город Москва |
|
18 августа 2022 г. |
Дело N А40-218866/21-148-1221 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО ПО "РемЖилСервис": Жаворонковой Г.Г. (дов. N 01/2022 от 10.01.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ЦУ Ростехнадзора: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации городского округа Чехов Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 11 августа 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ЦУ Ростехнадзора
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24 марта 2022 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2022 г.,
по делу N А40-218866/21-148-1221
по заявлению общества с ограниченной ответственностью ПО "РемЖилСервис"
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 08 октября 2019 г. N 5.2-Пс/0625-0000ПК-2019,
третье лицо: Администрация городского округа Чехов Московской области,
УСТАНОВИЛ: при проведении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением требований промышленной безопасности и управления промышленной безопасностью в части предоставления сведений об организации производственного контроля на опасном производственном объекте - система газопотребления предприятия (регистрационный номер А02-53403-0001), расположенного по адресу: Московская обл., Чеховский район, п/о Чернецкое, должностными лицами Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - ЦУ Ростехнадзора, административный орган) установлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно: обществом с ограниченной ответственностью ПО "РемЖилСервис" (далее - ООО ПО "РемЖилСервис", общество, заявитель) в срок до 01 апреля 2019 г. не представлены в территориальный орган Ростехнадзора сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, что является нарушением части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности) и пунктов 14, 14.1 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 263 (далее - Правила).
На основании полученных данных 15 августа 2019 г. в отношении ООО ПО "РемЖилСервис" составлен протокол об административном правонарушении N 5.2-0000ПК-Пр/0625-2019.
08 октября 2019 г. ЦУ Ростехнадзора вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 5.2-ПС/0625-0000ПК-2019, которым ООО ПО "РемЖилСервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО ПО "РемЖилСервис" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ЦУ Ростехнадзора о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 марта 2022 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2022 г., признано незаконным и отменено постановление ЦУ Ростехнадзора от 08 октября 2019 г. по делу об административном правонарушении N 5.2-ПС/0625-0000ПК-2019 о привлечении ООО ПО "РемЖилСервис" к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
В кассационной жалобе ЦУ Ростехнадзора просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и отсутствие доказательств того, что объект - система газопотребления предприятия зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов за иным лицом.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО ПО "РемЖилСервис" с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представитель ЦУ Ростехнадзора в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ООО ПО "РемЖилСервис", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Закон о промышленной безопасности определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В соответствии со статьей 1 указанного закона под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно части 1 статьи 11 Закона о промышленной безопасности организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 11 Закона о промышленной безопасности сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Требования к организации и осуществлению производственного контроля установлены в Правилах.
В соответствии с пунктом 4 Правил производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.
Пунктом 14 Правил установлено, что эксплуатирующие организации представляют сведения об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Сведения об организации производственного контроля представляются ежегодно до 1 апреля (пункт 14(1) Правил).
Действия, связанные с нарушением требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Из части 2 статьи 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на отсутствие в действиях ООО ПО "РемЖилСервис" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, поскольку общество не является организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект - система газопотребления предприятия (регистрационный номер А02-53403-0001), расположенного по адресу: Московская обл., Чеховский район, п/о Чернецкое.
Указанный объект - газовая котельная г. Чехов-7 находится в собственности Администрации Чеховского муниципального района Московской области и эксплуатируется МП "ЖКХ Чеховского района" (ИНН 5048052077, лицензия N ВП-02-002543 от 23 июля 2010 г).
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
При таком положение обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 марта 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2022 г. по делу N А40-218866/21-148-1221 оставить без изменения, кассационную жалобу ЦУ Ростехнадзора - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Из части 2 статьи 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на отсутствие в действиях ООО ПО "РемЖилСервис" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, поскольку общество не является организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект - система газопотребления предприятия (регистрационный номер А02-53403-0001), расположенного по адресу: Московская обл., Чеховский район, п/о Чернецкое."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 августа 2022 г. N Ф05-18218/22 по делу N А40-218866/2021