г. Москва |
|
28 июля 2022 г. |
Дело N А40-267756/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Анциферовой О.В., Дербенева А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев 25 июля 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
ГУ МРО ФСС РФ Филиал N 38
на решение от 09 февраля 2022 года
Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 21 апреля 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по заявлению ООО "КОМПАНИЯ "НЕРТА"
к ГУ МРО ФСС РФ Филиал N 38
об оспаривании решений,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КОМПАНИЯ "НЕРТА" (далее - заявитель, плательщик, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственному учреждению - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 38) (далее - заинтересованное лицо, фонд) о признании незаконными решения от 10.03.2021 г. N 773820200097501, от 06.08.2021 N 773821200300502, а также устранить допущенные нарушения прав и законных интересов: отменить установленный в 2020 год тариф 1,3%; пересчитать взносы за 2020 года по тарифу 0,2% от фонда заработной платы в 2020 г. и вернуть излишне начисленную сумму на р/с Общества - 77 353,63 руб.; отменить штраф - 10 272,85 руб.; отменить начисленные пени - 452,51 руб. Всего в размере 88 078,99 руб., а также вернуть излишне взысканную сумму 88 078,99 по инкассовым документам: N 819 от 16.09.2021 на сумму 46 084,26 руб., N 820 от 16.09.2021 на сумму 210 272,85 руб., N 821 от 16.09.2021 на сумму 452,51 руб., N 818 от 16.09.2021 на сумму 31 269,37 руб. на расчетный счет Общества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 февраля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2022 года, требования общества удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ГУ МРО ФСС РФ Филиал N 38 обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт, которым отказать ООО "КОМПАНИЯ "НЕРТА" в удовлетворении заявленных требований.
Участвующие в деле лица своих представителей в арбитражный суд округа не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Письменный отзыв не представлен в материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов суда первой и апелляционной инстанций ввиду следующего.
Как установлено судами двух инстанций в ходе рассмотрения дела по существу, Общество в срок, установленный п. 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. N 55, не представило в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности на 2020 год с необходимыми документами.
В связи с чем Фондом 26.05.2020 в адрес заявителя было направлено Уведомление от 21.05.2020 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 (далее - Уведомление), которым за основный вид его деятельности принят с кодом ОКВЭД 33.12 "Ремонт машин и оборудования", что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,30% к начисленной оплате труда.
Вместе с тем, Уведомление не было получено заявителем, т.к. было направлено Фондом по недействительному на тот момент юридическому адресу: 107392 Москва, ул. Халтуринская, дом. 11А, тогда ка Общество было зарегистрировано и находилось с 10.11.2014 г. по 01.12.2020 г. по адресу: 115407, Москва, ул. Речников, дом 7, стр. 14 (что подтверждается представленным в материалы дела листом записи ЕГРЮЛ от 10.10.2014).
Суды установили, что согласно официальной информации с сайта "Почта России. Отслеживание почтовых отправлений" (почтовый идентификатор 12571947245922) отправление не получено ни получателем, ни отправителем и с 23.09.2020 находится в статусе "временное хранение".
Не согласившись с уведомлением, заявитель направил в Фонд заявление, указав, что он, представлял в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности за 2020 вместе с необходимыми документами посредством ТКС. Однако по невыясненным причинам оно им получено не было.
В конце 2020, в адрес Общества от Фонда поступило требование N 155 от 14.12.2020 г. на сумму 39 949,37 руб. об уплате недоимки по страховым взносам.
По данным Общества, задолженности за 2020 г. на указанную сумму у Общества не имелось, о чем заявитель уведомил Фонд письмом и подтверждающими платежными документами об отсутствии задолженности за период с 2017 - 2020 гг. 19.03.2021 г. по почте от Фонда было получено решение N 773820200097501 от 10.03.2021 о взыскании страховых взносов по требованию N 155 от 14.12.2020 г.
Также в марте 2021 г. получены: письмо, от 15.12.2020 г. "О рассмотрении акта", зарегистрированное в книге регистрации исходящих документов ФСС N 05-21/10-14003 и Уведомление о назначении тарифа от 21.05.2020 г.
Общество предпринимало неоднократные попытки обращения в Фонд с просьбой разобраться по существу вопроса, т.к. взносы Обществом уплачивались регулярно, но был начислен штраф за неуплату.
