город Москва |
|
18 августа 2022 г. |
Дело N А41-94816/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Беловой А.Р.,
судей Лазаревой И.В., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании:
от АО "Мособлгаз": не явилось, извещено
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явилось, извещено
при рассмотрении 18 августа в судебном заседании кассационной жалобы Управления Росреестра по Московской области
на решение от 24 февраля 2022 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 18 мая 2022 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по заявлению АО "Мособлгаз" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным уведомления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Мособлгаз" (далее - АО "Мособлгаз", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление) о признании незаконным решения, изложенного в уведомлении от 08.10.2021 N КУВД-001/2020-30595165/4, об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; об обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрации права собственности АО "Мособлгаз" на газопровод низкого давления общей протяженностью 65 м по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, с.п. Молоковское, д. Андреевское, ул. Слободская.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 февраля 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2022 года решение Арбитражного суда Московской области от 24 февраля 2022 года оставлено без изменения.
Законность вынесенных по делу судебных актов проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Управления, которое просит вышеуказанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Управление указывает на то, что представленные заявителем документы для осуществления государственной регистрации права собственности не соответствуют установленным требованиям.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы Управления к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства Управление и АО "Мособлгаз" явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела и принятии судебных актов, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 23.12.2020 АО "Мособлгаз" обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на газопровод низкого давления общей протяженностью 65 м по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, с.п. Молоковское, д. Андреевское, ул. Слободская.
Уведомлением от 19.01.2021 N КУВД-001/2020-30595165/1 осуществление регистрационных действий приостановлено до 15.04.2021.
В обоснование приостановления указано:
- полное вхождение ОКС в земельный участок;
- ОКС не полностью входит в границы ЗУ-3.71 кв. м. Точность проведения проверки: 0.10;
- графическая часть технического плана не соответствует п. 57 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования N 953).
04.02.2021 АО "Мособлгаз" направило в регистрирующий орган дополнительные документы.
Уведомление о неустранении причин приостановления в адрес общества не поступало.
08.04.2021 АО "Мособлгаз" направило в регистрирующий орган заявление о приостановлении государственной регистрации в порядке статьи 30 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) на срок шесть месяцев.
Уведомлением от 15.04.2021 осуществление регистрационных действий приостановлено до 08.10.2021.
АО "Мособлгаз" 28.09.2021 направило в регистрирующий орган дополнительные документы.
Уведомление о неустранении причин приостановления в адрес общества не поступало.
Уведомлением от 08.10.2021 N КУВД-001/2020-30595165/4 Управление отказало в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
Полагая отказ незаконным, АО "Мособлгаз" обратилось в суд с заявлением о его оспаривании в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Так, согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 1 статьи 20 Закона о регистрации предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в государственной регистрации.
В силу части 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеназванными нормами, исходя из того, что в состав приложения к техническому плану кадастровым инженером включены все имеющиеся сведения, являющиеся исчерпывающими для осуществления кадастрового учета, технический план подготовлен с соблюдением ст. 24 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", а также соответствует Приказу Министерства экономического развития РФ от 18.12.2015 N 953, установив, что материалам дела подтверждается, что АО "Мособлгаз" предоставило полный пакет необходимых документов для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Отклоняя доводы Управления, суды отметили, что указание на то, что ОКС не полностью входит в границы земельного участка в соответствии с Требованиями N 953 не является основанием для приостановления или отказа в совершении действий по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права.
Оснований не согласиться с выводами судов кассационная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, основаны на ошибочном толковании закона, не подтверждены надлежащими доказательствами, повторяют доводы, приводимые Управлением при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции, которым дана соответствующая оценка, и по существу доводы Управления основаны на несогласии с данной судами оценкой установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательства, направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопрос оценки доказательств в силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является компетенцией суда, рассматривающего спор по существу.
Несогласие Управления с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 февраля 2022 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2022 года по делу N А41-94816/21 оставить без изменения, кассационная жалоба Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.Р. Белова |
Судьи |
И.В. Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеназванными нормами, исходя из того, что в состав приложения к техническому плану кадастровым инженером включены все имеющиеся сведения, являющиеся исчерпывающими для осуществления кадастрового учета, технический план подготовлен с соблюдением ст. 24 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", а также соответствует Приказу Министерства экономического развития РФ от 18.12.2015 N 953, установив, что материалам дела подтверждается, что АО "Мособлгаз" предоставило полный пакет необходимых документов для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 августа 2022 г. N Ф05-20140/22 по делу N А41-94816/2021