город Москва |
|
2 августа 2022 г. |
Дело N А40-200398/20-148-986 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Супруновой Д.В.: Пашкова М.Л. (дов. от 18.06.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: Петровой Е.А. (дов. N N33-Д-2169/21 от 27.12.2021 г.);
от третьего лица Департамента развития новых территорий г. Москвы: Михайловой Е.Н. (дов. N 5 от 10.01.2022 г.);
от третьего лица Префектуры Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы: не явились, извещены;
от третьего лица ГУП г. Москвы "Москворечье": не явились, извещены;
от третьего лица Департамента строительства г. Москвы: не явились, извещены;
рассмотрев 27 июля 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Супруновой Д.В.
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2022 г.
по делу N А40-200398/20-148-986
по заявлению Супруновой Диши Владимировны (правопреемник - Партнерство с ограниченной ответственностью "Интэрнэшнл Бизнес Консалтэнтс Эл Пи")
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании недействительным распоряжения от 21 августа 2020 г. N 26915,
третьи лица: Департамент развития новых территорий города Москвы; Префектура Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы; Государственное казенное учреждение города Москвы "Москворечье"; Департамент строительства города Москвы,
УСТАНОВИЛ: Партнерству с ограниченной ответственностью "Интэрнэшнл Бизнес Консалтэнтс Эл Пи" (далее - ПОО "Интэрнэшнл Бизнес Консалтэнтс Эл Пи", партнерство, заявитель) на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером 50:61:0010201:134, площадь 999 кв.м и расположенное на нем нежилое здание с кадастровым номером 77:13:0020222:42, площадь 2524,9 кв.м, по адресу: Москва, город Щербинка, Симферопольское шоссе, дом 20.
Постановлением Правительства Москвы от 05 марта 2019 г. N 136-ПП "Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - участок Варшавского шоссе от проектируемого проезда N 728 до Вишневой улицы" (далее - Постановление N 136-ПП) утвержден проект планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - участок Варшавского шоссе от проектируемого проезда N 728 до Вишневой улицы.
Во исполнение вышеуказанного постановления Департаментом городского имущества города Москвы (далее - Департамент) 05 апреля 2019 г. издано распоряжение N 13036 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для целей реконструкции и строительства автомобильной дороги Варшавское шоссе - деревня Андреевское - деревня Яковлево", согласно которому, земельный участок с кадастровым номером 50:61:0010201:134, расположенный по адресу: Москва г. Щербинка, Симферопольское шоссе, 18 и нежилое здание с кадастровым номером 77:13:0020222:42, расположенное по адресу: Москва г. Щербинка Симферопольское шоссе 31 км, принадлежащие партнерству на праве собственности, подлежат изъятию путем выкупа согласно статьям 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствии с Адресной инвестиционной программой города Москвы на 2018-2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 09 октября 2018 г. N 1233-ПП и Проектом планировки территории, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 04 июля 2017 г. N 402-ПП.
Указанные объекты запланированы к изъятию для государственных нужд в соответствии с пунктами 14 и 15 Перечня объектов недвижимого имущества.
Распоряжением Департамента от 27 декабря 2019 г. N 52957 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 05 апреля 2019 г. N 13036" пункты 14, 15 исключены из Перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных нужд.
21 августа 2020 г. Департаментом издано распоряжение N 26915 "Об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества", в соответствии с которым для целей, указанных в Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2019-2022 годы: "Реконструкция Варшавского шоссе на участке от проектируемого проезда N 728 до обводной дороги на город Подольск, включая транспортную развязку с обводной дорогой", земельный участок (объект недвижимого имущества), подлежащий образованию из земельного участка с кадастровым номером 50:61:0010201:134, площадью 999 кв.м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир автомойка, участок находится примерно в 20 м от ориентира по направлению на юг (Москва, город Щербинка, Симферопольское шоссе, дом 18) подлежит изъятию для государственных нужд в размере 207 кв.м. (далее - распоряжение).
Считая указанное распоряжение незаконным, ПОО "Интэрнэшнл Бизнес Консалтэнтс Эл Пи" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту о его отмене.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент развития новых территорий города Москвы, Префектура Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, Государственное казенное учреждение города Москвы "Москворечье", Департамент строительства города Москвы (далее - ГУП г. Москвы "Москворечье").