Далее Обществом получено Решение N 773821200300501 от 18.05.2021 сумма 62 089,62 руб. и Решение N 7738221200300502 от 06.08.2021 сумма 56 809,62 руб., а 16.09.2021 г. с расчетного счета Общества была списана сумма 88 078,99 руб.
Так, из материалов дела, исследованного судами, установлено, что в 2021 году обществу подтвержден вид деятельности по коду ОКВЭД 46.75.2 "Торговля оптовая химическими продуктами", максимальный тариф 0,2%. Удельный вес дохода от этого вида деятельности составляет 100% по результатам деятельности в 2020 г. Документы подтверждения вида деятельности направлены на бумажных носителях и получена расписка-уведомление N 190675120 от 20.01.2021.
Общество, не согласившись с установлением ему основного вида его деятельности с кодом ОКВЭД 33.12 "Ремонт машин и оборудования" обратился в Фонд с жалобой, о чем получена расписка-уведомление от 13.10.2021 N 190838683. Ответ был получен в электронном виде лишь 27.10.2021, что повлекло обращение в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение об удовлетворении заявленных требований общества без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Кассационная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым судами дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы права; кассационная жалоба удовлетворению не подлежит ввиду следующего.
Обязанность по ежегодному подтверждению страхователями (юридическими лицами) основного вида деятельности (а также видов экономической деятельности подразделений, являющихся самостоятельными классификационными единицами) установлена п. 11 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства от 01.12.2005 г. N 713 (далее - Правила).
Правовые последствия неисполнения обязанности по подтверждению страхователем основного вида экономической деятельности предусмотрены п. 13 указанных Правил, которые в редакции Постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551, вступившей в силу с 01.01.2017 г., предусматривают, что если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, то в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении него в Едином государственном реестре юридических лиц.
В связи с чем, начиная с 2017 г. органы Фонда в случае неподтверждения страхователями основного вида экономической деятельности, определяют вид экономической деятельности для целей определения класса профессионального риска исходя из данных о кодах ОКВЭД, заявленных в ЕГРЮЛ самим юридическим лицом, выбирая из них код с наиболее высоким классом, т.е. руководствуются предусмотренным п. 13 Правил формальным подходом.
Указанные Правила, утвержденные Постановлением Правительства от 01.12.2005 г. N 713, детализированы Порядком подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. N 55, который в 2017 г. также с учетом Постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551 действует в редакции приказа Минтруда России от 25.01.2017 N 75н (далее - Порядок).
Порядком установлены конкретные сроки подтверждения страхователями основного вида экономической деятельности (до 15 апреля текущего года); перечень подлежащих представлению в Фонд документов для подтверждения; определены действия Фонда как в случае подтверждения страхователем деятельности, так и в случае непредставления им заявления и документов.
Так, пунктом 3 указанного Порядка установлено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности и копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.
Из пункта 5 указанного Порядка (в ред. Приказа Минтруда России от 25.01.2017 N 75н, с учетом Постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551) следует, что в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Вместе с тем, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", устанавливающим нерабочие дни в период с 4 по 30 апреля 2020 года, продлен срок представления страхователями документов для подтверждения основного вида экономической деятельности. Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в период с 6 по 8 мая 2020 установлены нерабочие дни, которые не распространяются на работодателей и работников, подпадающих под действие п. 3 данного Указа.
Таким образом, последним днем представлением страхователем документов для подтверждения основного вида экономической деятельности является 12 мая 2020 года (то есть первый рабочий день, следующий за нерабочими днями с 6 по 8 мая 2020 года).
Так, из материалов дела, исследованного судами, установлено, что в рассматриваемом случае Фонд, не получив от заявителя в срок до 12.05.2021 заявление о подтверждении вида экономической деятельности и подтверждающие его документы направил заявителю Уведомление от 21.05.2021, которым за основный вид его деятельности принял указанный в ЕГРЮЛ вид деятельности с самым высоким классом профессионального риска ОКВЭД 33.12 "Ремонт машин и оборудования" и установил страховой тариф в размере 1,30%.
Согласно ст. 26.29 Закона N 125-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Фондом согласно ст. 26.19 Закона N 125-ФЗ составлен акт камеральной проверки от 20.08.2020 N 155зб в результате проверки представленного Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме 4-ФСС, представленного заявителем 14.07.2020. Проверкой выявлена недоимка по страховым взносам в сумме 47 504,37 руб., образовавшаяся за период с 01.01.2020 по 30.06.2020. Филиалом N 38 Отделения Фонда в соответствии с порядком, предусмотренным Законом N 125-ФЗ вынесено Решение от 28.09.2020 N 155 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренной ст. 26.29 Закона N 125-ФЗ (штраф 9 500,87 руб. за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов, а также пени 97,55 руб.).
