г. Москва |
|
3 августа 2022 г. |
Дело N А40-228410/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.07.2022.
Полный текст постановления изготовлен 03.08.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - закрытого акционерного общества "Стройдревмонтаж" - Бедарева А.А. (представителя по доверенности от 10.01.2022),
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - извещено, представитель не явился,
от Территориального управления Федерального по управлению государственным имуществом в городе Москве - извещено, представитель не явился,
от Департамента городского имущества города Москвы - извещен, представитель не явился,
от Центральной базовой таможни - Ивановой Е.С. (представителя по доверенности от 11.01.2022),
рассмотрев 27.07.2022 в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Стройдревмонтаж"
на решение от 14.01.2022
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 13.04.2022
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-228410/2020
по заявлению закрытого акционерного общества "Стройдревмонтаж"
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
об установлении границ земельного участка,
третьи лица: Территориальное управление Федерального по управлению государственным имуществом в городе Москве, Департамент городского имущества города Москвы, Центральная базовая таможня,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Стройдревмонтаж" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - агентство) об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:112 в соответствии с данными межевого плана, изготовленного ООО "Геокадастр" от 12.12.2019.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Территориальное управление Федерального по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - управление), Департамент городского имущества города Москвы (далее - департамент), Центральная базовая таможня (далее - таможня).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.01.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное исследование обстоятельств дела и представленных в дело доказательств.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель таможни возражал против ее удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в заседание суда округа не направили, что с учетном норм части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
В приобщении к материалам дела отзыва управления на кассационную жалобу общества отказано ввиду несоблюдения при его подаче требований статьи 279 АПК РФ, а именно: не представлены документы, подтверждающие направление данного отзыва другим лицам, участвующим в деле, в том числе обществу.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества и таможни, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Арбитражные суды установили, что обществу принадлежит на праве собственности здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Магистральная 2-я, д. 14В, строение 1, которое поставлено на кадастровый учет за N 77:09:0005016:1099, расположенное на арендуемом обществом земельном участке с кадастровым номером 77:09:0005016:112.
Договором аренды земельного участка от 06.04.2010 N М-09-514537 предусмотрена обязанность арендатора обеспечить выполнение работ по закреплению границ земельного участка на местности и предоставить Арендодателю межевой план, выполненный в установленном порядке, для внесения необходимых изменений в сведения государственного кадастра недвижимости.
В ходе проведения кадастровых работ был подготовлен межевой план в связи с уточнением местоположения границ арендуемого земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 2-я Магистральная, вл. 14 Б. Межевой план подготовлен кадастровым инженером ООО "Геокадастр" - Назаркиным Д.В., являющимся членом СРО.
При производстве кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:112 была выявлена реестровая (кадастровая) ошибка в местоположении границ смежного земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:7.
Была проведена съемка данных земельных участков, которая подтвердила, что при определении границ земельных участков ранее, была допущена реестровая (кадастровая) ошибка.
Как указывает общество, сделать выводы о наличии реестровой ошибки позволили произведенные замеры земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:7, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 2-я Магистральная, вл. 14Б,. При натурном обследовании характерных точек закрепления границ земельного участка и состояние заборов было выявлено, что последние 15 лет границы оставались неизменными, что подтверждается визуальным состоянием ограждающих конструкций. Кроме того, был повторный выезд, измерения подтвердили наличие ошибок в местоположении границ и площади земельных участков.
По мнению общества, у земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:112 по данным ЕГРН отсутствуют сведения о средней квадратической погрешности определения координат характерных точек границ, что не соответствует Требованиям к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требованиям к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 90. С учетом земель данной категории - земли населенных пунктов, средняя квадратическая погрешность определения координат характерных точек границ земельного участка составляет 0.10 м. Земельный участок используется и обрабатывается полностью в указанных (четко обозначенных) границах на местности закреплены объектами искусственного происхождения (металлическими столбами). Весь участок полностью огорожен забором, также в ходе проведения кадастровых работ было установлено, что границы земельных участков закреплены на местности объектом искусственного происхождения более 15 лет - металлическим и деревянным забором.
В ходе контрольного определения координат пересечений и несовпадений границ указанных участков на местности не выявлено. Это дало основание для исправления ошибки в местоположении, допущенных лицом, выполнявшим работы по территориальному землеустройству.
Границы земельных участков, в местоположении которых выявлены реестровые (кадастровые) ошибки и которые существуют на местности пятнадцать и более лет и закреплены металлическими и деревянными столбами забора, что позволяет определить местоположение границ этих участков, и не подвергаются сомнению со стороны правообладателей смежных земельных участков (о чем свидетельствуют акты согласования местоположения границы земельных участков). В актах согласования местоположения границ этих участков имеются личные подписи всех заинтересованных лиц или их представителей, которые включены в состав Приложений межевого плана. Исправление кадастровых ошибок не изменяет прохождения сложившихся (фактических) межевых границ земельных участков.
