в Московской области, Управление Росреестра по Московской области, ФКУ "Центравтомагистраль", Росавтодор,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Неоленд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Росимуществу о признании незаконным отказа от 31.03.2021 N АШ-10/9891 в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе 31 км Ярославского шоссе, с кадастровым номером 50:13:080422:0017, общей площадью 209.000 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного производства, в собственность ООО "Неоленд" за плату без проведения торгов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ТУ Росимущества в Московской области, Управление Росреестра по Московской области, ФКУ "Центравтомагистраль" и Росавтодор.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 декабря 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Росимущество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит решение и постановление подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы по следующим основаниям.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общество на основании договора от 15.02.2016 уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 22.03.2004 N 26030-Z получило от ООО "ТК Пушкино" право долгосрочной аренды, сроком до 21.03.2053, земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе 31 км Ярославского шоссе, кадастровый номер 50:13:080422:0017, общей площадью 209.000 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного производства (далее - земельный участок).
Вышеуказанный договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.11.2016, номер государственной регистрации 50-50/013-50/013/010/20164356/1.
По мнению общества, с момента приобретения права аренды по договору от 15.02.2016 об уступке прав и обязанностей общество проявляет должную заботу о земельном участке и осуществляет все необходимые действия, направленные на введение его в сельскохозяйственный оборот.
Согласно письму Комитета по управлению имуществом Администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 07.11.2018 N 18171448, исходя из данных ВИС ИСОГД МО, данный земельный участок относился к мелиорируемым землям и к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.
14.08.2018 общество подало в Арбитражный суд Московской области заявление об установлении факта отсутствия на земельном участке мелиоративных систем и отсутствия оснований для отнесения участка к мелиорируемым земельным участкам.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2019 по делу N А41-66589/18 вышеуказанные факты установлены, что позволило обществу перейти к дальнейшим действиям по введению в сельскохозяйственный оборот арендуемого земельного участка.
Поскольку со времени передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 22.03.2004 N 26030-Z прошло более трех лет, общество, руководствуясь подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, обратилось 10.04.2020 в Центральный аппарат Росимущества с заявлением от 02.04.2020 N 5 о предоставлении обществу вышеуказанного земельного участка без проведения торгов, проводимых в форме аукционов.
30.06.2020 обществом получен ответ N 10/19906, согласно которому:
1) сельскохозяйственное производство не относится ни к основным, ни к дополнительным видам деятельности общества;
2) имеющиеся у Росимущества фотоснимки, полученные из общедоступных источников, не позволяют сделать вывод о том, что земельный участок используется для сельскохозяйственного производства. Признаков ручной или механической обработки земельного участка, а также работ, связанных с сенокосом или выпасом скота, не наблюдается. Земельный участок зарастает сорной растительностью;
3) бывший арендатор земельного участка в феврале 2015 года привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40.000 руб., штраф оплачен;
4) у Управления земельных отношений Росимущества отсутствуют сведения об исполнении обществом обязанности по рекультивации и введения земельного участка в сельскохозяйственный оборот. Управлением Россельхознадзора по городу Москве, Московской и Тульской областям сведения об устранении выявленных нарушений, отсутствии новых нарушений не представлены;
5) в соответствии с Генеральным планом, утвержденным решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района Московской области от 20.12.2017 N 383/53, границы земельного участка входят в границы населенного пункта г. Пушкино. Информация о включении земельного участка в границы населенного пункта г. Пушкино подтверждена письмом Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области. Кроме того, организована работа по передаче сведений в ЕГРН о включении земельного участка в границы населенного пункта г. Пушкино.
С учетом вышеуказанных замечаний осенью 2020 года обществом внесены изменения в виды деятельности. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц сельскохозяйственное производство относится как к основным ("Смешанное сельское хозяйство", код по ОКВЭД 01.50), так и к дополнительным ("Выращивание рассады", код по ОКВЭД 01.30; "Выращивание прочих однолетних культур", код по ОКВЭД 01.19; "Выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей", код по ОКВЭД 01.13) видам деятельности общества.
В ответ на обращение общества от 27.10.2020 N 20ВХ-40493 о подтверждении факта вовлечения в сельскохозяйственный оборот вышеуказанного земельного участка, а также использования его в соответствии с целевым назначением, обществом получено письмо Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 01.12.2020 исх. N 30490/20-09-01. Согласно данному письму министерством направлен запрос в Администрацию Пушкинского городского округа Московской области с целью проверки факта проведения культуртехнических работ и устранения признаков неиспользования на земельном участке. В данном письме также указано, что согласно сведениям Администрации Пушкинского городского округа Московской области земельный участок используется в соответствии с целевым назначением.
К указанному письму также приложено письмо Комитета по управлению имуществом Администрации Пушкинского городского округа Московской области от 27.11.2020 N 16976, в соответствии с которым на земельном участке общества проведены мероприятия по приведению земельного участка в надлежащее состояние (удалены зеленые насаждения, проведена планировка земельного участка механизированным способом с удалением кочек, проведены мероприятия по удалению борщевика Сосновского). Обществом представлен договор, заключенный с АО "Зеленоградский", на выполнение работ по обработке земельного участка от 25.11.2020 не позднее 01.05.2021.