Также Фондом был составлен акт камеральной проверки от 03.03.2021 N 70зб в результате проверки представленного Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме 4-ФСС, представленного заявителем 20.01.2021. Проверкой выявлена недоимка по страховым взносам в сумме 51 364,26 руб., образовавшаяся за период с 01.07.2020 по 31.12.2020. Филиалом N 38 Отделения Фонда в соответствии с порядком, предусмотренным Законом N 125-ФЗ вынесено Решение от 09.04.2021 N 70 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренной ст. 26.29 Закона N 125-ФЗ (штраф 10 272,85 руб. за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов, а также пени 452,51 руб.).
Действия заявителя по направлению в Фонд пакета необходимых документов для подтверждения основного вида экономической деятельности, но с нарушением установленного Порядком срока, получили надлежащую оценку судов.
Исходя из буквального содержания выше проанализированных нормативных актов, ни Правила, ни Порядок не определяют порядка и последствий подтверждения страхователем вида деятельности с нарушением установленного срока, что, по мнению суда, является пробелом нормативно-правового регулирования в указанной сфере.
Страхователь не может быть лишен возможности представить заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, пусть и с нарушением установленного Порядком срока (но в пределах периода, для целей расчетов по которому производится данное подтверждение); а Фонд, получив от страхователя указанные документы, не может не учитывать их при проверке правильности его расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" расчетным периодом по страховым взносам является календарный год, а отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. При этом представляемые страхователями территориальным органам Фонда ежеквартальные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам составляются нарастающим итогом, и содержат данные об исчисленных и уплаченных взносах, начиная с начала расчетного периода, а также о применяемой ставке страховых взносов.
Предусмотренный пунктом 3 Порядка срок подтверждения основного вида экономической деятельности (15 апреля) соотнесен со сроком представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за первый отчетный период - первый квартал: к моменту получения расчета Фонд должен располагать документами, подтверждающими правомерность применяемой страхователем ставки страховых взносов, на это и направлен установленный срок подтверждения.
Однако факт представления данных документов за пределами срока не может не учитываться Фондом, так как по существу указанные документы в данном случае подлежат учету как подтверждающие размер заявленной в отчетности ставки страховых взносов (согласно подп. 7 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ).
При этом фактически при получении указанных сведений Фонд получает данные, свидетельствующие, как об осуществляемых в действительности страхователем видах деятельности, так и о том, какой из них является основным. С учетом того, что в ЕГРЮЛ могут содержаться неактуальные для страхователя виды деятельности (те, которые он реально не осуществляет), то в случае выбора для целей определения класса профессионального риска и соответствующего страхового тарифа таких неактуальных данных, страхователю фактически вменяется обязанность уплачивать страховые взносы исходя из вида деятельности, вообще не осуществляемого им.
Как обоснованно указано судами, возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности, законодательством не предусмотрено. Так, пункт 13 Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551), предусматривающий отнесение страхователя к виду деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска исходя из кодов ОКВЭД в выписке из ЕГРЮЛ (в случае непредставления им подтверждающих документов в срок), тем не менее, подразумевает выбор из фактически осуществляемых им видов экономической деятельности, на что указывает использованная формулировка: "осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности".
С учетом изложенного содержащее в п. 5 Порядка (в ред. Приказа Минтруда России от 25.01.2017 N 75н) положение о том, что "если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности" суд считает не соответствующим п. 13 Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551), неоправданно ограничивающим права страхователей и приводящим к возложению на них не предусмотренных Правилами и Федеральным законом от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ обязанностей.
В связи с чем подлежит применению ненормативный акт, имеющий большую юридическую силу - утвержденные Постановлением Правительства от 01.12.2005 г. N 713 Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска (ст. 21 и п. 1 и 3 ст. 22 ФЗ от 24.07.1998 N 125-ФЗ). Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 г. N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (также далее - Правила N 713), пункт 8 которых предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункта 9 Постановление Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска", основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
В силу пункта 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" (также далее - Приказ N 55), основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Общество в предыдущих периодах осуществляло основной вид экономической деятельности 46.75.2 "Торговля оптовая химическими продуктами" а также, представляя в Фонд соответствующие заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности с необходимыми документами в соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 01.12.2005 года N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска".
