город Москва |
|
25 августа 2022 г. |
Дело N А41-942/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Комтиню": Поплавской А.В. (дов. от 27.12.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Шереметьевской таможни: Аксенова Е.В. (дов. N 05-11/39146 от 30.12.2021 г.);
рассмотрев 18 августа 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Шереметьевской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 15 марта 2022 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2022 г., по делу N А41-942/22
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комтиню"
к Шереметьевской таможне
об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи,
УСТАНОВИЛ:
20 мая 2019 г. обществом с ограниченной ответственностью "Комтиню" (далее - ООО "Комтиню", общество, заявитель) в рамках внешнеторгового контракта от 28 сентября 2018 г. N 008/2018, заключенного с компанией TCM Beratungs-und Handelsges.m.b.H (далее - контракт), на территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) по таможенной декларации (далее - ДТ, декларация) N 10005030/200519/0097270 ввезен товар - 2 цезиевых первичных эталонных источника (Time Cesium 4400 front access, Cesium Primary Referece Source), предназначенных для операторов телекоммуникационных сетей (далее - товар), стоимость товара составила 88 500 долларов США, с которой оплачен налог на добавленную стоимость (далее - НДС) на сумму 1 143 998 руб. 79 коп.
При подключении оборудования в одном из приборов выявлен брак (неисправность модуля усилителя сигналов), о чем составлен акт о выявленных недостатках товара от 21 октября 2019 г. N 2110/1.
В связи с невозможностью эксплуатации товара с указанным браком по согласованию с поставщиком товар по авианакладной N 020-26577110 был возвращен производителю по процедуре реэкспорта (декларантом оформлена ДТ N 10611020/120220/0005311).
31 августа 2021 г. ООО "Комтиню" обратилось в Шереметьевскую таможню (далее - таможенный орган) с заявлением о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ N 10005030/200519/0097270, с последующим возвратом (зачетом) излишне уплаченных сумм НДС в размере 571 558 руб.57 коп. в связи с помещением товара под процедуру реэкспорта.
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления таможенным органом принято решение, оформленное письмом от 27 сентября 2021 г. N 10-28/280006, об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ и возврате излишне уплаченных таможенных платежей (НДС), указав на необходимость предоставления надлежаще заполненной корректировки декларации на товары, ее электронной копии, а также документов, подтверждающих изменения (дополнения), вносимые в сведения, указанные в ДТ, так как указанное декларантом основание внесения изменений не входит в перечень случаев, в которых производится изменения сведений, заявленных в ДТ.
Считая свои права нарушенными, ООО "Комтиню" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне об обязании возвратить излишне уплаченные по ДТ N 10005030/200519/0097270 таможенные платежи в размере 571 558 руб. 57 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 марта 2022 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2022 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Шереметьевская таможня просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на непредставление заявителем полного комплекта документов, подтверждающих соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Шереметьевской таможни поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Комтиню" против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В силу положений статьи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (часть 1).
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата (часть 2).
Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (часть 3).
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании (часть 4).
Согласно части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
В силу пункта 2 части 1 статьи 148 Закона о таможенном регулировании возврат таможенных пошлин, налогов производится в случае отзыва таможенной декларации.
Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с настоящей статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. При этом положения части 9 статьи 147 настоящего Федерального закона не применяются.
Возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в части 1 статьи 148 Закона о таможенном регулировании, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с названной статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. При этом положения части 9 статьи 147 названного Закона не применяются (часть 2 статьи 148 Закона о таможенном регулировании).
В случае возврата товаров с дефектом иностранному поставщику следует поместить под процедуру реэкспорта. Таможенная процедура реэкспорта применяется в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой товары вывозятся с таможенной территории ЕАЭС без уплаты таможенных платежей и (или) с возвратом (зачетом) сумм таможенных платежей (пункт 1 статьи 238 ТК ЕАЭС).
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 238 ТК ЕАЭС установлено, что процедура реэкспорта применяется в отношении товаров Союза, в отношении которых ранее была применена процедура выпуска для внутреннего потребления, если товары вывозятся с таможенной территории Союза по причине неисполнения условий сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке, при соблюдении условий, установленных пунктом 2 статьи 239 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров, указанных в подпунктах 6 и 7 пункта 2 статьи 238 настоящего Кодекса, под таможенную процедуру реэкспорта являются:
1) помещение товаров под таможенную процедуру реэкспорта в течение 1 года со дня, следующего за днем их помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
2) представление таможенному органу сведений об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию Союза, неисполнении условий сделки, на основании которой товары перемещались через таможенную границу Союза, помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, использовании этих товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, которые подтверждаются представлением таможенных и (или) иных документов либо сведений о таких документах. Для целей подтверждения неисполнения условий сделки, на основании которой товары перемещались через таможенную границу Союза, таможенному органу могут представляться документы, выдаваемые уполномоченными организациями в соответствии с законодательством государств-членов;
3) неиспользование товаров на таможенной территории Союза и непроведение их ремонта, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших вывоз товаров с таможенной территории Союза;
4) возможность идентификации товаров таможенным органом;
5) соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.
При соблюдении перечисленных условий в отношении товаров, помещенных под процедуру реэкспорта и фактически вывезенных с таможенной территории ЕАЭС, осуществляется возврат (зачет) сумм таможенных платежей, уплаченных ранее в связи с применением процедуры выпуска для внутреннего потребления (пункт 1 статьи 242 ТК ЕАЭС).
Возврат (зачет) сумм таможенных платежей осуществляется в соответствии с главой 10 ТК ЕАЭС.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что в результате вывоза товара и помещения его под таможенную процедуру реэкспорта у общества возникла излишняя уплата НДС за ранее ввезенные товары по декларации.
При этом судом установлено, что обществом был представлен полный комплект документов, подтверждающий факт излишней уплаты НДС, для принятия таможенным органом решения по возврату таможенных платежей в заявленном размере.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для переоценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств по делу, в связи с чем в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 марта 2022 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2022 г. по делу N А41-942/22 оставить без изменения, кассационную жалобу Шереметьевской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 239 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров, указанных в подпунктах 6 и 7 пункта 2 статьи 238 настоящего Кодекса, под таможенную процедуру реэкспорта являются:
1) помещение товаров под таможенную процедуру реэкспорта в течение 1 года со дня, следующего за днем их помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
2) представление таможенному органу сведений об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию Союза, неисполнении условий сделки, на основании которой товары перемещались через таможенную границу Союза, помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, использовании этих товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, которые подтверждаются представлением таможенных и (или) иных документов либо сведений о таких документах. Для целей подтверждения неисполнения условий сделки, на основании которой товары перемещались через таможенную границу Союза, таможенному органу могут представляться документы, выдаваемые уполномоченными организациями в соответствии с законодательством государств-членов;
3) неиспользование товаров на таможенной территории Союза и непроведение их ремонта, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших вывоз товаров с таможенной территории Союза;
4) возможность идентификации товаров таможенным органом;
5) соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.
При соблюдении перечисленных условий в отношении товаров, помещенных под процедуру реэкспорта и фактически вывезенных с таможенной территории ЕАЭС, осуществляется возврат (зачет) сумм таможенных платежей, уплаченных ранее в связи с применением процедуры выпуска для внутреннего потребления (пункт 1 статьи 242 ТК ЕАЭС).
Возврат (зачет) сумм таможенных платежей осуществляется в соответствии с главой 10 ТК ЕАЭС."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 августа 2022 г. N Ф05-18919/22 по делу N А41-942/2022