г. Москва |
|
16 августа 2022 г. |
Дело N А40-290936/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.08.2022.
Полный текст постановления изготовлен 16.08.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - акционерного общества "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения" - Неживовой К.В. (представителя по доверенности от 29.12.2020),
от Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Байназарова А.М. (представителя по доверенности от 09.08.2022), Пантелеева А.А. (представителя по доверенности от 01.06.2022),
рассмотрев 04.08.2022 - 09.08.2022 (объявлялся перерыв) в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения"
на решение от 14.02.2022
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 18.05.2022
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-290936/2021
по заявлению акционерного общества "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения"
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) от 24.12.2021 N 7.2-Пс/0211-1119вн/1-2021 о назначении административного наказания по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, неполное их исследование.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представители управления возражали против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее, пояснили, что срок выполнения предписания управления от 27.04.2021 продлялся до 06.11.2021; нумерация (пункты 5, 7, 8) приведена в оспариваемом постановлении исходя из акта проверки от 07.12.2021 и соответствует иной нумерации, указанной в названном предписании (пункты 10, 12, 13).
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установили арбитражные суды, постановлением управления от 24.12.2021 N 7.2-Пс/0211-1119вн/1-2021 общество привлечено к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ в виде 500 000 рублей штрафа за неисполнение в установленный срок пунктов 5, 7, 8 (10,12, 13) предписания управления от 27.04.2021 N 7.2-П/0050-1734п-2021, выданного обществу в связи с несоблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта: пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пунктов 443, 447, 448 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при производстве, хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03.12.2020 N 494 (зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 N 61824; далее - Правила безопасности).
Не согласившись с управлением, общество оспорило данное постановление в судебном порядке.
Признавая законным оспариваемое постановление, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности в бездействии общества события и состава вмененного административного правонарушения, выразившегося в неисполнении в установленный срок названных пунктов предписания управления.
Проверив требования КоАП РФ к порядку, сроку давности привлечения к административной ответственности, назначению административного наказания, суды признали их соблюденными.
Принимая во внимание общественную опасность совершенного правонарушения, исходя из целей и общих принципов назначения наказания и в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, суды не усмотрели оснований для признания малозначительным совершенного обществом административного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ).
Как заключили суды, факт совершения обществом вмененного административного правонарушения установлен и подтвержден материалами дела об административном правонарушении. Оснований для вывода о том, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении обществом той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от общества в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований законодательства, суды не выявили.
При этом суды исходили из того, что отсутствие причинения ущерба, каких-либо иных материальных последствий несоблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта само по себе не свидетельствует об основания для снижения размера назначенного штрафа в соответствии с пунктом 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Проверив требования КоАП РФ к порядку, сроку давности привлечения к административной ответственности и назначению административного наказания, суды признали их соблюденными.
Вопреки доводам кассационной жалобы общества, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, основаны на применении законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов и законодательства об административных правонарушениях с учетом таких обстоятельств. Оснований полагать, что судами при рассмотрении дела не были учтены обстоятельства и доказательства, имеющие значение для разрешения спора, не усматривается.
При этом приведенные обществом в кассационной жалобе обстоятельства, в том числе содержание выданного обществу последующего предписания, по мнению коллегии судей суда округа, не могли в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов исключать в рассматриваемом случае применение требований пунктов 443, 447 (в части указания о том, что по верху ограды должна натягиваться колючая проволока, лента), 448 Правила безопасности и освобождать общество от выполнения данных требований, в связи с чем обоснованно не были приняты судами первой и апелляционной инстанций в качестве оснований для признания незаконным оспариваемого постановления управления.
Процессуальных нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РОФ, судами не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022 по делу N А40-290936/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание общественную опасность совершенного правонарушения, исходя из целей и общих принципов назначения наказания и в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, суды не усмотрели оснований для признания малозначительным совершенного обществом административного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ).
Как заключили суды, факт совершения обществом вмененного административного правонарушения установлен и подтвержден материалами дела об административном правонарушении. Оснований для вывода о том, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении обществом той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от общества в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований законодательства, суды не выявили.
При этом суды исходили из того, что отсутствие причинения ущерба, каких-либо иных материальных последствий несоблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта само по себе не свидетельствует об основания для снижения размера назначенного штрафа в соответствии с пунктом 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 августа 2022 г. N Ф05-18266/22 по делу N А40-290936/2021