город Москва |
|
23 августа 2022 г. |
Дело N А40-150894/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Беловой А.Р.,
судей Лазаревой И.В., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании:
от Департамента городского имущества города Москвы: не явился, извещен
от Управления Росреестра по Москве: не явилось, извещено
от третьего лица: Департамента городского имущества города Москвы: не явился, извещен
при рассмотрении 23 августа в судебном заседании кассационной жалобы Управления Росреестра по Москве
на решение от 04 апреля 2022 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 15 июня 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) о признании недействительными решений, изложенных в уведомлениях от 26.04.2021 N КУВД-001/2021-1119138/3, N КУВД-001/2020-31065244/2, N КУВД-001/2020-31061594/3, N КУВД-001/2020-31058615/3, N КУВД-001/2020-31062090/3, N КУВД-001/2020-31061382/3, от 26.04.2021 N КУВД-001/2021-1118994/3, N КУВД-001/2021-1119098/3 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 апреля 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2022 года решение Арбитражного суда города Москвы от 04 апреля 2022 года оставлено без изменения.
Законность вынесенных по делу судебных актов проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Управления, которое просит вышеуказанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Управление указывает на правомерность решения об отказе в осуществлении действий по снятию с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, поскольку необходимые документы, подтверждающие соблюдение процедуры сноса объекта недвижимости в Управление не представлены.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы Управления к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства Департамент и Управление явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела и принятии судебных актов, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, Департамент обратился в Управление с заявлениями о снятии в связи со сносом с государственного кадастрового учета следующих объектов недвижимости:
- объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Москва, пер. Овчинниковский Б., д. 18, строен. 5 с кадастровым номером 77:01:0002018:2244;
- объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Москва, ш. Можайское, д. 39б с кадастровым номером 77:07:0008005:1095;
- объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Москва, ш. Аминьевское, д. 33 с кадастровым номером 77:07:0008007:1057;
- объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Верейская, д. 5а, строен. 3 с кадастровым номером 77:07:0012006:1116;
- объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Горбунова, д. 2, строен. 16 с кадастровым номером 77:07:0004009:1036;
- объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Маршала Неделина, д. 11 с кадастровым номером 77:07:0005011:1003;
- объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Антонова-Овсеенко, д. 15, строен. 15 с кадастровым номером 77:01:0004040:1011;
- объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Краснохолмская Нижн., д. 5, строен. 2 с кадастровым номером 77:01:0006019:1011 (далее - объекты недвижимости).
Решениями от 26.04.2021 N КУВД-001/2021-1119138/3, N КУВД-001/2021-1119019/3, от 12.04.2021 N КУВД-001/2020-31064297/3, N КУВД-001/2020-31065244/2, N КУВД-001/2020-31061594/3, N КУВД-001/2020-31058615/3, N КУВД-001/2020-31062090/3, КУВД-001/2020-31061382/3, от 26.04.2021 N КУВД-001/2021-1118994/3, N КУВД-001/2021-1119098/3 Управление отказало в снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости в связи с тем, что представленные акты обследования по форме либо содержанию не соответствует Требованиям к подготовке акта обследования, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 N 861.
Полагая, что оспариваемые отказы являются необоснованными и нарушающими права и законные интересы, Департамент обратился в суд с соответствующими требованиями.
Согласно части 1 статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Так, согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 1 статьи 20 Закона о регистрации предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в государственной регистрации.
