г. Москва |
|
8 августа 2022 г. |
Дело N А40-233641/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Филиной Е.Ю.
судей Красновой С.В., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.02.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 по делу N А40-233641/2021
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконными решения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы к Управлению Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным решений, изложенных в уведомлениях от 29.07.2021 N КУВД-001/2021-16078436/2 и N КУВД-001/2021-16078436/3 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:00:0000000:16080.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.02.2022 удовлетворены требования Департамента городского имущества города Москвы (заявитель) о признании незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованное лицо) от 29.07.2021 N КУВД-001/2021-16078436/2, N КУВД-001/2023-16078436/3, суд обязал Управление произвести действия по регистрации прав по заявлению от 22.04.2021 N КУВД-001/2021-16078436 и представленным документам в установленном законодательством о регистрации недвижимости порядке и сроки.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 решение Арбитражного суда города Москвы от 24.02.2022 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судами заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, пр. Мытищинский, д. 8, строен. 3 с кадастровым номером 77:00:0000000:16080.
Решениями от 29.07.2021 КУВД-001/2021-16078436/2 и N КУВД-001/2021- 16078436/3 Управление Росреестра по Москве отказало в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие соблюдение установленного законом порядка сноса объекта недвижимости.
Полагая, что отказ регистрирующего органа является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела и доводы заявления суды установили, что действия регистрирующего органа противоречат законодательству в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем в данном случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решений или действий незаконными.
Кроме того в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Удовлетворяя заявленные требования, суды при исследовании доказательств, установили, что у Управления Росреестра по Москве отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении учетно-регистрационного действия в отношении объекта недвижимого имущества, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для снятия спорного объекта с государственного кадастрового учета.
Из норм Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ и Приказа Министерства экономического развития РФ от 20.11.2015 года N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" следует, что акт обследования объекта недвижимости сам по себе является документом, подтверждающим произведенный кадастровым инженером осмотр объекта и подтверждающим факт прекращения существования объекта. Отсутствие каких-либо иных дополнительных документов, подтверждающих прекращение существования объекта или являющихся основанием для его сноса, не влечет за собой безусловное признание такого акта обследования не соответствующим Приказу N 861 и не может являться основанием для отказа в снятии объекта с кадастрового учета и прекращения прав на него.
Таким образом, снятие объекта с кадастрового учета и государственная регистрация прав в связи с прекращением существования объекта недвижимости возможны при предоставлении: заявления собственника и акта обследования, подтверждающего прекращение существования здания.
Как установлено судами, в состав приложения к акту обследования включены документы, подтверждающие факт прекращения существования объекта недвижимости, а именно рапорт о результатах планового (рейдового) обследования от 31.03.2021 N 9022659; рапорт о результатах планового (рейдового) обследования от 17.02.2021 N 9022188; акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 31.03.2021 N 9022659. Также в приложении содержится письмо Росреестра N 14-13485/18 от 07.12.2018, указывающее на отсутствие необходимости при подготовке акта обследования включения в состав приложений акта обследования документов, подтверждающих соблюдение установленного в субъекте Российской Федерации порядка проведения работ по сносу (демонтажу) объектов недвижимости".
Таким образом, представленный акт обследования соответствует требованиям закона, а отказ Управления Росреестра по Москве в проведении действий по снятию объекта с государственного кадастрового учета со ссылкой на предоставление ненадлежащего акта обследования, противоречит статье 23 Закона о регистрации и Приказу от 20.11.2015 N 861.
При этом, как обоснованно указано судами, сведения ЕГРН о кадастровом учете в отношении несуществующего объекта являются недостоверными, что противоречит пункту 2 статьи 1 Закона о регистрации, а также пункту 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ.
Учитывая вышеизложенное, суды обоснованно пришли к выводу о том, что решения Управления Росреестра по Москве от 29.07.21 N КУВД-001/2021-16078436/2, N КУВД-001/2023-16078436/3 незаконны и подлежат отмене.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов не допущено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24.02.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 по делу N А40-233641/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
Е.Ю. Филина |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами, в состав приложения к акту обследования включены документы, подтверждающие факт прекращения существования объекта недвижимости, а именно рапорт о результатах планового (рейдового) обследования от 31.03.2021 N 9022659; рапорт о результатах планового (рейдового) обследования от 17.02.2021 N 9022188; акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 31.03.2021 N 9022659. Также в приложении содержится письмо Росреестра N 14-13485/18 от 07.12.2018, указывающее на отсутствие необходимости при подготовке акта обследования включения в состав приложений акта обследования документов, подтверждающих соблюдение установленного в субъекте Российской Федерации порядка проведения работ по сносу (демонтажу) объектов недвижимости".
Таким образом, представленный акт обследования соответствует требованиям закона, а отказ Управления Росреестра по Москве в проведении действий по снятию объекта с государственного кадастрового учета со ссылкой на предоставление ненадлежащего акта обследования, противоречит статье 23 Закона о регистрации и Приказу от 20.11.2015 N 861.
При этом, как обоснованно указано судами, сведения ЕГРН о кадастровом учете в отношении несуществующего объекта являются недостоверными, что противоречит пункту 2 статьи 1 Закона о регистрации, а также пункту 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ.
...
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 августа 2022 г. N Ф05-17777/22 по делу N А40-233641/2021