Общество 17.02.2021 направило в Центральный аппарат Росимущества новое заявление от 11.02.2021 N 1 о предоставлении обществу указанного земельного участка без проведения торгов, проводимых в форме аукционов.
31.03.2021 обществом на данное заявление получен ответ (поручение об оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок сельскохозяйственного назначения) N АШ-10/9891, в котором указано, что принятие решения о предоставлении в собственность обществу земельного участка не представляется возможным.
Судами установлено, что из ответа Центрального аппарата Росимущества от 31.03.2021 N АШ-10/9891 следует, что в предоставлении земельного участка в собственность общества за плату на основании договора купли-продажи отказано по причине проработки вопроса с уполномоченными органами Пушкинского городского округа о предложении включения земельного участка в границы соответствующего населенного пункта.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались тем, что данное основание отказа в предоставлении земельного участка в собственность не указано в статье 36.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем отказ Росимущества в предоставлении обществу в собственность земельного участка по этому основанию является неправомерным.
При этом суды указали, что иных препятствий для предоставления земельного участка в собственность общества за плату не имеется.
Суды отметили, что доказательств выявления в рамках государственного земельного надзора неустранимых нарушений земельного законодательства Российской Федерации при использовании испрашиваемого земельного участка также не имеется. Все замечания Центрального аппарата Росимущества, указанные в ответе от 30.06.2020 N 10/19906, устранены обществом.
Суды указали, что обращение с заявлением о предоставлении земельного участка на праве собственности за плату без проведения торгов подано 17.02.2021, то есть до истечения срока договора аренды земельного участка.
Судами отклонен довод Росимущества о том, что согласно письму Администрации Пушкинского городского округа Московской области от 22.04.2021 N 6421 земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 50:13:080422:0017 включен в границы населенного пункта в соответствии с Генеральным планом городского поселения Пушкино, утвержденным решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района от 20.12.2017 N 383/53, в связи с чем на момент подачи обществом соответствующего обращения в Росимущество категория земельного участка, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), перестала быть актуальной, о чем обществу сообщалось в письмах Росимущества.
При этом суды отметили, что доказательств направления в орган кадастрового учета документов в случае изменения границ населенного пункта или утверждения правил землепользования и застройки - карты (план) объекта землеустройства, подготовленной в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границе населенного пункта судам не представлено.
Суды пришли к выводу о том, что поскольку отказ в предоставлении земельного участка в собственность по основаниям, не предусмотренным законом, прямо запрещен, действия Росимущества создали необоснованные препятствия в осуществлении хозяйственной деятельности общества.
Учитывая изложенные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление общества и обязали Центральный аппарат Росимущества в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Между тем, судами не проверены доводы Росимущества, которые имеют существенное значение для разрешения спора.
Росимущество полагает, что судами ошибочно истолкован юридический состав, позволяющий приобрести без проведения торгов федеральный земельный участок по основанию, указанному в подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, применительно к фактическим обстоятельствам настоящего судебного спора.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Таким образом, одним из ключевых условий предоставления земельного участка по указанному основанию является отсутствие у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Росимущество указало, что в соответствии с актом проверки Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям общества от 15.06.2021 N 25-12(з)2021, в результате проведенной плановой, документарной и выездной проверки выявлено, что общество использует земельный участок в полном объеме в соответствии с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства.
Между тем, Росимущество обратило внимание на то, что согласно письму Администрации Пушкинского городского округа Московской области от 22.04.2021 N 6421 земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 50:13:080422:17 включен в границы населенного пункта в соответствии с Генеральным планом городского поселения Пушкино, утвержденным решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района от 20.12.2017 N 383/53.
Таким образом, на момент подачи обществом соответствующего обращения в Росимущество категория земельного участка, указанная в ЕГРН, перестала быть актуальной, о чем обществу сообщалось в соответствующих письмах Росимущества.
При этом Росимущество отметило, что письмом Комитета по управлению имуществом Администрации Пушкинского городского округа Московской области от 25.05.2021 N 9146 Территориальное управление проинформировано об отсутствии у Администрации Пушкинского городского округа Московской области полномочий по переводу земель, находящихся в собственности Российской Федерации, из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов".
Таким образом, по мнению Росимущества, отсутствие в ЕГРН записи об изменении категории земельного участка произошло не по вине Росимущества.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (пункт 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальное планирование определено как планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений. Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Согласно части 3 статьи 9 ГрК РФ, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 ГрК РФ).
Таким образом, из системного толкования положений части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что указанным законом установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и - застройки, как основополагающего - документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.04.2017 N 32-АГ17-1).
Росимущество обратило внимание на то, что решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района от 20.12.2017 N 383/53 утвержден Генеральный план городского поселения Пушкино, в соответствии с которым земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 50:13:080422:17 включен в границы населенного пункта.
