г. Москва |
|
29 июля 2022 г. |
Дело N А40-210806/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.07.2022.
Полный текст постановления изготовлен 29.07.2022.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Л.В. Федуловой,
судей А.Р. Беловой, С.В. Красновой,
при участии в судебном заседании:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве- не явился, извещен;
от Общества с ограниченной ответственностью "Геотоп" - не явился, извещен;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" - Морозков С.В. (доверенность от 17.01.2022);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве- не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2022 по делу N А40-210806/2021
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Москве
о признании недействительным решения,
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, Общество с ограниченной ответственностью "Геотоп",
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" (далее - ФГБУ "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", Институт, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения Управления от 13.09.2019 N N 77/007/239/2019-1709, 77-0-1-71/3141/2019-384 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - Управление Росимущества в городе Москве), Общество с ограниченной ответственностью "Геотоп" (далее - ООО "Геотоп").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2022, требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы Управление ссылается на нарушение судами норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и указывает, что при отсутствии доказательств принадлежности недвижимого имущества на праве собственности в установленном законодательством порядке, вывод о разграничении государственной собственности на перечисленные в обращении объекты недвижимости является ошибочным; представленные заявителем документы не соответствуют требованиям, установленным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ФГБУ "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" возражал против удовлетворения жалобы.
Представители заинтересованного лица, третьих лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд не явились, что, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Института, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 АПК РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 10.08.2018 на земельный участок с кадастровым номером 77:08:0011001:23, расположенный по адресу: г. Москва, пл. Академика Курчатова, вл. 1, данный земельный участок находится в собственности Российской Федерации и предоставлен Институту в постоянное (бессрочное) пользование для эксплуатации научно-производственных зданий и сооружений.
В Карте N 1.2 Подраздела 1.2. "Сведения о зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства" Раздела 1 "Сведения о недвижимом имуществе" реестра федерального имущества от 23.09.2008 указано, что Институт владеет объектом недвижимости на праве оперативного управления.
Согласно Выписке из реестра федерального имущества от 21.06.2018 Институт поименован правообладателем объекта недвижимости.
ФГБУ "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" является заказчиком кадастровых работ, что подтверждается договором возмездного оказания услуг от 21.03.2018 N 10/02/2018, заключенным между Институтом и ООО "Геотоп", и платежным поручением от 11.04.2018 N 50358.
29.05.2019 Управление Росимущества в городе Москве обратилось в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации и государственному кадастровому учету в отношении объекта недвижимости по адресу: г. Москва, пл. Академика Курчатова, дом 1, строение 366, с предоставлением документов, подтверждающих отнесение объекта недвижимости к федеральной собственности, а именно: выпиской из реестра федерального имущества от 21.06.2018, инвентарной карточкой от 01.08.2019, выпиской из ЕГРН от 10.08.2018.
13.09.2019 уведомлениями N 77/007/239/2019-1709, 77-0-1-71/3141/2019-384 Управление сообщило об отказе в осуществлении учетно-регистрационных действий.
Полагая, что отказ Управления является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
При рассмотрении спора по существу судами установлено, что Институт располагает техническим паспортом Савеловского ТБТИ города Москвы от 10.06.2015; поэтажным планом Савеловского ТБТИ города Москвы от 10.06.2015; вышеуказанной Картой 1.2 реестра федерального имущества от 23.09.2008; ответом от 20.05.2016 Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Центральный государственный архив города Москвы" об отсутствии технической документации на строительство объекта недвижимости (строение 366); справкой от 16.01.2013 службы адресного реестра МосгорБТИ о регистрации адреса объекта на основании распоряжения префекта СЗАО от 19.12.2012 N 479-рп.
Удовлетворяя заявление, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, положениями статей 216, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 14, 18, 24, 29, 71 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", положениям, изложенным в пункте 21 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", проанализировав в совокупности и взаимной связи представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, учитывая, что спорный объект недвижимости относится к федеральной собственности, принимая во внимание невозможность предоставления акта уполномоченного органа о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, проектной документации либо технического паспорта объекта недвижимости, изготовленного до 01.01.2013, установив, что представленные заявителем для проведения учетно-регистрационных мероприятий документы соответствуют требованиям законодательства, отражают информацию, необходимую для постановки объекта на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности, суды пришли к выводу о несоответствии оспариваемого решения регистрирующего органа требованиям Закона, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении регистрационных действий.
При этом, судами отклонены ссылки Управления на несоответствие технического плана Требованиям, поскольку перечисленные Управлением нарушения нормативных требований к техническому плану невозможно устранить без дополнительных разъяснений (невозможно установить, какие конкретные действия необходимо совершить для их устранения), что не соответствует положениям пункта 71 Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами судов и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Судами правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2022 по делу N А40-210806/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Федулова |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявление, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, положениями статей 216, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 14, 18, 24, 29, 71 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", положениям, изложенным в пункте 21 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", проанализировав в совокупности и взаимной связи представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, учитывая, что спорный объект недвижимости относится к федеральной собственности, принимая во внимание невозможность предоставления акта уполномоченного органа о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, проектной документации либо технического паспорта объекта недвижимости, изготовленного до 01.01.2013, установив, что представленные заявителем для проведения учетно-регистрационных мероприятий документы соответствуют требованиям законодательства, отражают информацию, необходимую для постановки объекта на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности, суды пришли к выводу о несоответствии оспариваемого решения регистрирующего органа требованиям Закона, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении регистрационных действий.
При этом, судами отклонены ссылки Управления на несоответствие технического плана Требованиям, поскольку перечисленные Управлением нарушения нормативных требований к техническому плану невозможно устранить без дополнительных разъяснений (невозможно установить, какие конкретные действия необходимо совершить для их устранения), что не соответствует положениям пункта 71 Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 июля 2022 г. N Ф05-17367/22 по делу N А40-210806/2021