Однако, в 2020 ввиду возникновения технического сбоя, а также Указов Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарноэпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в срок, установленный в пункте 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 г. N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" (до 15.04.2020 года (с учетом Указов до 12.05.2020)), заявитель не представил в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с необходимыми документами, что повлекло вынесение Уведомления от 21.05.2021 и установлении на период 2020 страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,3% по ОКВЭД 33.12 "Ремонт машин и оборудования" согласно доведенному им уведомлению о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний юридического лица (кроме государственных (муниципальных) учреждений), имеющей наиболее высокий класс профессионального риска.
Заявитель, считая данное уведомление неправомерным, исчислял и уплачивал страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2020 году в расчете по начисленным и уплаченным страховым взноса по форме 4-ФСС исходя из тарифа в размере 0,2%, соответствующего основному виду экономической деятельности 46.75.2 "Торговля оптовая химическими продуктами" и 1-му классу профессионального риска.
Так, из материалов дела, исследованного судами, установлено, что общество никогда не осуществляло вид деятельности "ОКВЭД 33.12 "Ремонт машин и оборудования".
Согласно ЕГРЮЛ основным видом деятельности заявителя в период является 46.75.2 "Торговля оптовая химическими продуктами"; вид деятельности ОКВЭД 33.12 "Ремонт машин и оборудования" в 2020 году не вели.
Основной вид деятельности Общества - 46.75.2 "Торговля оптовая химическими продуктами", относится к 1 классу профессионального риска, что с учетом положений ст. 1 Федерального закона от 22.12.2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" соответствует страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
По общему правилу, коммерческие организации обладают универсальной правосубъектностью, в связи с чем, они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации). Факт регистрации в ЕГРЮЛ планируемых (дополнительных) видов экономической деятельности не означает, что в действительности эти виды деятельности осуществляются организацией; указание дополнительных видов деятельности означает лишь право на занятие указанной деятельностью, в том числе в будущем.
Следовательно, в отношении тех видов деятельности, которые организацией в действительности не осуществляются, не может применяться понятие профессионального риска, так как наступление соответствующих страховых случаев невозможно по объективной причине отсутствия самих производственных условий как основания таких рисков. При этом согласно статье 3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" N 125-ФЗ от 24.07.1998 года, профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Таким образом, как верно указали суды, профессиональный риск связан с теми реальными условиям, в которых реально происходит трудовая деятельность застрахованного лица. Согласно пункту 4 части 2 статьи 17 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" N 125-ФЗ от 24.07.1998 года, страхователь обязан обеспечивать меры по предотвращению наступления страховых случаев, нести в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за необеспечение безопасных условий труда. При этом обеспечение безопасных условий труда всегда связано с тем, какие это условия, что зависит от осуществляемой деятельности страхователя.
Тем самым, законодательство о страховании от несчастных случаев на производстве основано на понимании реальной связи между действительно существующими профессиональными рисками работников страхователя и размером тарифов по страхованию. Иной подход означал бы, что обязанность страхователя принимать меры к предотвращению производственных рисков и нести затраты на страхования от несчастных случаев, которые в данной конкретной производственной деятельности наступить не могут.
Согласно статьи 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" расчетным периодом по страховым взносам является календарный год, а отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. Страхователь не может быть лишен возможности представить заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, пусть и с нарушением установленного Порядком срока (но в пределах расчетного периода, для целей расчетов по которому производится данное подтверждение); а Фонд, получив от страхователя указанные документы, не может не учитывать их при проверке правильности его расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.
18.01.2021 Общество представило в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с приложением необходимых документов, с нарушением установленного Порядком N 55 срока.
Основной вид деятельности, фактически осуществляемой, устанавливающим нерабочие дни в период с 4 по 30 апреля 2020 года, продлен срок представления страхователями документов для подтверждения основного вида экономической деятельности. Указом Президента Российской Федерации, что подтверждается представленными в материалы дела документами: Заявление о подтверждении основного вида деятельности за 2020; Справку - подтверждение основного вида деятельности за 2020 г., пояснительную записку к бухгалтерской отчетности за 2020.
По итогам 2020 основным видом деятельности, осуществляемой Обществом является 46.75.2 "Торговля оптовая химическими продуктами" - выручка от которых за 2020 составила 100% от общего объема оказанных услуг.
