город Москва |
|
25 августа 2022 г. |
Дело N А40-259431/21-145-2036 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ПАО "Коршуновский ГОК": Строговой Е.Н. (дов. от 30.09.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Рослесхоза: Миятлиевой Д.М. (дов. N ИС-02-28/28892 от 14.12.2021 г.);
от третьего лица Министерства лесного комплекса Иркутской области: не явились, извещены;
рассмотрев 18 августа 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ПАО "Коршуновский ГОК"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24 февраля 2022 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2022 г.,
по делу N А40-259431/21-145-2036
по заявлению публичного акционерного общества "Коршуновский горно-обогатительный комбинат"
к Федеральному агентству лесного хозяйства
о признании незаконными действий,
третье лицо: Министерство лесного комплекса Иркутской области,
УСТАНОВИЛ: публичное акционерное общество "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" (далее - ПАО "Коршуновский ГОК", общество, заявитель) обратилось в Министерство лесного комплекса Иркутской области с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Нижнеилимский район, Нижнеилимское лесничество, Железногорское участковое лесничество, "Железногорская дача", квартал N 88 (выделы 25 ч, 27 ч, 29 ч, б/н), квартал N 104 (выдел б/н), квартал N 105 (выделы 1 ч, 2 ч, 3 ч, 4 ч, б/н) площадью 147,3 га для складирования пород вскрыши Коршуновского карьера на отвале N 1 (вх. N 01-91-20993/21 от 30 сентября 2021 г.).
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления Министерством лесного комплекса Иркутской области в адрес общества направлено письмо от 13 октября 2021 г. N 02-91-14852/21 с указанием на отсутствие оснований для заключения договора аренды лесного участка, в связи с включением ПАО "Коршуновский ГОК" с 22 сентября 2020 г. в реестр недобросовестных лесопользователей.
Основанием для включения общества в реестр недобросовестных лесопользователей явилось расторжение ранее заключенного между Министерством лесного комплекса Иркутской области (арендодателем) и ПАО "Коршуновский ГОК" (арендатор) договора аренды лесного участка от 11 августа 2010 г. N 91/127-10 в связи с невыполнением арендатором лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов (решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 августа 2020 г. по делу N А19-8519/2020).
Считая свои права нарушенными, ПАО "Коршуновский ГОК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному агентству лесного хозяйства о признании незаконными действий по включению ПАО "Коршуновский ГОК" в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений и обязании Федеральное агентство лесного хозяйства исключить ПАО "Коршуновский ГОК" из реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство лесного комплекса Иркутской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 февраля 2022 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2022 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ПАО "Коршуновский ГОК" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие оснований для включения общества в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.
В отзыве на кассационную жалобу Федеральное агентство лесного хозяйства просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзыв на кассационную жалобу от третьего лица не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ПАО "Коршуновский ГОК" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Федерального агентства лесного хозяйства против ее удовлетворения возражал.
Представитель Министерства лесного комплекса Иркутской области в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статьей 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений, которое осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 2 названной статьи в реестр включается информация об арендаторах и покупателях, с которыми были расторгнуты договоры в соответствии с частью 2 статьи 24, частью 8 статьи 51, частью 5 статьи 60.1, частью 5 статьи 60.12 и частью 4 статьи 61 настоящего Кодекса или со статьей 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также сведения о нарушении указанными лицами лесного законодательства, информация о лицах, которые уклонились от заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
В силу части 4 статьи 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации в случае расторжения договоров аренды лесных участков и договоров купли-продажи лесных насаждений арендодатель или продавец в течение трех рабочих дней с даты расторжения этих договоров направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи.
В течение десяти рабочих дней с даты поступления информации, указанной в части 3 настоящей статьи, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений, этот орган включает информацию о недобросовестных арендаторах, покупателях либо лицах, уклонившихся от заключения соответствующих договоров, в реестр или направляет мотивированный отказ во включении такой информации в реестр (часть 5 статьи 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5.4.34 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 11 января 2018 г. N 3 "О ведении реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений и размещении информации, содержащейся в реестре, на официальном сайте Рослесхоза" утверждено Положение о комиссии Федерального агентства лесного хозяйства по рассмотрению поступившей информации о недобросовестных арендаторах лесных участков и покупателях лесных насаждений (далее - Положение).
Пунктом 7 указанного положения установлено, что комиссия Федерального агентства лесного хозяйства по рассмотрению поступившей информации о недобросовестных арендаторах лесных участков и покупателях лесных насаждений (далее - Комиссия) рассматривает представленную информацию о недобросовестных арендаторах лесных участков и покупателях лесных насаждений, в том числе информацию, дополненную арендодателем или продавцом до истечения срока, установленного частью 5 статьи 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации и принимает решение о включении информации в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений либо об отказе о включении информации в реестр.
По результатам заседания Комиссии оформляется протокол. В случае принятия решения об отказе о включении информации в реестр в протоколе заседания указывается соответствующее обоснование (пункт 8 Положения).
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи с недоказанностью заявителем наличия со стороны Федерального агентства лесного хозяйства незаконных действий, поскольку сведения об ПАО "Коршуновский ГОК" включены в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений в связи с расторжением договора аренды лесного участка от 11 августа 2010 г. N 91-127/10 на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Иркутской области от 06 августа 2020 г. по делу N А19-8519/2020.
Судами установлено, что письмом от 08 сентября 2020 г. N 02.91-12354/2020 (вх. от 15 сентября 2020 г. N 39267/27) Министерство лесного комплекса Иркутской области предоставило в Федеральное агентство лесного хозяйства информацию о расторжении договора аренды лесного участка в судебном порядке для включения информации об арендаторе в реестр.
В представленных арендодателем документах комиссией Федерального агентства лесного хозяйства было выявлено основание для включения общества в реестр - расторжение договора аренды лесного участка решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 августа 2020 г. по делу N А19-8519/2020 на основании части 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации.
На основании поступивших материалов комиссией Федерального агентства лесного хозяйства было принято решение о включении заявителя в реестр (протокол от 22 сентября 2020 г. N АВ-14/431).
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 февраля 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2022 г. по делу N А40-259431/21-145-2036 оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО "Коршуновский ГОК" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи с недоказанностью заявителем наличия со стороны Федерального агентства лесного хозяйства незаконных действий, поскольку сведения об ПАО "Коршуновский ГОК" включены в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений в связи с расторжением договора аренды лесного участка от 11 августа 2010 г. N 91-127/10 на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Иркутской области от 06 августа 2020 г. по делу N А19-8519/2020.
...
В представленных арендодателем документах комиссией Федерального агентства лесного хозяйства было выявлено основание для включения общества в реестр - расторжение договора аренды лесного участка решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 августа 2020 г. по делу N А19-8519/2020 на основании части 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 августа 2022 г. N Ф05-18868/22 по делу N А40-259431/2021