• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 августа 2022 г. N Ф05-26402/21 по делу N А40-184200/2020

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Разрешая спор по существу, исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом правильного распределения бремени доказывания, руководствуясь положениями статей 309, 310, 450.1, 453, 611, 616, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9785/12 от 25 декабря 2012 года, пункте 21 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2001 года N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", проанализировав по правилам статей 421, 431 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора аренды, установив, что факт производства спорных работ арендуемых объектов подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается, при этом по условиям договора аренды N 01-30/76 на истца не были возложены обязанности по капитальному ремонту помещений без возмещения стоимости таких затрат, принимая во внимание, что истец по настоящему спору обратился с требованиями не о возмещении стоимости неотделимых улучшений в соответствии со статьей 623 ГК РФ, а с требованием о взыскании расходов за произведенный капитальный ремонт и ремонтно-восстановительные работы в соответствии со статьей 616 ГК РФ, при этом, размер затрат определен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2014 года по делу N А40-157429/13, отметив, что досрочное прекращение арендных правоотношений не прекращает обязательства арендодателя по компенсации затрат арендатора на проведение капитального ремонта, следовательно, ответчик обязан возместить истцу стоимость капитального ремонта, ремонтно-восстановительных работ в не зачтенном в счет будущих арендных платежей размере в связи с расторжением договора, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Отклоняя ссылки ответчика на необходимость квалификации спорных правоотношений сторон, исходя из положений статьи 14 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", суды с учетом положений указанной статьи 14 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, пункта 2, 4 Положения об установлении льготной арендной платы и ее размеров юридическим и физическим лицам, владеющим на праве аренды находящимися в федеральной собственности объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации, вложившим свои средства в работы по их сохранению и обеспечившим выполнение этих работ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04 октября 2012 года N 1005, принимая во внимание, что в данном случае, арендованный истцом объект культурного наследия не находится в государственной или муниципальной собственности, при этом арендатор с заявлением об установлением льготной арендной платы не обращался, заключение на право предоставления льготной арендной платы Министерством культуры Российской Федерации ему не выдавалось, пришли к выводу об отсутствии оснований для квалификации спорных правоотношений сторон, исходя из положений статьи 14 Федерального закона N 73-ФЗ.

Кроме того, учитывая положения пункта 1 статьи 47.2, пункта 11 статьи 47.6, пункта 11 статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", правовой позицией, выраженной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28 мая 2018 года N 305-КГ17-23190, согласно которому действующая редакция Федерального закона N 73-ФЗ не возлагает на арендатора, уплачивающего арендную плату, обязанность по исполнению за свой счет охранных обязательств в отсутствие договора об этом с собственником объекта культурного наследия, принимая во внимание, что между истцом и ответчиком договор об исполнении арендатором охранного обязательства не заключался, суды указали, что затраты истца на капитальный ремонт, реставрацию и другие улучшения объекта культурного наследия следует квалифицировать как составляющую часть арендной платы, определенной договором аренды."