Так, из материалов дела, исследованного судами, установлено, что Заявитель пояснил, что никогда не осуществлял вид деятельности - ОКВЭД 33.12 "Ремонт машин и оборудования". Оборот по виду экономической деятельности - ОКВЭД 33.12 "Ремонт машин и оборудования" за период 2020, у него отсутствует.
Так как фактически осуществляемый в 2020 году, основной вид деятельности Общества 46.75.2 "Торговля оптовая химическими продуктами", относится к 1 классу профессионального риска, что отражено в представленном (пусть и с нарушением установленного срока) Фонду заявлении о подтверждении основного вида осуществляемой деятельности, то с учетом положений ст. 1 Федерального закона от 22.12.2005 г. N 179-ФЗ, в отношении Общества на период 2020 года подлежит применению страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Факт представления документов, подтверждающих основной вид деятельности за пределами установленного срока не может не учитываться Фондом, так как по существу указанные документы в данном случае подлежат учету, как подтверждающие размер заявленной в отчетности Общества ставки страховых взносов (согласно подп. 7, 19 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ) (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.03.2018 года по делу N А40-134040/2017).
При этом фактически при получении указанных сведений Фонд получает данные, свидетельствующие как об осуществляемых в действительности страхователем видах деятельности, так и о том, какой из них является основным.
С учетом того, что в ЕГРЮЛ могут содержаться неактуальные для страхователя виды деятельности (те, которые он реально не осуществляет), то в случае выбора для целей определения класса профессионального риска и соответствующего страхового тарифа таких неактуальных данных, страхователю фактически вменяется обязанность уплачивать страховые взносы исходя из вида деятельности, вообще не осуществляемого им.
Между тем возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов, исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности, законодательством РФ не предусмотрено.
Так, в пункте 13 Постановления Правительства РФ от 01.12.2005 г. N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска" использована формулировка, не связанная со сроком подтверждения основного вида экономической деятельности, а именно: "если страхователь... не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности....", вместо формулировки "если страхователь... не подтверждает основной вид экономической деятельности в установленный срок".
Тем самым содержащееся в пункте 13 Постановление Правительства РФ от 01.12.2005 г. N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска" положение не исключает возможности такого подтверждения в "соответствующем году", т.е. исходя из установленного ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ расчетного периода по страховым взносам.
Согласно пункта 1 статьи 26.15 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", камеральная проверка проводится по месту нахождения страховщика на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов (информации), представленных страхователем, а также других документов (информации) о деятельности страхователя, имеющихся у страховщика, в т.ч. представленных для подтверждения основного вида осуществляемой деятельности даже за пределами установленного срока.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанции материального и процессуального права, а фактически указывают на несогласие с выводами судов, основанными на исследовании имеющихся в деле доказательств, которым судами дана надлежащая правовая оценка, и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 февраля 2022 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2022 года по делу N А40-267756/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
О.В. Анциферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом того, что в ЕГРЮЛ могут содержаться неактуальные для страхователя виды деятельности (те, которые он реально не осуществляет), то в случае выбора для целей определения класса профессионального риска и соответствующего страхового тарифа таких неактуальных данных, страхователю фактически вменяется обязанность уплачивать страховые взносы исходя из вида деятельности, вообще не осуществляемого им.
Между тем возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов, исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности, законодательством РФ не предусмотрено.
Так, в пункте 13 Постановления Правительства РФ от 01.12.2005 г. N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска" использована формулировка, не связанная со сроком подтверждения основного вида экономической деятельности, а именно: "если страхователь... не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности....", вместо формулировки "если страхователь... не подтверждает основной вид экономической деятельности в установленный срок".
Тем самым содержащееся в пункте 13 Постановление Правительства РФ от 01.12.2005 г. N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска" положение не исключает возможности такого подтверждения в "соответствующем году", т.е. исходя из установленного ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ расчетного периода по страховым взносам.
Согласно пункта 1 статьи 26.15 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", камеральная проверка проводится по месту нахождения страховщика на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов (информации), представленных страхователем, а также других документов (информации) о деятельности страхователя, имеющихся у страховщика, в т.ч. представленных для подтверждения основного вида осуществляемой деятельности даже за пределами установленного срока."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 июля 2022 г. N Ф05-17098/22 по делу N А40-267756/2021