В силу части 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеназванными нормами, а также положениями, содержащимися в Приказе Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке", постановлении Правительства Москвы от 20.02.2013 "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", установив, что Приказом N 861 не определен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, при этом Приказ N 861 допускает составление акта обследования и без приложения каких-либо документов (абз. 2 п. 3 требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом N 861), в связи с чем свидетельствование кадастровым инженером факта прекращения существования объекта недвижимости по результатам осмотра места его нахождения в разделе акта "Заключение кадастрового инженера", является достаточным доказательством прекращения существования объекта недвижимости; таким образом, документы о сносе объекта не являются обязательными приложениями к акту обследования; учитывая, что в состав приложений к актам обследования включены документы, подтверждающие факт прекращения существования Объектов недвижимости, а именно: акт Управы Тверского района города Москвы от 09.11.2020, акты Управы района Замоскворечье от 19.11.2020, акты Управы Можайского района от 16.10.2020, акт Управы Пресненского района города Москвы от 10.07.2020, согласно которым здания, расположенные по адресам: г. Москва, пер. Овчинниковский Б., д. 18, строен. 5; г. Москва, ш. Можайское, д. 39б; г. Москва, ш. Аминьевское, д. 33; г. Москва, ул. Верейская, д. 5а, строен. 3; г. Москва, ул. Горбунова, д. 2, строен. 16; г. Москва, ул. Маршала Неделина, д. 11; г. Москва, ул. Антонова-Овсеенко, д. 15, строен. 15; г. Москва, ул. Краснохолмская Нижн., д. 5, строен. 2 на момент обследования отсутствуют; признав доказанным факт, что Департамент представил на государственную регистрацию необходимый пакет документов, отражающий информацию об уничтожении объекта, пришли к выводу, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя, создает заявителю препятствия для осуществления обычной хозяйственной деятельности, а также приводит к недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРН, в связи с чем заявленные требования удовлетворили.
Оснований не согласиться с выводами судов кассационная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Из текста решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции усматривается, что все представленные в материалы дела доказательства были исследованы и оценены в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, что по ним судом были сделаны соответствующие выводы. При том, что оценка какого-либо доказательства, сделанная судом не в пользу стороны, представившей это доказательства, не свидетельствует об отсутствии как таковой оценки доказательства со стороны суда.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, повторяют доводы, приводимые Управлением при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции, которым дана соответствующая оценка, и по существу доводы Управления основаны на несогласии с данной судами оценкой установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательства, направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопрос оценки доказательств в силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является компетенцией суда, рассматривающего спор по существу.
Несогласие Управления с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04 апреля 2022 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2022 года по делу N А40-150894/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.Р. Белова |
Судьи |
И.В. Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеназванными нормами, а также положениями, содержащимися в Приказе Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке", постановлении Правительства Москвы от 20.02.2013 "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", установив, что Приказом N 861 не определен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, при этом Приказ N 861 допускает составление акта обследования и без приложения каких-либо документов (абз. 2 п. 3 требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом N 861), в связи с чем свидетельствование кадастровым инженером факта прекращения существования объекта недвижимости по результатам осмотра места его нахождения в разделе акта "Заключение кадастрового инженера", является достаточным доказательством прекращения существования объекта недвижимости; таким образом, документы о сносе объекта не являются обязательными приложениями к акту обследования; учитывая, что в состав приложений к актам обследования включены документы, подтверждающие факт прекращения существования Объектов недвижимости, а именно: акт Управы Тверского района города Москвы от 09.11.2020, акты Управы района Замоскворечье от 19.11.2020, акты Управы Можайского района от 16.10.2020, акт Управы Пресненского района города Москвы от 10.07.2020, согласно которым здания, расположенные по адресам: г. Москва, пер. Овчинниковский Б., д. 18, строен. 5; г. Москва, ш. Можайское, д. 39б; г. Москва, ш. Аминьевское, д. 33; г. Москва, ул. Верейская, д. 5а, строен. 3; г. Москва, ул. Горбунова, д. 2, строен. 16; г. Москва, ул. Маршала Неделина, д. 11; г. Москва, ул. Антонова-Овсеенко, д. 15, строен. 15; г. Москва, ул. Краснохолмская Нижн., д. 5, строен. 2 на момент обследования отсутствуют; признав доказанным факт, что Департамент представил на государственную регистрацию необходимый пакет документов, отражающий информацию об уничтожении объекта, пришли к выводу, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя, создает заявителю препятствия для осуществления обычной хозяйственной деятельности, а также приводит к недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРН, в связи с чем заявленные требования удовлетворили."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 августа 2022 г. N Ф05-20190/22 по делу N А40-150894/2021