В результате проведения кадастровых работ, 12.12.2019 был изготовлен межевой план арендуемого земельного участка, и 16.12.2019 был направлен в департамент для согласования, 27.12.2019 межевой план был согласован департаментом, что подтверждается письмом департамента от 27.12.2019 N 33-5-146199/19-(0)-1, после чего межевой план в порядке статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) был передан на согласование границ земельного участка. Однако управлением в согласовании (уточнении) границ было отказано.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с указанным заявлением.
Признавая заявление не подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что по сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 77:09:0005016:7 принадлежит на праве собственности Российской Федерации и предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования таможне, пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае предложенный обществом межевой план нарушает права пользователей смежных земельных участков и приводит к нарушению прав агентства, так как уменьшится площадь земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации.
Суды дополнительно сослались на письмо от 17.06.2010 N ПП-10/16811 "О земельных участках", в котором Росимущество с целью недопущения нарушения имущественных прав и интересов Российской Федерации, поручило территориальным управлениям Росимущества осуществлять мероприятия, направленные на недопущение потери площадей земельных участков, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах.
Поэтому, по мнению судов, мероприятия по "установке" границ земельного участка иными организациями являются незаконными.
Также суды указали, что если правообладатель смежного земельного участка представляет обоснованные возражения о местоположении границы земельного участка, то их можно снять не только путем обращения в суд, но и путем изменения местоположения границ и проведения повторного согласования местоположения границы (отдельной характерной точки или части границы). Такая возможность с 01.01.2017 предусмотрена пунктом 87 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921.
Между тем в соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений.
Установление, уточнение судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию с учетом предъявляемых требований, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков.
Согласно части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит согласованию заинтересованными лицами - правообладателями земельных участков, границы которых одновременно служат границами земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ.
В силу частей 1, 2 статьи 40 Закона N 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования и является частью межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В соответствии с частью 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно части 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ в случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.
Согласно части 5 статьи 40 Закона N 221-ФЗ споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Как указано в пункте 1 статьи 64 данного Кодекса, земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В данном случае возник земельный спор - спор о местоположении границ смежных земельных участков по сведениям ЕГРН в связи с необходимостью их уточнения. О возникновении спора свидетельствует отказ собственника смежного земельного участка в согласовании представленного межевого плана земельного участка. В случае возникновения такого спора он мог быть передан на рассмотрение суда.
Положения пункта 87 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921, не лишали общества права на рассмотрение спора судом и не могли с учетом этого рассматриваться как основание для отказа в иске.
Вопреки мнению судов, возможное уменьшение площади земельного участка земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:7, находящегося в собственности Российской Федерации, также не могло рассматриваться в качестве такого основания. Разрешение межевого спора по местоположению границ смежных земельных участков предполагает возможность уменьшения площади одного из них. Письмо от 17.06.2010 N ПП-10/16811 "О земельных участках" не должно было приниматься во внимание с учетом того, что спор был передан на рассмотрение суда.
В целях разрешения настоящего спора необходимо было проверить соответствие сведений ЕГРН о местоположении границ смежных земельных участков земельных участков с учетом предъявляемых требований и оценить по существу доводы лиц, участвующих в деле, в том числе общества.
Между тем суды не сопоставляли существующее на местности местоположение границ земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0005016:112 и 77:09:0005016:7 со сведениями об этих границах, имеющихся в ЕГРН, доводы общества не оценили, заявленные обстоятельства с учетом подлежащих применению нормативных требований не проверили.
Отказывая в удовлетворении заявления на том основании, что в случае удовлетворения заявления общества уменьшится площадь земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, суды, по сути, не рассмотрели по существу настоящий спор.
Поскольку для разрешения спора требуется исследование и оценка доказательств, дополнительное выяснение обстоятельств, что выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо всесторонне, полно и объективно исследовав все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, и установив по результатам их оценки обстоятельства спора, разрешить его, правильно применив нормы материального и процессуального права. Среди прочего необходимо рассмотреть вопрос о надлежащем ответчике, который имеет полномочия выступать в настоящем споре от имени собственника земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:7.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.01.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2022 по делу N А40-228410/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ в случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.
Согласно части 5 статьи 40 Закона N 221-ФЗ споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Как указано в пункте 1 статьи 64 данного Кодекса, земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
...
Положения пункта 87 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921, не лишали общества права на рассмотрение спора судом и не могли с учетом этого рассматриваться как основание для отказа в иске."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 августа 2022 г. N Ф05-16982/22 по делу N А40-228410/2020