Также Росимущество указало, что во исполнение его поручения от 31.03.2021 N АШ-10/9891 Территориальным управлением проведены мероприятия, направленные на погашение в ЕГРН записи об обременении земельного участка в виде его изъятия в пользу ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства, а также в связи с включением земельного участка в границы населенного пункта приведена в соответствие с положениями действующего законодательства категория земельного участка "Земли населенных пунктов" (письмо Управления Росреестра по Московской области от 12.07.2021 N 13-01005/21).
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Согласно позиции Росимущества, в связи с тем, что поскольку категория земельного участка 09.07.2021 изменена на "земли населенных пунктов", то акт проверки Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям общества от 15.06.2021 является неактуальным, так как проверка проводилась в отношении земельного участка с категорией "земли сельскохозяйственного назначения" (абзац 4 страницы 3 текста акта проверки).
Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ), гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Вместе с тем, необходимо различать земли сельскохозяйственного назначения, как категорию земель и земли сельскохозяйственного использования, как территориальную зону земель населенного пункта, образуемую в соответствии с градостроительными регламентами.
Росимущество при этом указало, что на земельные участки, отнесенные к территориальной зоне сельскохозяйственного использования, распространяется правовой режим той категории земель, к которой они принадлежат, то есть земель населенных пунктов (письмо Минэкономразвития Российской Федерации от 14.12.2009 N Д23-4217 "О разъяснении норм земельного законодательства").
Кроме того, сфера применения Федерального закона N 101-ФЗ и связанной с ним нормы подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации ограничивается земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения и не распространяется на земли населенных пунктов.
В силу пункта 5.1.14 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации государственный земельный надзор.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, по мнению Росимущества, обществу по указанной категории спора необходимо доказать совокупность фактов: бездействие со стороны уполномоченного органа и нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Соответственно, Росимущество полагает, что оно в рамках компетенции предприняло необходимые действия, направленные на принятие решения по обращению общества в соответствии с положениями действующего законодательства, в связи с чем отказ Росимущества, оформленный письмом от 31.03.2021 N АШ-10/9891 является законным и обоснованным.
В обоснование правовой позиции Росимущество указывало, что судами не дана оценка доводу Росимущества о невозможности предоставления земельного участка в связи с невозможностью определения его выкупной стоимости.
В соответствии с положениями статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 N 279 "Об утверждении Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов", цена земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов определяется в размере его кадастровой стоимости.
При этом Росимущество отметило, что категория и вид разрешенного использования земельного участка являются определяющими факторами в определении его стоимости (статья 14 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", пункт 1.10 приказа Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке").
Однако, как указало Росимущество, кадастровая стоимость земельного участка после изменения категории "земли сельскохозяйственного назначения" на категорию "земли населенных пунктов" осталось прежней в размере 1.257.071,4 руб., в связи с этим в данных ЕГРН усматривается техническая ошибка.
В целях исключения возможности причинения существенного ущерба Российской Федерации Территориальному управлению поручено произвести мероприятия по актуализации кадастровой стоимости земельного участка.
Росимущество отметило, что в настоящее время Территориальное управление осуществляет мероприятия по расторжению договора аренды земельного участка от 22.03.2004 N 26030-Z по причине нецелевого использования земельного участка, установленного в результате внеплановой выездной проверки земельного участка с кадастровым номером 50:13:0080422:17 (дело N А41-20340/22).
Статья 10 Федерального закона N 101-ФЗ и статья 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", предусматривающие предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не применимы к категории земель населенных пунктов.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций вопреки требованиям процессуального законодательства не установлены все фактические обстоятельства дела и не дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам и всем доводам сторон, следует признать, что выводы судов сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Ввиду того, что для принятия законного и обоснованного решения требуется установление обстоятельств, исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, предусмотренные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, принятые судами по данному делу решение и постановление подлежат отмене, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении суду в соответствии со статьей 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует оценить все доводы лиц, участвующих в деле, имеющиеся в деле доказательства, установить все имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применить нормы процессуального и материального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03 декабря 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2022 года по делу N А40-130567/21 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Москвы от 03 декабря 2021 года и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2022 года по делу N А40-130567/21, введенное определением Арбитражного суда Московского округа от 25 мая 2022 года.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с положениями статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 N 279 "Об утверждении Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов", цена земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов определяется в размере его кадастровой стоимости.
При этом Росимущество отметило, что категория и вид разрешенного использования земельного участка являются определяющими факторами в определении его стоимости (статья 14 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", пункт 1.10 приказа Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке").
...
Статья 10 Федерального закона N 101-ФЗ и статья 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", предусматривающие предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не применимы к категории земель населенных пунктов."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 июля 2022 г. N Ф05-13931/22 по делу N А40-130567/2021
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13931/2022
27.02.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-87903/2023
04.12.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-130567/2021
26.07.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13931/2022
15.03.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4037/2022
03.12.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-130567/2021