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции произведена процессуальная замена в порядке процессуального правопреемства в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителя - ПОО "Интэрнэшнл Бизнес Консалтэнтс Эл Пи" на Супрунову Диши Владимировну (далее - Супрунова Д.В.).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 января 2022 г. заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 21 августа 2020 г. N 26915 об изъятии для государственных нужд - для целей, указанных в Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2019-2022 гг. "Реконструкция Варшавского шоссе на участке от проектируемого проезда N 728 до обводной дороги на город Подольск, включая транспортную развязку с обводной дорогой", земельного участка размером 207 кв.м, образуемого из земельного участка, принадлежащего на праве собственности заявителю.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2022 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 20 января 2022 г. отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Супрунова Д.В. просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что отмена судебных актов до другому делу не свидетельствует о законности распоряжения и не отменяет требования статьи 9 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 43-ФЗ) о незаконности частичного изъятия земельного участка в случае невозможности использования собственником оставшейся части земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, которые не применялись в другом деле.
От Департамента развития новых территорий города Москвы через систему подачи документов "Мой арбитр" поступили письменные пояснения на кассационную жалобу, которые подлежат возврату в связи с отсутствием доказательств направления другим лицам, участвующим в деле (часть 2 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку письменные пояснения на кассационную жалобу поданы в электронном виде, бумажный носитель с текстом возврату не подлежит.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Супруновой Д.В. поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Департамента городского имущества города Москвы и Департамента развития новых территорий города Москвы против ее удовлетворения возражали.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (пункт 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Порядок изъятия установлен главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 22 июня 2021 г. по делу N А40-66509/20 распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 27 декабря 2019 г. N 52957 в части исключения пунктов N 14 и N 15 (принадлежащих заявителю объектов недвижимости) из приложения к распоряжению Департамента городского имущества города Москвы от 05 апреля 2019 г. N 13036 признано незаконным. При этом судом указано на то, что частичное изъятие этого земельного участка в соответствии с распоряжением Департамента N 26915 от 21 августа 2020 г. является незаконным в связи с невозможностью использования всего земельного участка и здания, принадлежащих заявителю.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что постановлением Арбитражного суда Московского округа от 02 марта 2020 г. N А40-66509/20 решение Арбитражного суда города Москвы от 22 июня 2021 г. по указанному делу отменено, в удовлетворении требования Супруновой Д.В. отказано.
При этом судом приняты во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А40-66509/20.
Так, распоряжением Департамента от 27 декабря 2019 г. N 52957 спорные объекты были исключены из перечня подлежащих изъятию в связи с тем, что построенная дорога существенно не затронула объекты заявителя, из 999 кв.м площади земельного участка дорога и тротуар занимают 260 кв.м, что соответствует проекту планировки территории, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 04 июля 2017 года N 402-ПП и положительному заключению ФАУ "Главгосэкспертиза России" N ЕГРЗ 00-1-1-3-002784-2018, в связи с чем отсутствуют основания для изъятия всего земельного участка.
Статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрены основания освобождения от доказывания.
Согласно части 2 названной статьи обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Иная оценка судом доказательств по настоящему делу без учета оценки, данной судом тем же доказательствам по ранее рассмотренному делу, в котором участвовали те же лица, противоречила бы части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, указывают на несогласие заявителя с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2022 г. по делу N А40-200398/20-148-986 оставить без изменения, кассационную жалобу Супруновой Д.В. - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что постановлением Арбитражного суда Московского округа от 02 марта 2020 г. N А40-66509/20 решение Арбитражного суда города Москвы от 22 июня 2021 г. по указанному делу отменено, в удовлетворении требования Супруновой Д.В. отказано.
При этом судом приняты во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А40-66509/20.
Так, распоряжением Департамента от 27 декабря 2019 г. N 52957 спорные объекты были исключены из перечня подлежащих изъятию в связи с тем, что построенная дорога существенно не затронула объекты заявителя, из 999 кв.м площади земельного участка дорога и тротуар занимают 260 кв.м, что соответствует проекту планировки территории, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 04 июля 2017 года N 402-ПП и положительному заключению ФАУ "Главгосэкспертиза России" N ЕГРЗ 00-1-1-3-002784-2018, в связи с чем отсутствуют основания для изъятия всего земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 августа 2022 г. N Ф05-16951/22 по делу N А40-200398/2020